Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Геннадий Коненко
Приглашение, направленное президентом В.Путиным главам государств- членов СНГ, посетить Москву по случаю проведения 3 июля конноспортивных состязаний наподобие известных императорских скачек в дореволюционной России пришлось весьма кстати для молдавского руководства и, прежде всего, для президента РМ В.Воронина.
Дело в том, что после срыва Кишиневом подписания в ноябре 2003 г российского плана решения приднестровской проблемы в Кремле не было большого желания общаться с теми, кто в нарушение имевших место договоренностей явился виновником этого неприятного для России, если не сказать больше, события. Попытки молдавской стороны «объясниться» услышаны не были, несмотря на все ее старания.
Но время идет, а оно, как известно, лечит. К тому же накопилось достаточно важных для Москвы и Кишинева вопросов как экономического, так и политического характера, нерешенность которых никак не способствовала нормальному развитию двустороннего российско-молдавского сотрудничества.
Для Молдовы нынешнее состояние отношений могло стать сдерживающим обстоятельством на пути реализации правительственного курса на наращивание экспорта продукции виноделия и сельского хозяйства в Россию, которая остается основным ее потребителем. Ежегодно на российском рынке продается до 250 млн. бутылок молдавского вина – это около 70% объема всего винно-коньячного экспорта Молдовы. Только за пять месяцев 2004 г. виноделы РМ получили от поставок вина в РФ 116 млн. долл. США, что на 28 млн. больше, чем за тот же период 2003 г. Ожидается, что в ближайшие годы потребление вина в России увеличится в 2-3 раза, и Молдавия надеется извлечь из этого дополнительные прибыли.
Похолодание в политических отношениях грозило также затруднениями в реализации недавно подписанного протокола об отмене изъятий из режима свободной торговли между двумя странами, касающихся сахара, спирта, табака и табачных изделий. Очевидно, что снятие ограничений выгодно, в первую очередь, Кишиневу.
Грозило оно и возможными осложнениями в бесперебойном снабжении Молдовы российскими энергоносителями, в частности, природным газом. Задолженность ее остается очень существенной. На 1 марта 2004 г. она равнялась примерно 296 млн. долл. США, не считая Приднестровья с его долгом в почти 928 млн., хотя надо отметить, что принятые правительством в последнее время меры позволили довести уровень оплаты текущих поставок газа до 100% отметки.
Для нынешних молдавских властей, которые уже начали готовиться к предстоящим в феврале-марте 2005 г. парламентским выборам, эти экономические аспекты сотрудничества с Россией весьма важны, т.к. позволяют Кишиневу решать многие социальные и внутриполитические проблемы.
Для Москвы, как пройдут выборы, и кто окажется у власти, также небезразлично. При всех недостатках В.Воронина и непоследовательности его внешнеполитического курса, по нашему мнению, в Молдавии пока нет другой серьезной политической силы, которая была бы более лояльным по отношению к России партнером, чем коммунисты.
Россия, несмотря на безмятежные заявления министра обороны РФ С.Иванова, все же озабочена и приближением к ее границам НАТО и ЕС, которые вот-вот подойдут вплотную к Молдавии. Из документов, принятых на недавнем саммите Североатлантического альянса в Стамбуле, совершенно отчетливо вытекает, что Черное море и страны региона становятся теперь зоной и его стратегических интересов, а не только американских. Сохранит ли в этих условиях Молдова свой нейтралитет, прописанный в Конституции страны, совершенно неясно. Если Россия, не в пример США и НАТО, будет и дальше занимать выжидательную позицию, то ответ на этот вопрос, скорее всего, будет отрицательным.
Определенное беспокойство вызывает у Москвы нерешенность приднестровской проблемы и, естественно, перспективы сохранения военного присутствия России в регионе. В Кремле обратили внимание на то, что президент В.Воронин, выступая на той же встрече НАТО в верхах, вновь категорично и однозначно высказался за скорейший вывод российских военных и вывоз вооружений из Приднестровья.
Молдавский лидер В.Воронин был в числе первых, кто сразу же откликнулся на приглашение российского президента посетить Москву и обсудить в неформальной обстановке повестку дня очередного саммита СНГ, обменяться мнениями относительно совместного празднования в 2005 г. 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также рассмотреть возникшие в двусторонних отношениях проблемы.
Пока нет полной информации о состоявшейся 3 июля встрече президентов России и Молдавии, однако не трудно предположить, что обе стороны постарались в максимальной степени изложить друг другу свои принципиальные позиции относительно их видения основ будущих взаимоотношений между двумя странами.
Москва не могла не напомнить о том, что в соответствии с российско-молдавским Договором о дружбе и сотрудничестве и другими договоренностями Россия предпринимала конкретные шаги по развитию стратегического партнерства между РФ и РМ, оказывала Молдавии политическую поддержку и экономическую помощь, что способствовало укреплению позиций руководства страны в нелегкое для него время.
И эта помощь, как мы знаем, была довольно значимой – в 2002-2003 гг. в Парламентской ассамблее Совета Европы при рассмотрении вопросов, связанных с внутриполитической ситуацией в Молдове, российская делегация выступала в поддержку действий ее руководства; в Парижском клубе Россия содействовала принятию решения о реструктуризации молдавского долга, что позволило избежать надвигавшегося дефолта.
Несмотря на солидную задолженность Молдовы по оплате за российский газ, Москва продолжала его поставки в прежних и даже в больших объемах. Начиная с апреля 2002 г. и по сей день Россия в лице РАО ЕЭС продолжает экспортировать в Молдавию электроэнергию по льготным ценам.
В 2003 г. Кишинев получил безвозмездную гуманитарную помощь поставками продовольственной пшеницы (10 тыс. т). Оказывалась ему и другая помощь.
Москва, как представляется, не могла не сказать, что она рассчитывала на ответные шаги молдавского руководства, которые на деле подтверждали бы его заявления о стремлении к развитию стратегического сотрудничества с Россией.
К сожалению, приходится сегодня констатировать, что действия Кишинева часто приводили к противоположным результатам.
Отказ Молдовы решать проблему Приднестровья и воссоединения страны, равно как и вопрос о военном присутствии России через военно-гарантийный механизм по обеспечению выполнения будущих политических документов по урегулированию на основе российских предложений понизил, как нам кажется, роль России в переговорном процессе и ослабил ее стратегические позиции в регионе в целом. Трудно поверить, что В.Воронин этого не осознавал.
Отказ Молдовы под надуманным предлогом подписать соглашение о предоставлении Россией безвозмездной помощи в размере 105 млн. долл. США для покрытия части молдавского (приднестровского) «газового» долга негативно сказывается на выполнении Москвой т.н. стамбульских обещаний по выводу своих войск и вывозу из Приднестровья военного имущества, включая вооружения и боеприпасы. Это обстоятельство используются нашими противниками для нагнетания страстей вокруг России, вплоть до шантажа не подписывать якобы очень нужный Москве адаптированный ДОВСЕ и даже до исключения ее из состава «восьмерки».
Далее. Кишинев окончательно выбрал европейский вектор в своей внешней и, в известной мере, внешнеэкономической политике, что уже начинает затрагивать российские интересы в Молдавии.
Правительство РМ под предлогом укрепления энергетической независимости и со ссылкой на рекомендации Всемирного банка и Международного валютного фонда фактически нарушило договоренности о передаче «Газпрому» в счет долга ряда энергопредприятий страны и практически воспрепятствовало проведению торгов, где РАО «ЕЭС России» намерено было приобрести Северные и Северо-Западные распределительные электросети.
Вдобавок молдавские власти требуют от «Газпрома» пересмотра отпускных цен на поставляемый в республику российский газ, заключения нового соглашения об условиях этих поставок, а также участия «Газпрома» и контролируемой им местной компании «Молдова-газ» в газификации страны, однако, ничего не предлагая взамен в качестве возможной компенсации за будущие капиталовложения.
Нельзя не сказать еще и о том, что молдавская сторона продолжает чинить препятствия российским инвесторам в приватизации приднестровских предприятий, выставленных на продажу. Казалось бы, вопрос этот решен. Россия по просьбе правительства РМ информирует Кишинев о намечаемых сделках по приднестровской собственности, тем не менее, премьер-министр В.Тарлев в своих специальных письмах на этот счет утверждает, что российские компании участвуют в приватизации в Приднестровье без предварительного уведомления молдавских властей. В последний раз такое письмо было направлено им в Москву в связи с участием «Газпрома» и РАО ЕЭС в тендере по продаже Молдавской ГРЭС в ПМР. Вообще, как заявил 7 июля с.г. в Кишиневе на встрече с журналистами президент В.Воронин, собственность в Приднестровье является собственностью Молдовы со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Все перечисленные выше нелояльные по отношению к России акции молдавской стороны, безусловно, не являлись благоприятным фоном для достижения на встрече двух президентов возможных взаимоприемлемых договоренностей, которые помогли бы преодолеть возникшие после ноября 2003 г. отчужденность и похолодание в российско-молдавских отношениях.
Видимо, сознавая это, В.Воронин повторил в Москве свое предложение, которое он изложил в письме, адресованное В.Путину еще в мае, и которое должно было, по его мнению, импонировать российскому руководству. В письме предлагалось инициировать в ООН провозглашение 2005 года Всемирным годом победы над фашизмом. Но, как оказалось, несмотря на развернутую в России кампанию по подготовке и проведению широкомасштабных мероприятий по случаю 60-летия нашей победы в Великой Отечественной войне, это предложение не вызвало в Москве большого энтузиазма. Судя по публикациям в прессе, Кремль не склонен напоминать Германии, Италии и Японии об их фашистско-милитаристском прошлом, а вдруг им это не понравится и, не дай бог, омрачит отношения с ними, особенно с Германией и Италией, которые нынче «ходят в друзьях» России.
В.Воронин хотел также получить в Москве ответ на другую свою инициативу, которая касалась заключения между Россией, США, Румынией, Украиной и Европейским Союзом т.н. Пакта солидарности и безопасности для Республики Молдова, где, наряду с предложением оказать Кишиневу содействие в решении вопросов внутриполитического характера, речь по существу идет и о возможном создании еще одного механизма переговоров по урегулированию приднестровской проблемы.
В печати пока не было каких-либо высказываний на этот счет со стороны российских официальных лиц, но, зная принципиальный подход Москвы к вопросу о формате ныне действующего переговорного процесса по урегулированию, вряд ли , В.Воронин получит или получил положительный отклик на свою идею. Скорее всего, Россия будет придерживаться прежней линии и призывать Кишинев его новые идеи прорабатывать через Постоянное совещание полномочных представителей Молдовы, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ, тем более что в проекте Пакта подтверждается важность функционирования этого пятистороннего формата переговоров. Прямое подключение США и Румынии к переговорам, надо полагать, не входит в планы России, хотя двусторонние консультации с Вашингтоном по приднестровской тематике время от времени проводятся, в основном по линии МИД РФ.
Что касается непосредственно более конкретных итогов российско-молдавской встречи на высшем уровне и как она отразится на будущих отношениях между Россией и Молдавией, то, видимо, мы узнаем об этом более точно уже в ближайшее время.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |