Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Народная газета,
14 июля 2004
Конец июня – начало июля ознаменовались важнейшими событиями на ниве союзного строительства. В Бресте прошло очередное заседание Парламентского собрания Союза Беларуси и России, а затем состоялись встречи президентов не только России и Беларуси, но и Украины. Причем, лидеры трех восточнославянских стран-сестер посетили музей "Слова о полку Игореве". А эта древнерусская повесть, как известно, призывает к единству всей Руси. Президенты отдали дань признания и уважения этому главному завету предков, который пришел к нам из нашей истории.
Сейчас создались благоприятные политические условия для серьезного ускорения строительства СГ. Мы подошли к одному из важнейших этапов в этом процессе – принятию основного закона – Конституционного Акта. Проект документа уже согласован парламентами и передан президентам на подпись. А.Г. Лукашенко и В.В. Путин должны его утвердить на Высшем Госсовете, который запланирован на сентябрь, и принять решение о сроках референдума. О том, какие нормы и принципы заложены в Конституционном Акте корреспондент «НГ» беседует с политологом Николаем СЕРГЕЕВЫМ.
– Документ состоит из восьми глав – «Основы государственного строя Союзного государства», «Основы правового статуса человека и гражданина СГ», «Предметы ведения», «Бюджет», «Органы», «Акты СГ», «Поправки к КА», «Заключительные и переходные положения», в которых прописаны 68 статей.
– Документ добротный и сделан достаточно основательно, не зря он довольно длительное время согласовывался. Проект документа официально обнародован на сайте Парламентского собрания Союза Беларуси и России, и мы имеем все основания его рассмотреть. Необходимо отметить, что КА является серьезным «прорывным» документом в вопросе создания СГ.
После принятия его на референдуме возникает принципиально новая политическая реальность, так как на карте мира появится новое государство, построенное на конфедеративных основах.
КА определяет цели создания Союзного государства. В статье 1 указывается, что оно является правовым, демократическим, социальным, светским государством, в котором признается политическое и идеологическое многообразие. СГ открыто для присоединения к нему других государств, которые изъявят такое желание и готовы принять на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора о создании Союзного государства и Конституционного Акта.
В ст. 2 указано, что субъекты Союзного государства добровольно передают в ведение Союзного государства часть своих полномочий, в остальных же вопросах они полностью сохраняют свои суверенитет и самостоятельность, в том числе в вопросах своего внутреннего государственного устройства, имеют свои конституции, государственные флаги, гербы и другие атрибуты государственности. Это признанная международная практика.
– Какие основные особенности предлагаемого устройства Союзного государства?
– В КА конкретно разграничены предметы ведения Союзного государства, совместного ведения СГ и субъектов СГ (России и Беларуси) и полномочия субъектов. В ст.32 указано, что к исключительно предмету ведения СГ будет относиться создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка. На всей территории Союзного государства будет проводиться единая денежно-кредитная, налоговая и ценовая политика. Будут созданы объединенная транспортная и энергетическая система, будет производиться совместный оборонный заказ, сформирована объединенная система снабжения и технического обеспечения вооруженных сил СГ, включающих в себя российскую и белорусскую армии, а также объединенную группировку войск на западном направлении.
Ст.7 предусмотрено введение единой денежной единицы и формирование исключительно единого эмиссионного центра. До введения же единой денежной единицы и создания единого эмиссионного центра на территориях субъектов СГ предусмотрено использование их национальных денежных единиц. Т.е. предусмотрен переходный период. Таким образом, создаются самые благоприятные условия, как для формирования общесоюзного народнохозяйственного комплекса, так и для развития экономики субъектов – Беларуси и России.
К совместному ведению СГ и субъектов относится оборонная политика, формирование общего научного, технологического и информационного пространства, социальная политика, защита основных прав и свобод человека и гражданина Союзного государства.
– Что собой представляет государственное устройство СГ?
– Оно предусматривает наличие всех институтов, присущих демократическому государству. Во-первых, это двухпалатный парламент, который будет работать на постоянной профессиональной основе. В ст.40 определено, что верхняя палата парламента, – Палата Союза – формируется равным количеством депутатов из РФ и Беларуси (по 36 представителей Федерального Собрания РФ и 36 законодателей Национального собрания РБ). Палата Представителей союзного Парламента состоит из 75 депутатов от РФ и 28 депутатов от РБ, избираемых всеми гражданами Союзного государства на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Несмотря на то, что количество депутатов от РБ и РФ отличается в силу разницы этих субъектов СГ по территории, Конституционным Актом предусмотрены механизмы, не допускающие ущемления интересов ни одной из сторон. Это определено, в частности, порядком принятия решений парламентами. Предусмотрено, что решения будут приниматься большинством голосов от общего числа депутатов, но решение не будет принято, если против него проголосовало более одной четверти от общего числа законодателей.
Союзные законы будут являться законами прямого действия и будут обязательными для исполнения на территории всего Союзного государства. Причем, четко предусмотрено: если возникнут противоречия между законами СГ и законами субъектов, то действуют законы СГ. Если законы СГ противоречат конституциям субъектов – действуют нормы конституций. Закон принимается, если Палата Союза утвердит его проект, направленный Палатой Представителей, затем его утверждает Высший государственный совет (ВГС), где решения утверждаются при согласии обеих сторон (статья 37). Помимо этого, в статье 46 указывается, что если у председателя ВГС или у главы другого субъекта СГ имеются возражения, то закон отклоняется и может создаваться согласительная комиссия.
На данном этапе, очевидно, было принято решение не вводить пост президента СГ. Председателем ВГС, согласно КА, может быть на ротационной основе (раз в два года) один из президентов – Беларуси или России (ст.38). Причем, определено, что глава ВГС располагает серьезными полномочиями по управлению СГ.
– Как будет работать исполнительная ветвь власти?
– Совет министров является исполнительным органом СГ и работает на постоянной основе. Его глава представляется ВГС и утверждается парламентом. Это положение принципиально отличается от нынешнего. В данном случае союзное правительство будет возглавлять не руководитель правительства одного из субъектов, а человек, который будет работать на этой должности постоянно.
– Появляется такой орган, как Суд Союзного государства (ст. 51), который призван обеспечить единообразное толкование и применение КА, Договора, нормативных правовых актов СГ. Сегодня, как известно, разрешением противоречий между субъектами хозяйствования вынуждены заниматься главы государств. Как будет формироваться состав Суда?
– В него войдут девять судей, назначаемых парламентом СГ по представлению ВГС сроком на шесть лет. В составе суда не должно быть более пяти судей, являющихся гражданами одного из субъектов союзного государства. Т.е. вся система будет построена таким образом, что все принимаемые решения и законы отвечали интересам обеих сторон.
Статьей 52 вводится Счетная Палата Союзного государства, осуществляющаяся контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета СГ. Это независимый контрольный орган, который, как и Суд, назначается и отчитывается перед законодателями. Это еще одна норма, присущая демократическому государству.
– Пожалуй, один из самых важных моментов для людей – это вопросы, связанные с гражданством. Какие нормы заложены в Конституционном Акте в этой связи?
– После принятия КА все граждане Беларуси и России станут одновременно и гражданами Союзного государства. Они будут пользоваться на всей его территории равными правами и нести равные обязанности (статьи 11 и 13). Таким образом, будут решены многие проблемы, связанные с трудоустройством, оплатой труда, правом предпринимательской деятельности, владением имуществом, передвижением и др.
Ст. 26 предопределяет право граждан СГ на создание общесоюзных общественных организаций, профессиональных союзов и политических партий.
В целях содействия реализации и защиты основных прав и свобод граждан будет создана, согласно ст.31 КА, Комиссия по правам человека.
– Могут ли в Конституционный Акт при необходимости в дальнейшем вносится поправки?
– КА – это переходный документ, предусматривающий возможности его дальнейшего совершенствования. Причем, в ст.63 оговаривается, что по мере развития союзной государственности возможно принятие уже Конституции Союзного государства. В целом же Конституционный Акт закладывает основы создания демократического государства с признаками как федерации, так и конфедерации. КА будет приниматься на общем белорусско-российском референдуме и, на мой взгляд, было бы целесообразно общесоюзное голосование по КА провести в декабре текущего года, а в апреле 2005 года, накануне 60-летия Победы, – избрать представителей в Парламент Союзного государства.
Беседу вела Элла ЧАЗОВА.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |