Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Слово Кыргызстана,
9 июля 2004

Эволюция власти

А. Богданов

Парламентские и президентские выборы в Центральной Азии

Что такое выборы - опиум для народа или шанс для перемен? И что это за феномен всенародного волеизъявления на постсоветском пространстве? Может, просто действо, которое позволяет властям избежать упреков в недемократическом правлении? Или всего лишь имитация поддержки населением официального курса властей? В любом случае, как считает президент Московского центра изучения публичного права Аджар Куртов, это "выборы без выбора". Произойдет ли такое на предстоящих парламентских и президентских выборах в Центральной Азии?

Экскурс в недалекое

В марте 1990 года в Узбекистане впервые в СССР учредили пост президента, на который избрали Ислама Каримова. В апреле эту же должность в Казахстане занял Нурсултан Назарбаев. Аскар Акаев был единственный, кто не стоял у руля власти и кого в Кыргызстана выбирали на альтернативной основе. В октябре того же года на сессии Верховного Совета академик обошел своего шефа по Коммунистической партии - первого секретаря Абсамата Масалиева.

Во время августовского путча 1991 года лидеры Узбекистана и Казахстана фактически поддержали заговор. Лидеры Таджикистана и Туркмении выжидали. Акаев же открыто осудил путчистов и, в момент убрав председателя комитета КГБ, обратился к командованию базировавшейся в республике Панфиловской дивизии с требованием не выполнять приказы гэкачепистов. В дальнейшем пять лидеров вели себя одинаково: постарались закрепить обретенную ими власть.

Чтобы продемонстрировать свою легитимность и отход от советской власти, в республиках прошли всенародные референдумы или выборы президентов.

Первые выборы президента в суверенном Кыргызстане прошли 12 октября 1991-го, в Казахстане показательное волеизъявление народа также на безальтернативной основе состоялось в ноябре 1991-го. В декабре этого же года И. Каримов намного обошел на выборах лидера демпартии "Эрк" ("Свобода") литератора Мухаммада Солиха. В конце 1993-го, когда в Кыргызстане возник политический кризис, был включен институт референдума. 30 января 1994 года 97,03% кыргызстанцев высказались за доверие Акаеву. Через год такой же механизм подтверждения президентских полномочий на определенные законами республик сроки включили в Казахстане и Узбекистане. Но после их окончания ни один из правителей уходить не думал.

Первым нашел выход лидер Казахстана. Осенью 1998 г. он инициировал внесение изменений в Конституцию страны и проведение досрочных выборов. Но теперь уже на 7 лет. Позднее этот вариант утвердили в Таджикистане и Узбекистане. В Кыргызстане на второй срок президента избирали 29 октября 2000-го, а 9 января 2001 г. прошли выборы в Узбекистане. В Туркмении, где жертвой маниакальной теории Сапармурата Ниязова о расовом единстве может стать любой человек, о каких-то выборах говорить нечего: Сапармурат Ниязов объявил себя пожизненным отцом всех туркмен - Туркменбаши.

Режим в стране, как говорилось в письме правозащитной организации "Хьюман райтс вотч", является одним из наиболее репрессивных: это страна прав одного человека. Его охраняет секретная полиция. Она установила тотальную слежку за всем: контроль за перепиской, телефонными разговорами. За любой пустяк можно угодить в зиндан, что равносильно смерти или инвалидности.

Президенты центральноазиатских стран сейчас обладают широчайшими полномочиями. Все или почти все происходящее в этих странах зависит от их лидеров. Так что парламентские выборы здесь большой роли не играют: основной вопрос о власти решается на выборах первых лиц. Выборы в парламенты лишь помогают выяснить настроение населения, определить расстановку сил. В конечном счете это репетиция голосования за президента.

Диванные политики Кыргызстана

Осенью 2004 года состоятся выборы в местные органы власти, весной 2005-го - парламентские, осенью - президентские. В стране четыре с лишним десятка политпартий, но "нет политической силы, которая могла бы взять в свои руки государственную власть или претендовать на это", - заявил в свое время бывший представитель Президента Кыргызстана в Законодательном собрании профессор, ректор Государственной юридической академии Чолпонкул Арабаев. Партии созданы по местечковому принципу и в основном под определенного лидера.

Исключение - компартия. Она хоть и раскололась на две самостоятельные, но имеет свои организации во многих регионах. Но это не те коммунисты, которые делали Октябрьскую революцию или строили социализм. Их программы страшно далеки от народа. Инициаторы создания партии действия "Моя страна" - влиятельные госслужащие, бизнесмены, интеллектуалы - учли это и обнародовали свой политический портрет. Имея более пяти тысяч "штыков", партия намерена привести к власти новых политиков, которые ратуют за сильную социальную защиту народа, поддерживает президентский курс на децентрализацию экономики и реорганизацию управления. Отказавшись от спора с властями и другими партиями, "Моя страна" начала работу в глубинке: внедрила своих людей в сельские управы, сельсоветы. Кроме того, обзавелась собственным флагом, гимном, логотипом.

Неожиданным соперником ее стала партия "Алга, Кыргызстан!". Она стремительно набирает силу и на волне борьбы с бедностью готова во весь опор рвануться к власти.

Ловите ветер в паруса

Из почти пяти тысяч НПО в Кыргызстане большинство живет на американские гранты, а посему и подставляет свои паруса под ветры из США. Стратегию поведения на парламентских выборах они скорректируют предстоящей осенью при избрании местных органов власти. Самой серьезной силой могут оказаться нынешние нардепы. Что касается поста президента страны, то руководитель промгруппы "Форум" Алмазбек Атамбаев уже заявил о своем желании стать президентом. Так же, как экс-премьер, парламентарий Курманбек Бакиев. Его выдвинул так называемый партийный блок "За власть народа".

Пока ни одна политическая сила в республике не заявила об использовании в предвыборной кампании российского ресурса. После прихода в Кыргызстан в прошлом году целого ряда российских инвесторов - это солидный резерв. Особенно после открытия авиабазы "Кант". Впервые власти и народ оказались единодушны в решении разместить в республике контингент российских ВВС. Это основа Коллективных сил быстрого развертывания в рамках ОДКБ. Событие не по нутру американцам, которые сейчас только одни квартируют на главном аэродроме страны - в "Манасе". Подпитывающие НПО американские структуры готовы проявить свою любовь к Кыргызстану, если он изменит свою российскую ориентацию. Но для Кыргызстана гораздо важнее испытанный веками российский партнер. Он под боком, а не за морями, что весьма важно в возможных стычках с террористическим интернационалом и борьбой с религиозными экстремистами. Так что российский фактор для любой группы участников борьбы за власть может стать решающим.

Ход конем

В Казахстане неоспоримым лидером в политической жизни стала партия "Асар" ("Взаимопомощь"). Ее глава - дочь казахского президента Дарига Назарбаева - постоянно декларирует социальную поддержку незащищенных слоев населения и развитие взаимопомощи. Казалось, что именно Д.Назарбаева может претендовать на пост президента, поскольку занимает ключевые посты в политическом бомонде. Она руководитель главной информационной службы, доктор политических наук, автор монографий, председатель совета директоров крупнейшего телеканала Казахстана "Хабар", исполнительница романсов и популярных оперных партий. Дарига провела Евроазиатские медиа-форумы, реформировала информационную службу. Теперь через нее идут все новости, становясь эталоном, на который равняются остальные масс-медиа страны. Энергичная, пробивная, она основательно закрепилась на самом верху списка популярных политиков Казахстана.

Впервые Д. Назарбаева громко "засветилась", когда несколько лет назад попробовала создать клуб президентских дочек. Примерно в это же время ее папа-президент заявил, что в кресло главы государства вполне может сесть и женщина. По сведениям журнала "Новое время", представители президента даже зондировали в некоторых восточных столицах идею возможности наследственной передачи власти в Казахстане, и почему бы не нарушить восточную традицию и стать первой в Центральной Азии женщиной- президентом? Но это был всего лишь ход конем президента Н.Назарбаева.

На фоне неплохого экономического роста (в прошлом году ВВП страны вырос на 10,2%, а доля бедного населения сократилась до 27%), Назарбаев в прямом телеэфире заявил: "Я имею право баллотироваться на новый срок в 2006 году". При этом новый срок президентского правления уже не 5, а 7 лет. Так что Н.Назарбаев может оставаться на своем посту как минимум до 2013 года.

В узбекистане все спокойно

В республике принят новый закон о выборах. В декабре будущего года состоятся выборы в двухпалатный парламент. Законодательную палату в основном сформируют политические партии - 120 кандидатов, если каждая соберет не менее 50 тысяч подписей избирателей в различных регионах страны, заявила в интервью заместитель председателя Центризбиркома Сайера Ходжаева. При этом парламентские выборы совместят с голосованием в представительные органы государственной власти областей, районов, городов.

Но новые правила игры оживления в местной прессе не вызвали: права человека и свобода слова в стране под контролем. Не зря же Европарламент принял резолюцию по Центральной Азии, в которой отмечено: налицо преследование оппозиции, журналистов, правозащитников, НПО. Британская "Гардиан" отмечает: "В Узбекистане более 6 тысяч политических заключенных и узников совести. Каждый год некоторые из них умирают от пыток. Кто молится в уединении, не хвалит в молитвах президента и является членом не одобренной государством организации, может оказаться в тюрьме. Это же относится к политическим диссидентам, правозащитникам и гомосексуалистам". В такой ситуации и в Узбекистане едва ли можно ожидать свободного волеизъявления граждан.

Но для Запада, передает Би-би-си, "Узбекистан очень ценный союзник. Так же, как когда-то Ирак Саддама Хусейна. Американские военные тренируют узбекских солдат. Каримов в октябре 2001 года разрешил США использовать свою авиационную базу в войне с талибами. Их свергли, но США пока не собираются уходить из Узбекистана: страна в центре богатых нефтяных и газовых залежей. А потому вместо того чтобы изолировать режим Каримова, Америка оказывает ему финансовую помощь". По сведениям радиожурналиста Би-би-си "британский МИД не дает добро на возвращение своего посла Крейга Мюррея в Ташкент. Год тому назад он публично обвинил узбекское правительство в нарушении прав человека и в жестоком обращении с политическими заключенными". Посол видел, что пропагандистская машина президента не допускает никакой критики властей.

Местные журналисты заявляют, что в последние годы в составе СССР у них намного больше было свободы, чем сейчас. Едва ли что-то изменится до выборов, хотя после некоторых метаний между США и Россией И.Каримов провел основательные двухдневные переговоры с российским лидером Владимиром Путиным.

Таджикский зигзаг

Предвыборная кампания в Таджикистане проходит под сенью поэтапного вывода из страны 201-й мотострелковой дивизии. Президент Эмомали Рахмонов заявил об этом в своем ежегодном послании парламенту 30 апреля этого года. А перед этим в местных СМИ прошла кампания против российских военных, которые своими штыками отстояли независимость Таджикистана. Примечательно, что до этого была ликвидирована оперативная группа российских погранвойск в Туркмении. Перестали участвовать россияне и в охране узбекских, кыргызских границ. Понятно, откуда дует ветер.

Другой особенностью предвыборной гонки стала стабилизация обстановки в республике после разгрома талибов, которые активно поддерживали таджикскую оппозицию. У шести политических партий Таджикистана появились новые возможности для ведения предвыборной борьбы. Конечно, в стране не могут похвастаться такой свободой слова, как в Кыргызстане. Но ОБСЕ предложила, а власти согласились на координацию действий в парламентских выборах будущего года. За "круглым столом" собрались объединение "Юридический консорциум Таджикистана", "Информационно-аналитический центр "Диалог", госслужащие.

По словам руководителя соцдеков Рахматилло Зоирова, партии разработали свои стратегии и все нынешние мероприятия являются частью предвыборной борьбы. Причем с учетом опыта избрания президента в 1999 году и референдума 2003-го. Тогда оказалось, что голоса избирателей ничего не решают. Тем паче что чиновники не просто содействуют президентской народно-демократической партии, но и нередко препятствуют работе других политических сил.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ