Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
РИА "Новости",
21 мая 2002
Дмитрий Косырев
"Север-Юг" - это Суэцкий канал XXI века.
Во вторник, в Санкт-Петербурге состоится церемония официального открытия международного транспортного коридора "Север-Юг", проходящего через Индию, Иран и Россию. Новый маршрут составит реальную конкуренцию магистрали, проходящей через Суэцкий канал, и может серьезно изменить картину международных отношений на всем евразийском континенте.
Церемонию проведут министры транспорта трех стран - основных участников проекта. Они подпишут устав Координационного совета международного транспортного коридора /МТК/ "Север-Юг" и провозгласят коридор открытым. Эта часть церемонии, конечно, будет иметь чисто символическое значение, потому что движение товаров по маршруту Индия - Иран - Астрахань и далее везде не прекращалось уже многие столетия, а сам маршрут издавна известен под именем "Иранского транзита".
Однако за прошедшее десятилетие объемы перевалки грузов по нему снизились из-за нестабильности в бывшем СССР, особенно на Кавказе. Тем временем экономическое развитие не только Индии, но и вообще стран Азии ускорилось, объемы торговли Азии с Европой возросли, но главным маршрутом доставки грузов оставался путь через Суэцкий канал. Идея разработки соглашения о международном транспортном коридоре "Север-Юг" принадлежит российской стороне, это один из важнейших национальных проектов для России. В конце 1999-го-начале 2000 года вопрос был обсужден с иранской и индийской сторонами. В итоге три государства подписали соглашение о создании коридора "Север-Юг" в сентябре 2000 года в Санкт-Петербурге.
Экономическое значение нового транспортного проекта в том, что он должен в корне изменить существующий подход к морским и железнодорожным перевозкам между Европой и Азией. Цель - увеличить скорость и снизить стоимость доставки грузов. Подсчеты пока что делались в основном исходя из стандартного маршрута: крупнейший индийский порт Мумбаи /бывший Бомбей/ через иранский порт в Персидском заливе Бендер-Аббас и порты на Каспии - Бендер-Анзали и Бендер-Амирабад, далее через порт Оля /Астрахань/ до Санкт-Петербурга. Этот торговый путь, длина которого составляет 6 тыс 245 км, позволит сократить продолжительность перевозки грузов на 10-12 дней по сравнению с традиционным морским путем из Азии в Европу через Средиземное море и Суэцкий канал, который занимает 35 дней. Он также сократит транспортные затраты на 20 проц, или на 2 тыс долларов за один контейнер. Как ожидается, на первой стадии проекта через коридор будет проходить от 15 до 20 млн тонн грузов, а торговый оборот составит 10 млрд долларов.
Суть проекта заключается в том, что транспортный коридор будет управляться единым оператором - международной структурой, то есть упомянутым выше Координационным советом МТК "Север-Юг".
Только совместно и в оперативном режиме можно свести к минимуму стоимость транзитных перевозок, упростить и унифицировать все административные процедуры /включая таможенные/. Это означает, что проект требует высшей степени международного сотрудничества. В данном случае здравый экономический смысл подчиняет себе все политические соображения. Ничто так не стабилизирует международные отношения, как связывающие страны торговые пути, включая трубопроводы и иные транспортные маршруты. Именно они определяют в конечном счете внешнюю политику лучше, чем все прочие факторы.
Говоря о международных отношениях, можно констатировать, что МТК "Север-Юг" - проект, еще больше сближающий Россию и Индию. Индийские источники отмечают, что эта инициатива вдобавок к очевидным выгодам - то есть удешевлению индийского экспорта в Европу - позволит расширить взаимовыгодную торговлю Индии со странами Центральной Азии, Закавказья, а в будущем создать альтернативный канал получения энергоресурсов из центрально-азиатского региона. Наконец, маршрут не следует отсчитывать только от порта Мумбаи - ведь в этот индийский город приходит сейчас все больше товаров из Восточной и Юго-Восточной Азии. Роль транзитного государства укрепляет международное положение Индии точно так же, как и России.
В Европе главный интерес к проекту проявляют скандинавские и прибалтийские страны. Финляндия - единственная страна ЕС, с которой мы имеем общую границу, серьезно заинтересована в развитии коридора "Север-Юг". Но заинтересованность в подключении к проекту уже проявили Швеция, Финляндия, Казахстан, Азербайджан и даже находящаяся в стороне от этого маршрута Болгария. Это означает, что воссоздание торговой перемычки через Каспий может оживить множество других маршрутов от Астрахани, а не только дорогу на Петербург.
Впрочем, российская экономика выиграет в любом случае. Проект "Север-Юг" стимулирует развитие вводимых сейчас в строй двух балтийских российских портов Приморск и Усть-Луга, куда перейдет значительная часть российских грузопотоков с прибалтийских и украинских портов. Астраханский порт Оля также превратится в зону процветания: именно его инфраструктуру будет развивать в первую очередь создаваемая международная управляющая организация. Это необходимо, поскольку в прошлом году через Оля прошло 339 тыс тонн грузов, но через пять лет потребность перевалки грузов в этом порту достигнет 3,5-4 млн тонн.
Возможно, с точки зрения международных отношений самая интересная часть проекта - иранская. Волей географии эта страна, находящаяся в весьма плохих отношениях с США, оказалась в центральной, ключевой части транспортного маршрута, выгодного и необходимого для десятков государств Европы и Азии. Одно лишь это делает Иран желанным и необходимым экономическим /а вслед за этим - и политическим/ партнером для множества стран, включая Россию и Индию.
Ожидается, что на предстоящем в Москве российско-американском саммите Джордж Буш еще раз постарается ограничить российско-иранское партнерство. Но у Америки, которая в меньшей степени заинтересована в европейско-азиатском транзите, иные экономические реальности, чем у России. Будем надеяться, что американский президент после своей поездки в Россию узнает достаточно много о российских экономических приоритетах, которые диктуют и наши подходы во внешней политике.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |