Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Демин
Ю.Н., Бочков В.Е.:
+7(095) 274-62-69; udemin@sde.ru;
bochkov@sde.ru;
Московский государственный
индустриальный университет, Москва, Россия
Organization of the educatе of Russian-languages compatriots abroad on the base of the constructivе synthesis of the different distant education technologies
Y.N.Demin, V.Ye.Bochkov:
+7(095) 274-62-69; udemin@sde.ru; bochkov@sde.ru;
The
experience of the
Распад Советского Союза привел к появлению в начале 90-х годов огромного количества россиян, оказавшихся за границами своей Родины. Наряду с возникшими в связи с этим социально-экономическими, гуманитарными и политическими проблемами, остро встал вопрос и о возможности получения нашими соотечественниками, проживающими в бывших республиках СССР, образования на русском языке.
Правительствами вновь возникших государств, и особенно Прибалтийских, был издан ряд законов, предписывающих ведение образовательной деятельности на их территории на национальном языке, что практически лишило тысячи и тысячи наших соотечественников возможности получать полноценное образование, в том числе и на русском языке.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.1994 г. №1064 "О мерах по поддержке соотечественников за рубежом" был издан приказ Госкомитета РФ по образованию от 25.10.1994 г. №1048 "О программе заочного обучения соотечественников", в котором на Московский автомобилестроительный институт (ныне Московский государственный индустриальный университет (МГИУ) были возложены функции головного вуза по организации заочного обучения специалистов из числа лиц русскоязычного населения за рубежом.
Для реализации этой программы было принято решение об организации такого обучения с использованием дистанционных технологий по двум основным причинам:
- не приводя в движение сотни и сотни тысяч наших соотечественников за рубежом, не вкладывая огромные средства на их пятилетнее проживание в России, с помощью дистанционного обучения можно гарантировать им возможность получения высшего образования на русском языке при сохранении высокого уровня этого образования;
- организацию и проведение учебного процесса непосредственно на местах можно осуществлять с привлечением местных преподавателей, что способствует решению еще одной важной социальной задачи - трудоустройства квалифицированных преподавательских кадров.
Обучение соотечественников за рубежом с использованием элементов дистанционных образовательных технологий МГИУ реализует с 1994 года. С этой целью в университете был создан вначале Центр, а затем Институт дистанционного образования. Разработано Положение о дистанционном обучении русскоязычных граждан, согласно которому на это обучение принимаются граждане, имеющие среднее или высшее образование; язык обучения - русский; продолжительность обучения, содержание образования и организация учебного процесса определяются учебными планами (в основу которых положены государственные образовательные стандарты России) и рабочими программами дисциплин, годовыми календарными графиками учебного процесса; перевод студентов с курса на курс осуществляется по результатам текущего контроля учебной работы, зачетов и экзаменов (тестов); обучение завершается защитой дипломного проекта (работы) и присвоением степени бакалавра и/или специалиста.
Однако, ввиду специфики обучаемых (русскоязычное население) и отсутствия правовых норм во взаимоотношениях между Россией и странами Балтии по вопросам высшего образования (в частности, по вопросам взаимопризнания дипломов о высшем образовании) обучение студентов было решено проводить по программе "двойного диплома": в Межгосударственном университете "Рутения", работающего под эгидой Международной академии наук Сан-Марино, и одновременно в МГИУ за счет средств Российской Федерации. Динамика изменений численности обучающихся и подготовленных специалистов за период с 1994 по 2003 г.г. включительно представлена в таблицах 1 и 2, а также в форме графиков (рис.1-3).
Таблица 1.
Численность набора в странах Балтии и в Украине обучающихся в университете
Страна |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Латвия |
164 |
167 |
284 |
358 |
417 |
249 |
312 |
237 |
166 |
28 |
Эстония |
48 |
127 |
146 |
278 |
132 |
240 |
192 |
70 |
123 |
35 |
Литва |
92 |
- |
40 |
66 |
279 |
308 |
423 |
265 |
261 |
121 |
Украина |
- |
- |
62 |
232 |
390 |
181 |
159 |
144 |
135 |
153 |
Таблица 2.
Численность выпускников университета в странах Балтии и в Украине
Страна |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Латвия |
- |
101 |
135 |
190 |
170 |
179 |
142 |
Эстония |
- |
78 |
81 |
136 |
79 |
114 |
60 |
Литва |
- |
63 |
1 |
36 |
116 |
170 |
102 |
Украина |
- |
- |
41 |
57 |
123 |
172 |
108 |
Итого 2454, в т.ч. по годам |
242 |
258 |
419 |
488 |
635 |
412 |
В связи с тем, что законодательства стран Балтии не предусматривают открытие филиалов и представительств зарубежных вузов, МГИУ заключил договора о совместной деятельности в области дистанционного образования с партнерами (юридическими лицами), имеющими лицензию на образовательную деятельность по своим программам в данных странах.
В соответствии с этими договорами партнеры осуществляют посредническую деятельность между МГИУ и его студентами-заочниками, обучающимися по дистанционной технологии, в том числе: проведение маркетинга и рекламных кампаний, организация приема студентов, подбор преподавательских кадров на местах и подготовка документов для их оформления и сертификации в МГИУ, организация проведения консультаций и промежуточного контроля знаний студентов, организация работы выездных аттестационных комиссий, обеспечение студентов учебно-методическими материалами и т.п.
К настоящему времени МГИУ работает по таким договорам в следующих регионах стран Балтии и в Украине:
Эстония: Таллинн, Нарва, Кохтла-Ярве, Тарту
Латвия: Рига, Даугавпилс
Литва: Вильнюс, Клайпеда, Висагинас
Украина (Крым): Симферополь, Севастополь, Евпатория
В настоящее время подготовлены материалы и документы для аналогичной работы в Казахстане (Чимкент) и Азербайджане (Гянджа).
Подготовка студентов в странах Балтии и в Украине осуществляется по следующим направлениям бакалавриата:
-521500 "Менеджмент",
-521400 "Юриспруденция"
и специальностям:
-021100 "Юриспруденция",
-060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит",
-060800 "Экономика и управление на предприятиях",
-061100 "Менеджмент организации",
-351400 "Прикладная информатика в экономике".
Рис.1. Общие сведения о численности наборов для обучения и численности выпусков университетом бакалавров и специалистов в станах Балтии в период с 1994 по 2003 г.г.
Спецификой подготовки студентов в странах Балтии и в Украине является то, что им наряду с изучением учебных дисциплин, соответствующих российскому государственному стандарту, предлагается и изучение дисциплин, учитывающих специфику соответствующей страны. Например, эстонский, латышский и литовский языки, законодательства этих стран и др. Это позволяет выпускникам легче конкурировать с выпускниками вузов стран Балтии и Украины при трудоустройстве.
В настоящее время МГИУ является одним из немногих вузов России, ведущих подготовку специалистов в странах Балтии и в Украине на русском языке. Причем о качестве такой подготовки свидетельствует тот факт, что в числе студентов МГИУ в указанных государствах немало лиц коренных национальностей, работающих в различных государственных службах: полиции, налоговых инспекциях, законодательных и судебных органах, банковских структурах и т.п. Специалисты, получившие образование на русском языке и дипломы Московского университета, наверняка будут способствовать улучшению отношений между нашими странами в целом и, в частности, отношения к русскоязычному населению в этих странах. Успешное выполнение задач, связанных с реализацией программы помощи соотечественникам за рубежом было бы невозможным без развития системы дистанционного образования университета в целом.
Сегодня Система дистанционного образования МГИУ включает Институт дистанционного образования, Высшую школу лизинга, Московский индустриальный колледж; структурные научные подразделения: Научно-методический центр «Информатизация образования» и Международный научно-методический центр «Системы открытого образования»; а также географически развитую сеть региональных представительств, филиалов и зарубежных партнерских центров университета. Региональная сеть Системы дистанционного образования достаточно широкая. Представительства университета и партнерства Системы дистанционного образования успешно работают в Калининграде и Петропавловске-Камчатском, в странах Балтии, в Крыму, в городах ближнего Подмосковья и в Среднеевропейских регионах России. В общей сложности сегодня в Системе дистанционного образования МГИУ (СДО МГИУ), насчитывающей более 40 региональных представительств университета на территории России и зарубежные партнерские организации более чем в 15-и городах зарубежья, получают образование по программам среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий более 20 тысяч обучающихся. В Системе дистанционного образования МГИУ сегодня реализуется образовательный процесс по 19 профессиональным образовательным программам различного уровня, направленности и специальностей, которые позволяют реализовать разнообразные образовательные траектории профессионального многоуровневого непрерывного образования. Кроме того, по 7-и образовательным программам высшего профессионального образования по подготовке дипломированных специалистов (ВПО третьего уровня) предусмотрена подготовка по 2-3 различным специализациям.
Рис.2. Общие сведения о численности наборов для обучения и численности выпусков университетом бакалавров и специалистов в Украине в период с 1996 по 2003 г.г.
На успешное развитие Системы дистанционного образования университета оказал значительное влияние Всероссийский эксперимент по дистанционному обучению в сфере профессионального образования, проводимый по инициативе ряда Московских вузов (СГА, МЭСИ) под патронажем и при поддержке Минобразования России в период с 1997 по 2002 г.г. По результатам подведения итогов этого эксперимента на Коллегии Минобразования России в 2002 году наш университет оказался в группе лидеров по масштабности и объему использования дистанционных образовательных технологий среди других вузов-участников эксперимента, например, таких, как СГА, МЭСИ, МИМ «ЛИНК», ВЗФЭИ.
В качестве основной в СДО МГИУ используется «кейс-технология» дистанционного обучения, которая дополняется интерактивной телекоммуникационной поддержкой учебного процесса, очными консультациями и установочными лекциями по всем изучаемым дисциплинам, проводимыми на учебно-лабораторной базе региональных представительств профессорами, доцентами и опытными преподавателями распределенных межрегиональных кафедр Института дистанционного образования МГИУ.
При организации обучения студентов-заочников МГИУ за рубежом используются сочетание различных видов дистанционных образовательных технологий, которые позволяют оптимальным образом обеспечить организационно-методическую поддержку самостоятельной работы обучающихся при проведении еженедельной консультационной работы в необходимых объемах. Для проведения консультационной работы привлекаются как профессорско-преподавательский состав из числа лиц, проживающих на территории соответствующего государства и оформленных в качестве штатных совместителей на распределенных межрегиональных кафедрах университета после прохождения ими процедуры периодической сертификации в университете, и так и штатные внутривузовские совместители из числа ведущих преподавателей университета. Благодаря средствам телекоммуникации и организации периодических вахтовых выездов к обучающимся ведущие профессора и доктора наук университета принимают участие в различных учебных мероприятия на учебно-методической базе наших зарубежных партнеров:
Кейс-технология.
Предусматривает предоставление студентам всех материалов, необходимых для усвоения ими дисциплин учебного плана. При этом весь комплекс учебно-методических материалов, который состоит обычно из рабочей программы, методических разработок, учебного пособия, аудио- и видеокурсов (при необходимости), материалов на электронных носителях, значительно отличается от материалов, используемых при традиционных технологиях обучения. Эти материалы готовятся таким образом, чтобы студент мог самостоятельно (при минимальном участии преподавателя) в достаточной степени овладеть изучаемым материалом.
Рис.3. Общие сведения о численности обучающихся в университете лиц из числа русскоязычного населения в странах Балтии и в Украине в период с 1994 по 2003 г.г.
Электронная сетевая технология.
В настоящее время в МГИУ существует интерактивная диалоговая система электронного обучения. С этой целью в ИДО МГИУ созданы специальные сетевые компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами "Pentium IV" и всеми необходимыми аксессуарами. Двухсторонняя связь через Интернет установлена с Таллинным, Ригой, Вильнюсом, Симферополем. В ИДО для этого создан специальный сайт www.sde.ru. Университет активно включился в процесс создания мультимедийных электронных учебников.
Видеоконференции.
Применяются МГИУ с 2001 года. В режиме видеоконференций проводятся лекции, консультации, контроль уровня знаний студентов, включая прием государственных экзаменов и защиту дипломных работ. В настоящее время видеоконференции используются для взаимодействия с партнерами в Эстонии, Латвии, Литве.
Эволюционное развитие технологии дистанционного обучения, реализуемой в нашем университете, идет в направлении возрастания объема использования при освоении профессиональных образовательных программ различных телекоммуникационных и сетевых технологий поддержки самостоятельной работы обучающихся, разработки электронных учебно-методических пособий и мультимедиа учебников, интегрированных многоцелевых учебных курсов электронного обучения.
Основной проблемой, с которой сталкивается МГИУ при организации и проведении дистанционного обучения соотечественников за рубежом, - это отсутствие соглашений в области образования между Россией и указанными странами на уровне Правительств или Министерств образования. Такое положение значительно осложняет образовательную деятельность в этих странах из-за сильного неприятия российского образования практически на всех уровнях: от департаментов образования соответствующих городов до Министерств образования.
Также много сложностей таможенного характера приходится преодолевать при доставке учебных материалов в Украину и в страны Балтии опять же из-за отсутствия соглашений между соответствующими органами наших стран.
Более того, запоздалое формирование адекватной нормативно-правовой базы в области дистанционного образования, как в самой России, так и в упомянутых государствах, зачастую вызывает недопонимание, а иногда и неприятие деятельности МГИУ в странах СНГ и Балтии даже у некоторых работников Министерства образования РФ, что, на наш взгляд, является серьезной политической и социальной ошибкой.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |