Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Эксперт» (Казахстан), № 24,
28 июня 2004
А.Константинов
В беседе с корреспондентом "Эксперта" министр обороны Казахстана Мухтар Алтынбаев опроверг появившуюся в ряде российских СМИ информацию о том, что Казахстан заключил контракт на модернизацию своей системы ПВО с британской компанией BAE Systems стоимостью в миллиард долларов.
"Просто нас неправильно поняли. Мы только начали изучать конъюнктуру. Наша система, бывшая советская, вполне позволяет обеспечить безопасность, поэтому сейчас не время тратить на это деньги. У нас есть С-300, есть локаторы, которые мы будем ремонтировать и модернизировать".
Тем не менее Казахстан не исключает возможности модернизации ПВО силами западной компании. В качестве возможных поставщиков фигурируют уже упоминавшаяся BAE Systems и конкурирующий с ней концерн EADS, с одним из руководителей которого, Томасом Эндерсом, Нурсултан Назарбаев встречался в апреле 2004 года во время своего визита в Германию. После этой встречи представители концерна объявили, что EADS ведет переговоры с Казахстаном о сделке, оцениваемой в сотни миллионов долларов и связанной с поставками радарных систем для военной авиации. Это подтвердил и министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев: "Переговоры с BAE Systems ведутся. Казахстанская правительственная комиссия рассматривает предложения, поступающие и от других компаний".
"В перспективе, в 2008-2010 годах, возможно, будет какое-то решение по проведению тендера", - сказал "Эксперту" министр обороны Мухтар Алтынбаев. Однако такая перспектива, по мнению его российских коллег, противоречит соглашению, заключенному в рамках Организации договора по коллективной безопасности.
Разногласия по системе ПВО были не единственными, которые обсуждались в ходе недавнего саммита ЕвразЭС в Астане. Дискуссии шли также и по проблеме создания единых миротворческих сил ОДКБ. Министр обороны России Сергей Иванов высказал мнение, что, поскольку у ОДКБ уже есть коллективные силы, состав которых, кстати, будет увеличен дополнительными батальонами из России, Казахстана и Таджикистана, следует придать этим силам статус миротворческих. У Казахстана на этот счет другая точка зрения: "Мы написали, что создание миротворческих сил СНГ возможно, но это несколько противоречит законодательству каждого государства. Вы знаете, если посылать, например, миротворцев в Ирак, мы же не у ОДКБ будем спрашивать, мы у парламента будем спрашивать", - сказал Мухтар Алтынбаев.
Еще один пункт противоречий - взаимоотношения с НАТО. По мнению России, ОДКБ необходимо устанавливать отношения с Североатлантическим альянсом на коллективной основе. "Мы не сторонники того, чтобы выстраивать коллективные отношения с НАТО, потому что у нас сейчас уровень сотрудничества достаточно высокий. И мы хотели бы сами работать на двусторонней основе", - сказал министр обороны Казахстана.
Несмотря на это, участникам саммита удалось все же подписать девять соглашений о сотрудничестве в военно-технической сфере. Договорились, в частности, о совместном использовании объектов военной инфрастуктуры и о взаимной защите секретной информации. С 1 января этого года в Москве начал работу штаб ОДКБ, а с 2005 года в бюджетах стран-участниц появится строка на его содержание. Кроме того, участники саммита решили провести в конце июля - начале августа совместные военные учения на территории Казахстана и Киргизии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |