Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
,
5 июля 2004
"The Washington Post"(перепечатывается из
бюллетеня
Российско-приднестровского
информационно-аналитического центра).
По пути на натовский саммит, состоявшийся на этой неделе в Турции, министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) сделал остановку (она прошла практически незамеченной) в стране, обычно остающейся за пределами внимания СМИ - Молдове, расположенной по соседству с Россией и Украиной, которая считается беднейшим государством Европы. Зачем ему были эти хлопоты?
Официально визит министра обороны имел целью выразить благодарность правительству Молдовы за микроскопический воинский контингент, который она предоставила в распоряжение возглавляемой США коалиции в Ираке, и побудить страну продолжать участие в натовской программе 'Партнерство ради мира'. Но, очевидно, повестка дня его визита включала в себя нечто большее - вопрос, которому администрация президента Буша совершенно справедливо решила уделить внимание: речь идет о хрупкой, весьма непрочной независимости Молдовы от России.
Бывшая советская республика Молдова - одно из нескольких государств, входящих в неспокойную и нестабильную зону, образовавшуюся между новыми границами расширенной НАТО и Россией. Наряду с укреплением авторитарных тенденций внутри самой России, администрация Владимира Путина стремится восстановить власть Кремля над этими странами: она использует в качестве рычагов давления не только поставки энергоносителей и право доступа на российский рынок, но прибегает и к более опасной тактике - поддержке сепаратистских движений. В Молдове Москва оказывает поддержку мятежному анклаву - по территории равному штату Мэриленд - так называемому Приднестровью, который контролируют бывшие российские чиновники при опоре на российские войска.
Пять лет назад на саммите европейских и североамериканских государств Россия взяла на себя обязательство к 2002 г. вывести свои войска из Молдовы и другой бывшей советской республики - Грузии. В 2002 г. она пообещала, что они будут выведены к концу прошлого, 2003 г. Оба эти обязательства она нарушила, и сейчас оказывает давление как на правительства этих стран, так и на Запад, стремясь заручиться разрешением сохранить там свои войска на неопределенный срок. В отношении Молдовы в качестве предлога для такого требования выдвигается аргумент о том, что российский контингент станет гарантом предлагаемого плана урегулирования конфликта, в результате которого Приднестровье - а тем самым и Россия - фактически получит постоянное право вето при определении внешнеполитического курса Молдовы.
Администрация Буша требует, чтобы Россия выполнила свои обязательства по выводу войск; вместе с правительствами других стран НАТО она приостановила ратификацию нового соглашения об обычных вооруженных силах в Европе, пока Россия не подчинится. Однако посылаемые ею сигналы порой носят противоречивый характер: так, Госдепартамент в целом поддерживает предложения о 'федерализации' Молдовы, хотя, по словам демократической оппозиции, в результате их осуществления страна вновь обретет статус российского сателлита.
Потому-то визит г-на Рамсфельда и имел столь важное значение: он подчеркнул приверженность Соединенных Штатов идее 'воссоединенной, независимой Молдовы' и заявил, что 'позиция этих [натовских] стран по-прежнему состоит в том, чтобы добиваться от русских выполнения обязательств по выводу войск'. Такая позиция должна занять важное место в рамках политической реакции администрации Буша на рост имперских амбиций г-на Путина.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |