Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Assandi-Times (Казахстан),
2 июля 2004
Андрей Чеботарев
Избирательные блоки: быть или не быть
Расклад сил в политико-партийной среде республики, безусловно, повлияет на ход и результат предстоящих выборов в парламент. Следует ожидать, что они будут сильно отличаться от выборов 1999 года. Тогда практически каждое общественно-политическое объединение участвовало в выборах самостоятельно. Теперь, видимо, "погоду" будут делать не столько отдельные партии, сколько межпартийные избирательные блоки. Причем в каждом из них, скорее всего, будет своя партия-лидер.
Правовая основа для создания таких блоков в лице соответствующих положений закона о выборах уже имеется. В частности, избирательные блоки могут быть созданы двумя и более партиями. Они должны быть зарегистрированы в Центризбиркоме. Та или иная партия вправе входить только в один блок. При этом на избирательные блоки во время выборов распространяются правила, предусмотренные для политических партий законом о выборах.
Правда, в последнем случае требуется уточнение насчет того, может ли избирательный блок выдвигать свой единый избирательный список? Ведь соответствующие положения Конституции устанавливают такое право только для отдельно взятых партий, и в них содержится термин «партийные списки». Ни о каких избирательных блоках и «блоковых списках» здесь ничего не говорится.
Вместе с тем однозначно говорить об обличении будущих избирательных блоков в правовую форму нельзя. Не исключено, что те или иные партии посчитают для себя достаточным взаимодействовать между собой на неформальной основе путем, например, взаимного оказания поддержки выдвигаемых от них кандидатов, распределении между собой одномандатных округов и т.п.
Кто в компании с «Отаном»?
Одним из основных субъектов, заинтересованных в создании избирательных блоков, является действующая власть. В своем выступлении на VI (внеочередном) съезде партии «Отан», прошедшем в марте этого года в Астане, президент Казахстана и одновременно председатель данной партии Нурсултан НАЗАРБАЕВ отметил, что предстоящие парламентские выборы пройдут на базе мощных консолидированных блоков. Понятно, что в первую очередь речь идет о блоке пропрезидентских партий и движений. А судя потому, что партия «Отан», по словам главы государства, должна быть примером для других политических партий, вопрос о лидере будущего блока можно считать практически решенным.
Обращает на себя внимание и то, что президент особо отметил Аграрную и Гражданскую партию, которых он поблагодарил как своих союзников. В связи с этим казалось, что создание избирательного блока всех трех ведущих пропрезидентских партий предрешено. Однако последующие события в политической жизни страны показали, что не все так просто в этом плане.
17 июня лидеры АПК и ГПК подписали меморандум о создании предвыборного блока. Согласно этому документу эти партии выдвигают согласованные кандидатуры по одномандатным округам, не создавая им взаимной конкуренции и совместно поддерживая их всеми законными методами. Кроме того, они выдвигают единый партийный список от обеих партий. Правда, при этом партии оговаривают право каждой из них на самостоятельность и независимость действий вне рамок данного меморандума.
Таким образом, выходит, что АПК и ГПК опередили «Отан» в создании блока пропрезидентских партий. Очевидно, это объясняется тем, что каждая из них поддерживается влиятельными элитными группами, доминирующими в промышленной и агропромышленной сферах экономики. Следует ожидать, что в регионах, где ощутимо влияние данных групп, у ГПК и АПК явных проблем с властями во время выборов не будет. Тем более что это подтвердила прежняя практика их участия в выборах в парламент и маслихаты.
Кроме того, вполне солидные информационные и материальные ресурсы делают эти партии самодостаточными для того, чтобы хотя бы сохранить свое нынешнее положение, как в парламенте, так и в политической жизни страны. Поэтому им выгодно проводить свою избирательную кампанию самостоятельно и на равных друг перед другом, а не под эгидой «Отана». Хотя по своим идейно-политическим позициям они очень близки к этой партии.
В результате «Отан» попал в затруднительную ситуацию. По своему статусу главной пропрезидентской партии ему будет просто несолидно присоединиться к блоку дружеских партий в качестве третьего и равного участника. Поэтому этой партии придется:
- либо выступить самостоятельным участником парламентских выборов. Тем более что по одному только административному ресурсу в свою поддержку она намного обогнала другие близкие ей по духу партии;
- либо создать собственный блок с другими «братскими» партиями. Кстати, если «Отан» это сделает, то ему тогда будет легко присоединить к себе и блок АПК-ГПК. Если, конечно, к последнему будет применено соответствующее воздействие «сверху».
Вполне вероятно, что в блок с «Отаном» захочет войти партия "Руханият". Не пользующаяся известностью и популярностью у населения республики, не имеющая в своих рядах авторитетных и влиятельных фигур, солидных материальных и информационных ресурсов и выраженной поддержки со стороны власти, эта партия вряд ли сможет самостоятельно обеспечить даже минимальную представленность в парламенте. Поэтому для "руханиятовцев" вступление в блок с "Отаном" может повлиять если не на продвижение своих кандидатов, то хотя бы на продление политического существования своей партии.
Другим потенциальным партнером «Отана» может стать Демократическая партия Казахстана. Последняя, правда, пока о каких-либо своих намерениях блокирования с кем-нибудь для совместного участия в выборах не заявляла. В то же время она не скрывает своей провластной ориентации. Тем более что ДПК руководит в прошлом высокопоставленный чиновник и один из ближайших соратников президента Максут НАРИКБАЕВ.
Хотя не исключено, что эта партия выполняет определенную задачу, согласованную с властями. В связи с этим она может участвовать в выборах самостоятельно. Правда, в этом случае ДПК может получить весьма небольшое число мест в Мажилисе.
«Асар» сам по себе
Остается неясным вопрос насчет блокирования с кем-либо партии «Асар». Дело в том, что еще задолго до объявления выборов эта партия выступила с инициативой создания блока пропрезидентских сил. Однако эта идея фактически не была поддержана партиями аналогичной политической ориентации. Ведь инициатива "Асара" означала не просто приглашение к сотрудничеству, но и практически к признанию и закреплению ею своего лидерства в будущем блоке. Активная же экспансия этой партии на позиции «Отана» настолько испугала последнего, что понадобилось участие президента страны для того, чтобы четко обозначить, кто есть кто в лагере пропрезидентских сил.
Примечательно, что после этого председатель «Асара» Дарига НАЗАРБАЕВА поспешила успокоить «отановцев» тем, что обе партии не являются конкурентами друг другу. Вместе с тем она подчеркнула, что вопрос о слиянии пропрезидентских партий в единый блок на повестке дня не стоит. Хотя, как уже отмечалось выше, данная партия до этого сама зондировала возможность создания такого блока для участия в парламентских выборах. Тем самым партия «Асар» практически дала понять, что она готова соблюдать обозначенные президентом страны правила политической игры, но… частично.
Иначе говоря, с одной стороны, эта партия согласилась поддерживать свою лояльность в отношении «Отана». С другой же стороны, она вдруг «засомневалась» в необходимости своего участия в создании провластного блока, где лидером уже обозначен «Отан». В связи с этим следует ожидать, что «Асар» на выборах и после них все же будет вести собственную игру. Тем более, что для этого он имеет весьма солидные материальные и информационные ресурсы.
Отдельные эксперты также высказываются за возможность формирования блока «Асара» с умеренно-оппозиционной партией «Ак жол». Основанием этому является то, что обе партии являются сравнительно молодыми, первый раз участвуют в парламентских выборах, заинтересованы обойти на них другие партии, включая «Отан». К тому же они сделали несколько совместных заявлений, в частности, по наложению президентского вето на закон о СМИ.
С другой стороны, некоторые представители этих двух партий в последнее время отметили в разных СМИ, что такой постановки вопроса в их отношениях нет. Другое дело, что они могут сотрудничать по определенным проектам, где есть общий интерес, например, по разработке программы политических реформ. К тому же «Асар» и «Ак жол» сильно разнятся по конкретным позициям в вопросе реформирования политической системы страны. Но самое важное, что эти партии отражают интересы и противоречия соперничающих между собой групп правящей элиты, одна из которых все более выходит на уровень контрэлиты.
Наконец, каждая из них имеет здоровые амбиции и необходимые возможности для того, чтобы не только участвовать в выборах самостоятельно, но и конкурировать друг с другом.
Что ждать от оппозиции?
Вероятным может стать создание избирательного блока с участием партий "Ак жол", "Ауыл" и Патриотов. Их, прежде всего, объединяет умеренно-оппозиционный характер деятельности. Для создания такого блока имеется основа и в лице депутатской фракции "Ауыл", в состав которой помимо членов одноименной партии также входят по одному представителю партий Патриотов и "Ак жол" и беспартийные депутаты. Наконец, эти партии за последнее время провели ряд совместных мероприятий и акций.
Если такой блок будет образован, то лидирующие позиции в нем имеет все основания занять "Ак жол". Судя по всему, другие партии явно уступают ему по наличию информационных и материальных ресурсов. Но самым важным фактором преимущества "Ак жола" в данном блоке является элитный состав его лидеров, в том числе находящихся на ответственных должностях в действующей власти.
С другой стороны, этого блока может и не быть в связи с неоднозначной позицией «патриотов» и их лидера Гани КАСЫМОВА, который в выступлении на V съезде своей партии прямо отметил, что ППК идет на выборы самостоятельно. Вместе с тем он заявил, что там, где партия не выдвинет своего кандидата, она будет или блокироваться с другой партией по единому кандидату, или поддерживать кандидата партии- партнера. Иными словами, речь здесь идет не о едином избирательном блоке, а о неформальном межпартийном сотрудничестве. Возможно, что на занятие партией Патриотов такой позиции вдохновило вхождение в ее ряды 27 тыс. членов Союза офицеров запаса. Тем самым ППК, видимо, ощущает себя неким центром близких по духу сил, чтобы участвовать в выборах самостоятельно.
В еще один возможный блок, скорее всего, войдут Компартия и Народная партия «Демократический выбор Казахстана». Основой для его создания является тесное сотрудничество лидеров и активистов этих партий еще в рамках деятельности движения ДВК. К тому же данный избирательный блок уже имел возможность успешного функционирования во время последних выборов в маслихаты. Поскольку отношения между ними, видимо, будут построены на равной основе, то затруднительно назвать потенциального лидера этого вероятного блока.
Не следует также исключать перспективу широкого блокирования всех отмеченных выше оппозиционных партий. Основаниями для этого можно назвать совместные действия их депутатов в парламенте, участие многих лидеров "Ак жола" в создании ДВК, мирная и в некоторых случаях взаимоподдерживающая позиция этих партий на довыборах в Мажилис и выборах в маслихаты в 2002-2003 гг., проведение ряда совместных акций и принятие всевозможных заявлений, обращений и т.д.
В то же время создание такого блока всех оппозиционных сил станет более вероятным в случае образования аналогичной коалиции их конкурентами. В этом плане оппозицией будет двигать необходимость объединения своего потенциала в целях эффективной конкуренции с провластным блоком и противодействия «административному ресурсу». Если же блок пропрезидентских партий не будет создан, то может отпасть и необходимость блокирования оппозиционных сил на широкой основе. В лучшем случае все они могут пойти на заключение неформальных соглашений о взаимном сотрудничестве или хотя бы ведении честной конкуренции друг с другом, в том числе в одномандатных округах.
Неизвестна также позиция недавно все же зарегистрированной Минюстом Коммунистической народной партии Казахстана. Ее твердое kontro в отношении Компартии Казахстана и ее руководства отталкивает от нее другие партии оппозиционной направленности. В то же время стремления КНПК быть левее КПК и откровенно ортодоксальные, в духе КПСС, отдельные положения ее программы закрывают ей вход и в блок с пропрезидентскими партиями.
Хотя если такой союз вдруг произойдет, то можно будет говорить об ангажированности «новых коммунистов» действующей властью. Но, скорее всего, эта партия будет участвовать в выборах самостоятельно, пытаясь оттянуть к себе большую часть электората Компартии Казахстана.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |