Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Лев Криштапович, доктор философских наук (Минск)
История народа — это не летопись частной жизни человека. Об истории народа нельзя сказать: это было, это прошло. История имеет дело с тем, что вечно есть, — с духом народа, его делами. «Народы, — отмечал Гегель, — суть то, чем оказываются их действия».
Но некоторые историки так далеки от этого воззрения, что считают достаточным свести историю народа к архивной пыли, по временам удобряя ее субъективными политическими и моральными рассуждениями, которые, по их мнению, являются лучшим материалом для построения национальной концепции истории Белоруссии.
Согласно таким взглядам, любой литературный графоман, зачисливший себя в разряд «национально-сознательной» интеллигенции и потративший некоторое время на переписывание или прочтение нескольких книг, способен написать историю белорусского народа. Это типичные «представители субъективной образованности, которые не знают мысли и не привыкли к ней...».
Выдающийся украинский и русский языковед и мыслитель XIX века Александр Потебня справедливо заметил, что «никто не имеет права влагать в язык народа того, чего сам этот народ в своем языке не находит». Эту мысль А. Потебни с полным основанием можно отнести и к истории. Исследователи, не знающие действительной логики исторического процесса, заполнили свои писания всем чем угодно, но только не подлинной историей Белоруссии. Особенно заметно, как представители «субъективной образованности» усердствуют в отрицании общерусской природы белорусского народа. В своей антиисторической затее они напоминают евангельских фарисеев, «оцеживающих комара, но поглощающих верблюда».
Предлагаемый вниманию читателя материал о русской цивилизации как раз направлен на восстановление исторической правды о наших народах.
1. Миф о «балтском субстрате»
Культурологической особенностью националистической исторической школы, — совершенно необоснованно претендующей на представительство белорусской национальной историографии, — является школярское изучение истории Белоруссии.
Такое изучение, не требуя вдумчивого исследования, обычно удовлетворяется поверхностными историческими аналогиями и внешней фактурой. Говоря словами видного английского мыслителя XIX века Бокля, такие историки «наполняют свои сочинения самыми пустыми и ничтожнейшими подробностями: анекдотами о государях и их дворах, нескончаемыми рассказами о том, что сказал один министр, что подумал другой, и — что еще хуже — длинными реляциями о походах, сражениях и осадах».
Например, прочитают «национально-сознательные», что в Московском государстве жителей Белоруссии называли литвинами, вот и расписывают, что наши предки были литовцы, а не русичи. Встретят на территории Белоруссии литовские названия — и делают вывод, что наша земля называлась Литвой, а не Русью. Услышат, что галицко-волынские князья
Даниил и Василько Романовичи воевали с литовцами под Новогрудком — тут же заявляют, что Новогрудчина — это литовская земля, а Новогрудок — литовский город. На подобной гносеологической основе обычно конструируются все исторические доказательства современной «возрожденческой» философии истории.
Главное в этих доказательствах — отрицание Древнерусской цивилизации как этнической, геополитической и культурной основы сожительства трех братских восточнославянских народов: белорусского, великорусского и украинского.
Для отрицания общерусской природы белорусской народности изобретена «теория балтского субстрата». По мнению «белорусизаторов», именно балтский еубстрат явился корневой основой этнического формирования белорусов.
Основной порок «балтской теории» в том, что она изображает этнические процессы в примитивно-упрощенном виде. Время складывания Древнерусской цивилизации характеризуется интенсивными миграционными движениями различных племен и рас. Источники той эпохи говорят о миграции не одних только восточных славян, но и других народов: финно-угорских, скандинавских, аварских, болгарских, готских. Причем это Великое переселение народов было многоплановым, охватывало огромные территории. Представлять себе некий неподвижный «балтский субстрат», который только и дожидался того, чтобы наложить свою этническую печать на белорусов, — антинаучно. Балтские подпорки необходимы «белорусизаторам», чтобы поставить барьер на пути этнического единства белоруса и великоруса и доказать, что белорус — больше балт, чем славянин. Раз белорусская народность сформировалась на другой этнической основе по сравнению с великорусской, то, разумеется, отпадает необходимость говорить о родственных народах. Таково «философско-историчес-кое» обоснование отрицания общерусских корней белорусской народности.
Следует заметить, что подобный вывод современных адептов «балтского субстрата» не оригинален. Еще в первой половине XIX века провинциально ориентированный этнограф и историк Павел Шпилевский, собиравший белорусские слова, песни, присказки и другие виды народной словесности, называл белорусов «кривичами» для того, чтобы показать, что они не имеют ничего общего с русским народом.
Белорусизаторы так далеки от усвоения подлинного белорусского национального духа, что в их среде распространено детское воззрение, будто бы задача историков — переписывать страницы более ранних исторических произведений, осовременивая их некритическими политическими и нравственными сентенциями, которые, по их мнению, являются наиболее прибыльными в данное время.
На основании «балтской теории», заимствованной у антирусски настроенных писателей, «белорусизаторы» обычно начинают изучение истории Белоруссии с XII — XIII веков, когда на наших землях несомненно видно присутствие исторического литовского элемента. Тем самым из истории Белой (Западной) Руси выбрасывается период протяженностью в четыре столетия. Общеизвестно, что до появления «литвы» на территории современной Белоруссии жил древнерусский народ и находилось Древнерусское государство с общеполитическим и национально-религиозным центром в Киеве. Первоначально некоторые города на нынешней белорусской территории прямо назывались русскими. Например, Брест-Русский, Каменец-Русский. Так, польский историк XV века Ян Длугош отмечает, что в 1409 г. польский король Ягайло встретился с великим князем литовским Витовтом в Бресте-Русском. Из Бреста Ягайло отправился в Каменец-Русский, а оттуда на охоту в Беловеж.
Чтобы как-то обойти ясные указания исторических источников о несостоятельности «балтской теории», «белорусизаторы» пускаются на следующую хитрость. Они рассматривают местное русское княжество с центром в Полоцке в качестве самостоятельного белорусского государства со своим отличительным национальным характером, якобы ничего общего не имевшего с народами других русских земель.
Столкновения, например, полоцких князей с киевскими в таком случае следует анализировать в плоскости борьбы между белорусским и украинским государствами, а не как обыкновенное проявление политической междоусобицы в рамках единого Древнерусского государства. Если согласиться с такой логикой, то тогда постоянные военные стычки между владимирскими и киевскими князьями также должны квалифицироваться как Межгосударственные столкновения. Только между какими государствами? Россией и Украиной? А военное противоборство между Полоцком и Смоленском, наверное, следует считать выяснением отношений между Белоруссией и Россией?
С какой стороны ни подходи, но логика «белорусизаторов» для понимания истории того времени просто нелепа. В действительности это были конфликты не между различными государствами, а между областными русскими княжествами за право владения общерусским княжеским престолом — Киевским.
Исторические источники того времени убедительно свидетельствуют, что понятия «Русь», «Русская земля» были общим наименованием для всех восточнославянских княжеств, в том числе и Полоцкого. Аналогичные иностранные источники, например, «Хроника Ливонии» Генриха Латвийского, описывающая завоевания немецких рыцарей в Латвии и Эстонии в первой четверти XIII века, отождествляют Полоцкое княжество с русским, а полоцкого князя Владимира называют русским королем. И Полоцк, и Псков, и Новгород предстают в «Хронике Ливонии» в образе единой Русской земли — «Руссии» — с ее национально-религиозным отличием как от меченосцев, так и от литовских племен.
Эту же мысль об общей русской природе местных княжеств на территории современной Белоруссии проводит и Ян Длугош. «В 1388 году король польский Владислав в сопровождении польских и литовских князей и вельмож направился сначала в Витебскую, а затем в Полоцкую области Руси, где пребывал много дней; за это время он подавил и погасил мятежные движения (восстание полоцкого князя Андрея и смоленского князя Святослава против Польши и Литвы в защиту русского и православного начала. — Л. К.), о возникновении которых ему было сообщено, причем главарей мятежа наказал тюрьмой и лишением имущества».
Характерный пример. В Полоцком княжестве вместе со всей Русью глубоко почитали русских князей-мучеников Бориса и Глеба. До сих пор на самом западе Русской цивилизации, на Гродненщине, сохранились остатки памятника древнерусской культуры XII века — Коложская церковь Бориса и Глеба.
Что же касается обособления Полоцкого княжества от других русских земель, то оно было обусловлено не мифическим «балтским субстратом», а главным образом экономическими причинами. Эпоха феодальной раздробленности объективно вела к политической замкнутости областных русских княжеств. Но эта замкнутость русских земель нисколько не является аргументом против их общерусского единства.
Укажем хотя бы на религию, Церковь и язык, выступавших в то время в виде синтеза единой Русской цивилизации. Эти цивилизационные факторы — религиозно-идеологический и культурный — сознавались как самими русскими, так и их иностранными современниками. Название государства Русь стало обозначать не только занимаемую территорию, но превратилось также в этническое название, поскольку у всего населения этого государства, края сформировались единый русский язык, общие черты культуры, общее
этническое самосознание. Все они были связаны общей исторической судьбой, интересами защиты своего края, приобретя, таким образом, значение этнической территории. Язык ее населения стал называться русским. Термин «русь», таким образом, стал многозначным (можно сказать, цивилизационным. — Л. К.).
Ослаблением Киевской Руси, вступившей в период политической раздробленности, воспользовались разные народы, стоявшие в основном на более низкой ступени культурного развития. На юго-востоке Русь подверглась нашествию монголо-татар, а на северо-западе — нападениям диких литовцев. Францисканский монах Плано Карпини, проехавший через Древнюю Киевскую Русь в 1245 г., отмечал, что он на всем протяжении пути находился в постоянном страхе перед литовцами, которые бросились опустошать Приднепровье, так как большая часть его жителей была побита и взята в плен татарами. По словам русского летописца, «беда была в земле Владимирской от воевания литовского и ятвяжского». А ведь были времена, когда литовцы и не помышляли о набегах на Русь. Даже более. Правнук знаменитого Владимира Мономаха галицко-волынский князь Роман Великий, как сообщает польский историк XVI века Стрыйковский, впрягал пленных литовцев и ятвягов в плуги и заставлял их выпахивать коренья по новым местам. От тех времен осталась поговорка: «Роман, Роман! Худым живешь, литвою орешь». Правда, С. Соловьев разъясняет, что ее следует понимать не буквально, а в том смысле, что Роман Мстиславович заставлял литовцев заниматься не разбоем, а земледелием. Только после опустошительного нашествия монголо-татар на Русь литовцы осмелели и начали вторгаться в ее пределы.
Примерно в середине XIII века литовцам удалось утвердиться на Новогрудчине и Полотчине. И если южные Мономаховичи — Даниил и Василько — еще некоторое время с переменным успехом вели борьбу с литовским князем Миндовгом и его сыном Войшелком за земли Черной Руси, то Изяславовичи Полоцкие вынуждены были уступить свою власть литовским князьям. «Последний полоцкий князь Брячислав упоминается в летописях в 1239 г. в связи с женитьбой Александра Невского на его дочери, а в 1262 г. источники говорят, что в Полоцке княжит уже литвин Тевтивилл, племянник Миндовга».
Полоцкое княжество было отторгнуто от Русского пространства, подвергшись нападениям как литовцев, так и ливонских немцев. Разгром немецкими рыцарями полоцких волостей Кукейноса и Герцике в среднем течении Западной Двины (территория современной Латвии) обескровил полоцкого князя, так как значительная часть русских ратных людей вместе со знаменитым князем Вячко, как говорит Генрих Латвийский, «ушла в Руссию, чтобы никогда больше не возвращаться в свое королевство». С этого времени появляются литовские названия на нашей земле. К примеру, вместо Брест-Русский — Брест-Литовский, вместо Каменец-Русский — Каменец-Литовский.
В XIV веке возникает новое политическое образование — Великое княжество Литовское и Русское. Некоторые русские князья погибли в битвах с литовцами, некоторые же ушли к своим сородичам в Брянск и далее на Восток. Завоевание Западной и Юго-Западной Руси иноземными князьями и включение русских земель в состав нового Литовского государства имели отрицательное значение для жизни нашего народа, поскольку насильственно прерывали естественный процесс развития Русской цивилизации. Правда, русское начало сознавалось не только рядовым населением, но и самой знатью Великого княжества Литовского до ее окончательного перехода на сторону пришлого этнического элемента.
Так, из отказной грамоты князя Константина Острожского 5 марта 1520 г. на села с угодьями и доходами в пользу Туровской соборной церкви подтверждается, что этот виднейший сановник Великого княжества Литовского и Русского ведет свою родословную от киевского князя Ярослава Мудрого и последующих русских князей. Вот выдержка из грамоты: «Я, князь Константин Иванович Острожский, пан Виленский, гетман господаря короля, староста Луцкий, Брацлавский и Винницкий, маршалок Волынской земли, с сыном нашим Ильей записали к церкви соборной Успения Туровского владычества подданных мещан в Турове, а также села Ольгомле, Симоничи, Радловичи со всеми пашнями и угодьями, как издавна, от предков наших держали, от князя Ярослава Владимировича и других князей русских».
Неразрывность русского пространства еще более отчетливо звучит в челобитной Львовского православного братства Московскому царю Феодору Иоанновичу об оказании помощи на восстановление во Львове сгоревшей Успенской церкви 15 июня 1592 г. «Поскольку в Польских странах в великих печалях обретаемся, а все благородные в различные иноверия пали; мы же, как не имеющие пристанища, к тебе благоутробному, тихому и благонадежному притекаем... Да уподобишься, всесветлый царь, памяти святой прародителю, великому Владимиру, просветившему весь род Российский святым крещением... И да будет похвала и слава великого царства твоего. И да прославляется имя твое во всех странах Российских...»
Разве это не красноречивое опровержение россказней «белорусизаторов» о литовско-белорусском государстве и «балтском субстрате»?
2. Антиисторизм на службе русофобии
В ряду доводов современных «белорусизаторов», стремящихся противопоставить Беларуссию России, — находятся «изобретения» западной, в частности польской, историографии о монголо-татарском факторе, якобы, радикально изменившем национально-психический склад русского человека. Подобная историческая выдумка прочно вошла в набор «исторических» аргументов некоторых западноевропейских историков и философов, оправдывавших захватнические цели своих правительств против России под лицемерным предлогом защиты Европейской цивилизации от русского варварства. Надо сказать, что на эту аргументацию европейских «цивилизаторов» попадались даже крупнейшие мыслители Западной Европы.
Так, английский историк Бокль, характеризуя причины Крымской войны (1853-1856), писал: «Между тем в настоящее время ход дел таков, что обе нации (английская и французская. — Л. К), отложив злобную и разрушительную зависть, которую они некогда питали друг к другу, соединились в общем деле и обнажили меч не для своекорыстных целей, а для защиты образованного мира от нападений невежественных врагов (России. — Л. К.)».
Кое-что из этих «доводов» сегодня активно используется «белорусизаторами» для нагнетания русофобии в Белоруссии. Именно монголо-татарское нашествие, заявляют они, окончательно отделило Белоруссию от России как страну европейскую от страны азиатской. Самое примечательное в этом утверждении — абсолютное историческое невежество. Очевидно, что «белорусизаторы» даже не прикасались к трудам великих историков, принимаясь муссировать данную проблему. Совершенно несостоятельно утверждение, что монголо-татарское нашествие повлияло на дальнейшее историческое развитие России. Крупнейший русский историк С. Соловьев документально доказал неверность такого взгляда. Разумеется, монголо-татарское нашествие задержало развитие России, но считать, что оно изменило ее движение, — значит, смотреть на всемирную историю через антиисторические европоцентристские очки. Даже кратковременное присутствие баскаков в русских княжествах не дает основания, по замечанию С. Соловьева, говорить о большом влиянии их на внутреннее управление, ибо в источниках не видно «ни малейших следов такого влияния».
Виднейший белорусский историк второй половины XIX века Михаил Коялович, которого с полным правом можно назвать основателем белорусской историографии, подчеркивал: «Поэтому уже можно судить, как несправедливы западноевропейские суждения, особенно польские, об азиатстве русских к востоку от Днепра, о том, что они пересоздались в татар, потеряли свое славянство. В этих суждениях — еще та неправда, будто азиатство могло пересоздать русское славянство. Напротив, в истории мы видим, что оно везде уступает русскому славянству, что русское славянство обладало изумительной силой претворять в себе азиатские элементы».
Если подойти к этой проблеме исторически, то обнаружится, что «белорусизаторы» просто не понимают сущности борьбы между Московским государством и восточными кочевниками. В социально-экономическом отношении северо-западные соседи Западной (Белой) Руси — литовцы — ничем не отличались от монголо-татар. Ведь многочисленные источники рассказывают о грабительских набегах литовских племен на более развитые народы и их жестоком отношении к мирному гражданскому населению. По словам Генриха Латвийского, «литовцы превосходят другие народы быстротой и жестокостью». А польский историк Ян Длугош давал самую нелицеприятную характеристику литовцам: «Дух у этого племени спесивый, мятежный, нечестный, дерзкий, лживый и скаредный». Не менее примечательна его оценка литовского князя Витовта, которого «белорусизаторы» почему-то зачисляют в разряд белорусских князей и представляют только в радужном свете. «Князь Витовт, — отмечает Ян Длугош, — производил частые набеги на соседние земли, забирая в плен и убивая жителей обоего пола, сжигая селения и совершая много грабежей». Описание польским историком нравов литовских племен в конце XIV века ничем не отличается от аналогичного свидетельства Плано Карпини о нравах монголо-татар в XIII веке.
Если соседями белорусов были такие жестокие, необузданные, мятежные племена, наложившие не только дань на западнорусские земли, но и установившие свое прямое правление, — то разве они не могли так же изменить характер белорусов, как монголо-татары, изменили психологию великорусов? Уж если быть точным, то надо прямо признать, что Западная Русь в XIV веке стала добычей литовских князей. «Как это ни покажется удивительным для всякого, — замечает Ян Длугош, — собственной ли доблестью или по трусости и бездействию соседей, литовцы достигли такого успеха, что теперь повелевают русскими, под властью которых почти в течение тысячи лет находились на положении рабской черни». Откуда же у современных рьяных приверженцев «литовско-белорусского» государства такое презрение к монголо-татарам и раболепие перед «балтским субстратом»? Не потому ли, что они не честные служители музы Клио, а политиканы и русофобы? В противном случае они понимали бы, что характер народа определяется не внешними факторами, а господствующими принципами его естественной жизни и внутренней природой его духовно-нравственных начал. К примеру, германские племена времен Тацита характеризуются теми же нравственно-психологическими качествами, что и русские славяне времен Льва Диакона, монголо-татары времен Плано Карпини — как и литовцы времен Яна Длугоша.
Еще одна особенность современной националистической историографии — иезуитское истолкование произведений историков и теоретиков национального самоопределения Белоруссии. Обычно выхватываются те отрывки из их работ, которые призваны доказать верность взглядов нынешних национал-русофобов, то есть действуют в полном соответствии с иезуитским принципом: цель оправдывает средства. Например, из «Кароткай псторьй Беларусi» Вацлава Ластовского приводятся примеры завоевательной политики московских князей на рубеже XV-XVI вв. в отношении Великого княжества Литовского и отсюда делается вывод об агрессивности великорусов и толерантности белорусов. Или расписываются жестокости московских войск против местного населения при завоевании Полоцка Иваном Грозным в годы Ливонской войны, и заявляют «о русском империализме и его опасности». Живописание ужасов пребывания московских войск на территории современной Белоруссии не что иное, как политические спекуляции нечистоплотных историков, пытающихся вышибить слезу у белоруса и внедрить в его сознание ненависть к русскому народу. Дескать, видите, сама история свидетельствует о том, как «москали» проливали кровь мирных белорусов. Разве можно им доверять и вступать с ними в какие-нибудь союзы? Такова пропольская и прогерманская подоплека исторических «открытий» национал-русофобов.
В этом-то и выражается антибелорусская сущность националистической концепции в области философии истории Белоруссии. Если бы «белорусизаторы» были способны мыслить исторически, то для них не составило бы труда установить истину. Как велись войны в ту эпоху? По понятиям того времени, справедливо указывает С. Соловьев, вести войну означало бить, грабить, жечь, уводить в плен. «В те старые времена, — отмечает М. Коялович, — одно передвижение войска по стране равносильно бывало иногда неурожаю или моровому поветрию». В этом смысле любопытна грамота польского короля Сигизмунда I от 20 марта 1525 г. полоцкому воеводе Петру Кишке об освобождении Себежской волости от всех даней и повинностей на четыре года по случаю разорения ее литовскими и московскими ратными людьми. «...И от людей неприятельских и от служебных наших суть обобраны и скажоны...» Подобный способ ведения войны характерен был как между государствами, так и внутри одного и того же государства.
Разумеется, подобным образом воевали и наши древнерусские предки на территории современной Белоруссии. История того времени дает много примеров, как полоцкие князья враждовали не только с другими русскими князьями, но и между собой. К примеру, Глеб Минский, сын знаменитого полоцкого князя Всеслава Чародея, делал набеги на соседние княжества, жег, грабил, уводил людей в плен. Он даже не стеснялся продавать свой православный народ в другие страны. Аналогично действовали и другие полоцкие князья. Так же войны велись между другими русскими княжествами: Черниговским и Киевским, Торопецким и Суздальским, Суздальским и Киевским на протяжении всего периода Древнерусского государства со столицей в Киеве. Так же велись они и в более позднее время, к примеру — между Тверью и Москвой. Не менее ожесточенно воевали и в Великом княжестве Литовском. Достаточно указать на кровавые междоусобицы между Ягайлом и Витовтом, Свидригайлом и Сигизмундом. Так же обстояло дело и в западных странах. Например, война Алой и Белой Роз в Англии, Столетняя война во Франции, Тридцатилетняя война в Германии.
Следует заметить, что «белорусизаторы» даже в узкопрофессиональном плане не способны правильно прочитать исторические произведения, в том числе и своих любимых авторов. Ведь у того же Вацлава Ластовского в «Кароткай псторыi Беларусi» дается подлинное описание отвоевания Полоцка польским королем Стефаном Баторием у московских войск. Как только Стефан Баторий взял Полоцк, пишет
В. Ластовский, то начался грабеж. «Освободители», особенно венгры, со злобой уничтожали все, что нельзя было взять с собой. Во время этого погрома сгорела огромная книжница, в которой находились ценнейшие рукописи, в частности, переводы Библии, сделанные рукой Кирилла и Мефодия, — апостолов славянских. Говорят, отмечает В. Ластовский, в это время была уничтожена и летопись Полоцкой земли. Ничего подобного не было при взятии Иваном Грозным Полоцка в 1563 г. Может быть, и хорошо сделал Иван Грозный, что, перевезя часть памятников культуры Полоцкой земли в Москву, спас их от войск Стефана Батория, сохранив тем самым для потомства.
Не следует забывать и того факта, что, завоевав Полоцк, Стефан Баторий отдал иезуитам, появившимся в Великом княжестве Литовском в 1569 г., большую часть полоцких церквей с их имениями, несмотря на то, что полоцкая шляхта заявила протест польскому королю, нарушившему «права и вольности народа русского». Именно Стефан Баторий дал прописку иезуитам на Белой Руси, сыгравшим огромную отрицательную роль в истории белорусского народа.
Насколько националистические историки несостоятельны в постижении философии истории Белоруссии — настолько они беспомощны и в оценке исторических личностей. В их сознании Иоанн Грозный представляется в виде этакого коронованного варвара, который никоим образом не вписывается в образы «добропорядочных монархов» Западной Европы и Речи Посполитой. Говоря словами К. Валишевского, «это самый любопытный пример аберрации в области не только легенды, но и исторической критики». Конечно, Иван Грозный был тираном, но в качестве неограниченного повелителя он ничем не отличался от своих западноевропейских собратьев. Чем, например, Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 г., устроенная королевой-католичкой Екатериной Медичи своим политическим противникам — гугенотскому дворянству, в результате которой погибли тысячи людей, отличается от опричнины Ивана Грозного? В социально-политическом плане — это события одного и того же порядка. Западная Европа знала своих Иванов Грозных еще в конце XVII века. Английского короля Иакова II писатели того времени называют не человеком, а чудовищем.
Иван Грозный колоритнейшая фигура среди монархов XVI века. Со времени Ивана Грозного Россия вплотную приходит в соприкосновение с Западной Европой. Римский Папа Григорий XIII посылает своего посла иезуита Антония Поссевина для посредничества, между Речью Посполитой и Московским государством. А диспут Антония Поссевина с Иваном Грозным о вере обнаруживает в русском царе не только хитроумного политика, но и хорошо образованного человека и мастера церковной полемики.
Антиисторизм националистической историографии лишает ее способности объективно взглянуть на взаимоотношения между Москвой и Великим княжеством Литовским. За внешне обывательско-простецким осуждением «агрессивной» политики Москвы скрывается совсем другая цель: внедрить ложную идею, что оборонительный характер Ливонской войны со стороны правительства Великого княжества Литовского позволяет считать ее войной справедливой. И это — большая неправда. Сознательно замалчивается то важнейшее обстоятельство, что в свое время, пользуясь слабостью Москвы и других русских княжеств, литовские князья отхватили огромные территории русских земель и присоединили их к Литовскому государству.
Так, во времена Гедимина и его сына Ольгерда была завоевана территория современной Белоруссии, Волынь, Подолия, Киевское княжество, Черниговщина, Брянщина. Витовт покорил Смоленское княжество и даже пытался наложить свою руку на Псков, Новгород и Тверь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, окрепнув, московские князья, начиная с Ивана III, приступают к активным военным действиям против Великого княжества Литовского за воссоединение исконно русских земель в рамках единого Русского государства. С исторической и династической точки зрения притязания московских государей на русские земли Великого княжества Литовского были вполне обоснованны. Московские государи были правителями России, а Белоруссия того времени однозначно именовалась Русью — и белорусский народ называл себя русским народом. Этот факт находит широкое отражение в источниках. В ответе Василия Ивановича на посольские речи польского короля Сигизмунда I с требованием возвратить отнятые якобы литовские города и волости читаем: «...А от прародителей наших и вся Русская земля — наша отчина». Когда в начале XVII века польско-литовское правительство вело самозванцев на Россию, то все понимали, что речь идет об интервенции Речи Посполитой против Москвы. И совсем иначе выглядели военные действия Москвы против Литвы и Польши. Никто не сомневался, что речь идет о восстановлении прирожденного права русского государя на свою отчизну.
Польско-литовские королевские радные паны в послании на имя царских посланников князя Семена Шаховского и дьяка Нечаева в мае 1637 г. оправдывали принадлежность к Литве Путивля, Чернигова и волостей Полоцких и Витебских правом отвоевания их у татар. Как татарское, так и литовское «право» было правом завоевания, а не законного владения русскими землями. Эта мысль проводилась в Универсале гетмана Богдана Хмельницкого 28 мая 1648 г. Украинские летописцы, излагая историю поляков и русских, подчеркивали, что во времена польского короля Казимира Великого в 1333 или 1339 году «над оскудевшими тогда Киевским и Острожским и иным истинным Русским князем нашим, завоевавши их, подчинили истинные с древних веков земли наши Русские от Подолья, Волыни и Валахии до самого Вильно и Смоленска, а именно: землю Киевскую, Галицкую, Львовскую, Хелмскую, Белзскую, Подольскую, Волынскую, Перемышльскую, Мстиславскую, Витебскую и Полоцкую... от веры отеческой православной греко-российской отгоргнули и до пагубной унии и римского заблуждения силой, гвалтом, мучениями и тиранством привлекли и приневолили». Объективно внешняя политика московских князей в отношении Западной Руси и белорусского народа была справедливой и прогрессивной, поскольку она была направлена на воссоединение братских восточнославянских народов, имевших единые общерусские корни: язык, культуру, веру, национальное самосознание.
Еще один признак антиисторического мышления национал-русофобов. Стремление изобразить войну между Москвой и Литвой как войну между Русским и якобы белорусским государствами. Прием очень простой. Смешивается территориальный фактор с государственным. Пример тому, пресловутая битва под Оршей в 1514 г. Раз она произошла на территории современной Белоруссии, то делается вывод, что это было сражение между русским и белорусским государствами. Территориальный фактор используется для того, чтобы затушевать общерусскую природу белорусского народа, включить его в состав чужеродного этноса и чужеродной культуры, денационализировать самосознание белорусов и тем самым внедрить в современное общественное сознание чисто иезуитскую мысль, что литвин — это белорус, а Литовское княжество — это белорусское государство. В действительности же никакого белорусского государства в то время не существовало. Великий князь Литовский одновременно именовался и великим князем Русским, но не белорусским или украинским. Ни о каком добровольном подчинении русских князей Литве не может идти и речи.
И самое главное. Антиисторизм и антибелорусская сущность «белорусизаторов» наиболее отчетливо проявляется в их попытке представить военные столкновения (соперничающих за общерусское «киевское наследство») Москвы и Литвы как войны между русским и белорусским народами. Эту цель и преследуют «исследования» антирусских псевдоисториков, утверждающих об «исконной азиатской агрессивности русских» и «европейской толерантности белорусов». Разумеется, что подобные «изыскания» ничего общего с исторической правдой не имеют.
Никаких особых различий между русским (московитом) и русским (белорусом) не было. Оба народа пили из одного общерусского источника (один русский язык, одна вера, одна судьба) и ревностно оберегали общерусский родник от латинско-иезуитского загрязнения.
Каких-либо серьезных отличий не существовало и между русскими землями Московского государства и русскими землями Великого княжества Литовского и Русского. Для обеих частей единого русского народа — восточной и западной — характерно было господство общерусских начал жизни, своими корнями уходящих в «Русскую Правду» Ярослава Мудрого. В литовских статутах (законодательных актах) 1529 и 1566 гг., принятых до Люблинской унии (1569), имеется немало положений, восходящих непосредственно к домонгольской Руси. А некоторые из них, в частности, закон о конном суде, представляют собой прямое извлечение из «Русской Правды». Общерусские правовые начала (киевского периода) были настолько сильны в Великом княжестве Литовском и Русском, что вошли и в позднейшие уже польские редакции Литовского статута и сохраняли свою жизнь в Белоруссии еще в XVIII веке.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |