Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Смена эпох в РБ неизбежна

Александр Фадеев

На конец весны стали более ясными позиции белорусского политического руководства в отношении потенциального сближения с Россией. По сути они выражаются формулой - Союзного государства нет, оно пока только конструируется.  Поэтому перед тем как приступить к строительству общего государства, по мнению белорусской стороны, нужно решить проблему тех конституционных принципов, которые лягут в его основание. При этом одна часть политической элиты республики считает, что отношения Белоруссии и России должны в главном копировать опыт послевоенных отношений между СССР и Финляндией. Практически речь идет о возврате к концепции «финляндизации» внешней политики Белоруссии, которая была разработана в МИДе РБ в первой половине 90-х гг. Другая – призывает внимательно присмотреться к современной модели межгосударственного образования Черногория+Сербия.

В политике взаимоотношений с Россией президентские структуры республики предпочитают не торопиться с реальным созданием союзного с ней государства. Однако предусмотрены «организационные и убедительные действия», призванные наглядно демонстрировать общественности двух стран приверженность президента и правительства РБ курсу на сближение с восточной соседкой.

Помимо прочего, позиция Минска, подчеркнуто демонстрирующая приверженность союзу с Россией, удобна в контексте переговоров с российской стороной по предоставлению республике новых кредитов, преференций и льгот. Сегодня, добившись успеха в деле снижения железнодорожных тарифов для транзита белорусских товаров через территорию РФ и цены на импортируемый российский газ, Минск в рамках уравнивания условий хозяйствования требует от РАО «ЕЭС России» снизить цену на импортируемую им электроэнергию, а от российского правительства - пересмотреть правила таможенного оформления товаров.

Перед чиновниками, причастными к проведению внешнеполитического курса, президентом поставлена задача закрепить международную правосубъектность Белоруссии и повысить ее международный престиж, а также не допустить пересмотра и ревизии ни одного основополагающего конституционного параметра РБ (суверенитет и независимость, внеблоковый, безъядерный и нейтральный статус). Позиция заместителя руководителя президентской администрации Леонида Козика, который является главным лицом от Белоруссии по «союзному строительству», состоит в том, что белорусская сторона должна получить в будущем Союзном государстве ключевые посты и должности, поскольку республика ближе к Западу, более цивилизованная страна, чем Россия. Кроме того, люди в последней,- по словам Козика,- «расслабленные» в силу большой территории, которую занимает Россия, а это тоже довод в пользу постановки белорусских чиновников выше российских коллег(см. «Народная воля»,2002,8 мая).

Вместо реального создания Союзного государства сейчас активно имитируется деятельность по разработке Конституционного Акта СГ, в частности, анализируется проект концепции этого важнейшего документа на уровне рабочих групп(последнее заседание группы Козик(РБ) – Калашников(РФ) прошло 16 мая). Этот же вопрос обсуждался недавно и на совместной коллегии министерств юстиции РБ и РФ, но продвижения в плане интеграции двух стран достигнуто не было. Белорусская сторона продолжает настаивать на реализации принципа союза двух равноправных, сохраняющих независимость и суверенитет государств, что, в лучшем случае, позволит в будущем оформить в правовом поле конфедерацию РФ и РБ. По сути это попытка отойти от цели и идей, заложенных в Договоре 1999 г. о создании Союзного государства. В целом, если говорить о процессе разработки Конституционного Акта в различных бюрократических инстанциях и его перспективах, то сохраняется опасение, что «вшиско скончица дзвоном».

На этом фоне заметна определенная трансформация в лагере умеренной белорусской оппозиции, часть которой ныне выступает под лозунгом «лучше быть богатыми и демократичными вместе с Россией, чем суверенными и нищими вместе с Лукашенко».

В то же время было бы ошибкой считать, что белорусские политики и все общество республики поглощено перипетиями отношений с Россией. Сегодня это совсем не так. Чиновники и политики РБ сейчас живут ожиданием близкой отставки нынешнего кабинета(или его части), на которую уже намекал А.Лукашенко, а, может быть, и снятия с поста премьер-министра Г.Новицкого, некомпетентность которого, как считают многие управленцы, слишком бросается в глаза.

Серьезные коррективы в расстановку политических сил вносит тяжелое экономическое положение республики, которое ставит в повестку дня переход к акционированию и перераспределению государственной собственности, включая и приватизацию какой-то ее части. В мае в правительстве и ряде комиссий белорусского парламента шла работа по подготовке пакета законодательных актов, определяющих правила и порядок передачи госсобственности в частные руки. Судя по всему, высшие управленцы, близкие к президенту, намереваются формализовать в правовом порядке такую систему приватизации, при которой акции госпредприятий будут передаваться новым владельцам только крупными пакетами и на льготных финансовых условиях. Причем приоритет в приобретении этих пакетов акций, скорее всего, будут иметь руководители государственных унитарных предприятий, вот почему сейчас целая группа ЗАО и ОАО с государственным капиталом переводится в разряд государственных унитарных, руководителями которых свыше назначаются новые люди. Не исключено, что «неудобных» прежних руководителей предприятий сейчас стремятся устранить, в том числе в рамках чистки и уголовных преследований представителей директорского корпуса.

Интересно, что в последний период размежевание политических сил в республике проходит по линии именно отношения к грядущей приватизации. При этом зачастую стираются грани между различными политическими группами, блекнет их «идеологический окрас». Часть из непримиримой оппозиции оказывается вполне готовой примкнуть к властным структурам, чтобы не быть обойденной. Вероятно в дальнейшем борьба за госсобственность будет принимать все более жесткие формы. Кроме того, существует закономерность, которая выражается в том, что процесс поиска «дохлых кошек», который начинает одна группировка, неизбежно подхватывают другие, прежде всего те, против которых направлен главный удар. Поэтому в ближайшем времени следует ожидать новых сенсационных разоблачений отдельных персоналий из правящей элиты РБ со стороны уже не только радикальной оппозиции, но и бывших управленцев, оттертых от распределения прав на собственность.

Все это не может быть делом сугубо внутренним, полностью игнорироваться российской стороной. Речь тут даже не о пресловутых «громадных» российских капиталах, которые конечно же на этом этапе не пустят в Белоруссию, сколько бы об этом не призывали белорусскую власть российские политики(Сергей Караганов, например). России на самом деле не может быть безразличным трансформация экономики РБ уже в силу того, что высока степень кооперации российских предприятий с белорусскими: в сборке тракторов, выпускаемых в республике, 60% - доля производственников России, грузовых автомобилей, сошедших с конвейера МАЗа – тоже 60%, БЕЛАЗа – вообще 80%! Худо-бедно реализуются 35 совместных программ, кроме прочего, в Белоруссии действуют более 500 белорусско-российских фирм и предприятий, где «крутятся» и деньги(пусть и небольшие) бизнесменов из России, интересы которых, наряду с российскими поставщиками в РБ, Кремль просто обязан блюсти.

Очевидно, что эпоху политического правления Александра Лукашенко ни современники, ни, тем более, потомки не охарактеризуют как la belle epoque. Но у него еще остается шанс кардинальным образом изменить положение вещей, решительно порвав с консервацией всего старого, отжившего в экономическом комплексе, расплывчатостью принципов внешней политики и поведя Белоруссию иным путем. Взрастить нечто грандиозное и прекрасное нельзя, полагаясь исключительно на собственную непогрешимость и уверенность в успехе.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ