Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Докучаева
В результате прекращения действия Соглашения между Туркменистаном и Российской Федерацией об урегулировании вопросов двойного гражданства в апреле 2003 года около 100 тысяч граждан Российской Федерации, проживающих в Туркмении оказались в критическом состоянии. Только благодаря активному вмешательству общественности, средств массовой информации российской стороной были предприняты некоторые меры по смягчению действий туркменской стороны, последовавших после подписания президентами России и Туркмении 10 апреля 2003 года Протокола о прекращении действия названного Соглашения. Но страх за свое положение у граждан России заставляет их утаивать свою гражданскую связь с Российской Федерацией. Об этом свидетельствуют цифры явки на выборы депутатов Госдумы в декабре прошлого года. Хотя в стране по личному указанию президента Сапармурата Ниязова избирательные участки были созданы во всех областных центрах, явка оказалась минимальной – 4,1%. Скорее всего, это соответствует числу российских граждан – сотрудников дипмиссии и временно работающих по контрактам в совместных предприятиях.
Ужасающее положение, в котором находятся российские соотечественники в Туркмении, скрыто от общественности жесточайшей цензурой и репрессиями против всех, кто осмелится сказать правду. К сожалению в камуфлировании ситуации активно участвует Посол Российской Федерации в Туркменистане г-н Молочков. Его недавнее интервью, распространенное в Интернете агентством newscentralasia, грешит вопиющими противоречиями и искажениями действительного положения дел. Например, как можно говорить, что «правительство Туркменистана никогда не настаивало на том, что люди должны выбирать между туркменским и российским гражданством», когда существует Указ Президента Туркменистана Сапармурада Туркменбаши от 22 апреля 2003 года, где четко предписано, что «лица, имеющие гражданство Туркменистана и Российской Федерации и постоянно проживающие на территории Туркменистана, должны в течение 2 месяцев сообщить о выборе гражданства одной страны в органы внутренних дел Туркменистана. Указанные лица, не сообщившие в установленный срок о своем выборе, считаются гражданами Туркменистана»?
С текстом интервью можно познакомится в Интернете поадресуhttp://www.newscentralasia.com/modules.php?name=News&file=article&sid=690 – это ярчайший образец зазеркалья, в котором правое выдается за левое, черное – за белое. Такая позиция сокрытия истинного положения дел, когда российское посольство называют «пресс-службой» Туркменбаши, не только погружает наших соотечественников в глубины отчаяния, но и взращивает в среде национальной интеллигенции этой страны, воспитанной в лоне русской культуры и ранее ориентированной на Россию, антироссийские настроения и совсем не российскую ориентацию. Так появляются и множатся саакашвили.
Ситуация в Туркмении показывает, в каком сложном положении оказался МИД и его структуры, когда к его традиционной дипломатической работе подвязали и вопросы защиты прав соотечественников, увы, часто больных и острых, которые невозможно решить дипломатическими реверансами. Очевидно, что необходим специальной, самостоятельной государственной орган по работе с соотечественниками, о котором говорил Президент В.Путин на Конгрессе соотечественников еще в 2001 году. Конечно, без участия посольств эту работу делать невозможно, но развести эти направления – необходимо. К сожалению, туркменский пример со всей его экстремальностью, не единственный случай, когда Россия проигрывает сравнение с другими странами в вопросах защиты своих граждан и соотечественников, проживающих за рубежом. Практически из всех зарубежных государств поступают недоуменные вопросы, почему Россия хотя бы не следует примеру Польши в защите поляков за рубежом, Израиля – евреев, Венгрии – венгров, Германии – немцев, и даже Украины – в ее поддержке украинцев.
Ниже публикуем письмо правозащитника, члена Совета соотечественников при Государственной Думе в 1995-200 годах Вячеслава Мамедова к К.Ф.Затулину, два обращения к Президенту России в связи с ситуацией в Туркмении, а также письмо от нашего соотечественника из Туркмении, имени которого не называем, чтобы не подвергать его опасности преследования.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |