Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
по поправкам к проекту федерального закона № 58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающимся изменений, вносимых в Федеральный закон №99-ФЗ от 24 мая 1999г. «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», вносимым депутатом К.Ф.Затулиным
Проектом федерального закона № 58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вносятся следующие изменения (исключения) в Федеральный закон №99-ФЗ от 24 мая 1999г. «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ» (извлечения)
(фрагменты, выделенные жирным шрифтом, авторы законопроекта № 58338-4 предлагают исключить.)
«Статья 5. Принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников
Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, установленных настоящим Федеральным законом.
Статья 6. Законодательство Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
Законодательство Российской Федерации в области отношений с соотечественниками основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и состоит из Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 16. Поддержка соотечественников в экономической и социальной областях
1. При осуществлении государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации стимулируют сотрудничество российских организаций с хозяйствующими субъектами соотечественников, содействуют созданию совместных организаций, товариществ и обществ, участию соотечественников в инвестициях в российскую экономику, поощряют связи российских организаций независимо от форм собственности с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством иностранных государств.
Статья 17. Поддержка соотечественников в области культуры, языка и образования
1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают соотечественников в деле сохранения и развития их культурного наследия и языка, являющихся неотъемлемыми элементами самобытности соотечественников, в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках и предпринимают с этой целью соответствующие действия в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.
2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют всестороннее сотрудничество с национально-культурными автономиями соотечественников в иностранных государствах, в которых существуют указанные автономии.
3. Соотечественникам для удовлетворения культурных, научных и информационных потребностей предоставляется возможность использовать российские центры науки и культуры в иностранных государствах.
4. В целях содействия соотечественникам в сохранении и развитии ими своего культурного наследия органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
оказывают помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным и любительским творческим коллективам соотечественников;
способствуют изучению культурного наследия соотечественников;
содействуют всем видам культурного обмена между Российской Федерацией и соотечественниками.
5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации способствуют сохранению соотечественниками знания родных языков национальностей Российской Федерации, созданию условий для их изучения и употребления для обучения и получения информации на этих языках в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.
6. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации способствуют получению лицами, состоявшими в гражданстве СССР, наравне с гражданами Российской Федерации среднего и высшего профессионального образования, повышению ими квалификации, в том числе в аспирантуре и докторантуре, в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях в Российской Федерации.
Статья 20. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками (предлагают отменить всю статью)
Полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками являются:
участие в разработке основ государственной политики Российской Федерации и в деятельности по ее реализации, а также в разработке федеральных законов;
разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
участие в разработке и реализации федеральных программ;
разработка, принятие и выполнение региональных (территориальных) программ.
Статья 21. Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками
Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками осуществляются:
на федеральном уровне - Правительством Российской Федерации и специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 22. Обязанности государства в области отношений с соотечественниками
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны:
разрабатывать и осуществлять меры по реализации государственной политики Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
содействовать соотечественникам всех предусмотренных настоящим Федеральным законом групп в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законодательстве государств их проживания или пребывания, международных договорах Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, а также принимать меры по их защите и восстановлению;
руководствоваться настоящим Федеральным законом при решении вопросов, касающихся соотечественников.
Статья 23. Финансирование деятельности Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
1. Финансирование деятельности Российской Федерации в области отношений с соотечественниками осуществляется за счет средств федерального бюджета. Порядок распределения и использования государственных ассигнований определяется Правительством Российской Федерации, а контроль за их использованием осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и порядок использования собственных доходных средств, направляемых на финансирование их деятельности в области отношений с соотечественниками.
3. В Российской Федерации могут создаваться государственно-общественные и общественные фонды, образуемые из взносов государства, физических и юридических лиц, для финансовой и материальной поддержки соотечественников и их организаций. Органы государственной власти Российской Федерации поощряют благотворительную деятельность физических и юридических лиц Российской Федерации в области отношений с соотечественниками в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Предоставление льгот и преимуществ соотечественникам и их организациям, физическим и юридическим лицам Российской Федерации, иностранным лицам и организациям, оказывающим поддержку соотечественникам (предлагают отменить всю статью)
Для достижения целей государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом физическим и юридическим лицам Российской Федерации, иностранным лицам и организациям, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями на основании законодательства Российской Федерации.
Статья 25. Государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками
В Российской Федерации ведется государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками, включающий в себя сбор, анализ и оценку информации о положении соотечественников, создание банка данных, прогнозирование ситуации и проведение научно-исследовательских работ.
Результаты государственного мониторинга доводятся до сведения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других участников (сторон) отношений Российской Федерации с соотечественниками, организаций соотечественников, общественных объединений, средств массовой информации Российской Федерации и иностранных государств.
Порядок ведения государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 26. Представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации
При органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться представительные общественно-консультативные органы - советы (комиссии) соотечественников. Порядок формирования, задачи и функции советов (комиссий) соотечественников устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации соответственно.»
Таким образом, проект федерального закона № 58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в первом чтении, исключает возможность работы субъектов Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом.
Предложенные изменения в Федеральный закон «О политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» авторы законопроекта обосновывают отсутствием данного направления в перечне п.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (введенном Федеральным законом от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ).
Исключение субъектов Российской Федерации из работы по поддержке соотечественников приведет к сворачиванию этой важной работы не только в субъектах федерации, но значительно подорвет всю деятельность Российской Федерации по данному направлению. Такой подход противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку деятельность по поддержке соотечественников за рубежом по своему характеру относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что предусмотрено пунктами б), о) статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Справка
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (извлечения)
Статья 72
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации;
Для того, чтобы не допустить неправомерного отключения субъектов Российской Федерации от деятельности по поддержке соотечественников, мною вносятся следующие поправки в законопроект № 58338-4:
1.Изменяется текст статьи 128, которую предлагаю изложить в следующей редакции:
«Внести в Федеральный закон от 24 мая 1999 года №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №22 ст.2670) следующие изменения:
1) в пункте 3 статьи 23 слова «государственно-общественные и», «государства» исключить;
2) статью 24 признать утратившей силу».
Тем самым убираются необоснованные исключения субъектов Российской Федерации из текста статей Федерального закона «О политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и защищается право субъектов Российской Федерации на организацию и осуществление деятельности по поддержке соотечественников за рубежом.
При этом остаются предложения авторов законопроекта об исключении возможности создания государственно-общественных фондов, образуемых из взносов государства, для финансирования поддержки соотечественников и предоставление особых льгот и преимуществ для лиц и организаций, оказывающим поддержку соотечественникам.
2. Законопроект № 58338-4 дополняется статьей, которая приводит в соответствие право субъектов Российской Федерации на организацию и осуществление деятельности по поддержке соотечественников за рубежом с перечнем полномочий (вопросов, сфер регулирования) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанный в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (введенным Федеральным законом от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ).
«Статья 156. Внести в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следующие изменения:
Часть 2 статьи 26.3 дополнить пунктом 33 следующего содержания: «организации и осуществления деятельности по поддержке соотечественников за рубежом», изменив соответствующим образом нумерацию последующих пунктов части 2 статьи 26.3.
Номера статей 156, 157, 158 изменить соответственно на 157, 158, 159».
Данная поправка исправляет упущение Федерального закона от 4 июля 2003 года №95-ФЗ, который не учел одно из важных направлений совместной федеральной и региональной деятельности по поддержке соотечественников за рубежом, предусмотренной статьей 72 Конституции Российской Федерации.
Тем самым защищается право субъектов Российской Федерации на организацию и осуществление деятельности по поддержке соотечественников за рубежом. Данная деятельность предусмотрена в действующей редакции закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и реализуется многими субъектами Российской Федерации во исполнение:
· Конституции Российской Федерации (ст.72);
· «Основных направлений поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы», утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 1663-р;
· «Плана мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года № 1536-р;
· «Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 года № 196-р;
· «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г., № 909.
Деятельность субъектов Российской Федерации по развитию приграничного сотрудничества, по поддержке соотечественников за рубежом вносит существенный вклад в общероссийскую программу работы с зарубежными соотечественниками. В настоящее время в субъектах Российской Федерации накоплен большой опыт работы с соотечественниками. В некоторых субъектах (Москва, Барнаул, Брянск, Белгород, Саратов и др.) созданы специальные подразделения, общественные советы для координации работы с соотечественниками на уровне субъекта федерации. Совокупные расходы субъектов Российской Федерации на программы помощи соотечественникам превышают ассигнования федерального бюджета по данному направлению.
Данная работа высоко оценивается Правительством Российской Федерации. 18 марта 2003 года состоялось специальное 14-е заседание Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России, на котором был рассмотрен вопрос: "Участие субъектов Российской Федерации в работе по обеспечению интересов российских соотечественников в странах СНГ и Балтии. Опыт Москвы". На заседании Консультативного совета была дана высокая оценка деятельности в данном направлении Москвы и других субъектов Российской Федерации и рекомендовано расширение накопленного опыта, что также нашло отражение в решениях Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.
Непоследовательность авторов законопроекта, предлагающих исключить субъектов Российской Федерации из числа сторон, работающих с соотечественниками за рубежом, нашла отражение и в самом тексте законопроекта № 58338-4. Так, в одних случаях (перечисленных в законопроекте) субъекты РФ исключаются, в других – оставлены. Так, например, в пунктах 1, 2, 4 статьи 17 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», в которые изменения не вносятся, субъектам РФ оставлено право работы с соотечественниками, но их деятельность исключается из пунктов 5 и 6 этой же статьи, куда исправления предлагаются. Тем не менее, субъекты Российской Федерации являются и остаются полноценными участниками (сторонами) отношений Российской Федерации с соотечественниками, о чем свидетельствует оставленная без изменений статья 25 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».
Слабость позиции инициаторов законопроекта нашла отражение также и в том, что пояснительная записка к обсуждаемому проекту не содержит никаких разъяснений по поправкам, вносимым в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», в то время, как позиция авторов законопроекта по отношению к другим законам – достаточно подробно аргументируется.
Принятие законопроекта без учета вносимых мной поправок нанесет катастрофический удар по всему направлению работы с соотечественниками за рубежом, так как разрушит годами складывавшиеся отношения субъектов Российской Федерации с нашими соотечественниками, не обеспечив адекватной и своевременной замены и компенсации вклада субъектов РФ в эту важнейшую работу.
Депутат Государственной Думы К.Ф.ЗАТУЛИН
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |