Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Assandi-Times,
9 июля 2004
М.Адилов.
Глава ККБ может повторить судьбу Мухтара АБЛЯЗОВА
Говорят, что единственным представителем национального (в смысле происхождения капитала) бизнеса на недавнем дне рождения главы государства был председатель Совета директоров ОАО “Казкоммерцбанк” Нуржан СУБХАНБЕРДИН. Однако этот факт, который раньше, несомненно, вызвал бы зависть у его конкурентов, теперь их, наоборот, пугает. Они считают, что президент приближает к себе Нуржана Салькеновича только для того, чтобы не промахнуться, когда наступит время нанести мощный удар по ККБ и близким ему структурам. А время это, судя по всему, уже близко.
Оппозиция в любой стране и при любом политическом режиме вторична по отношению к власти, потому что она по определению оппонирует ей, выступает против нее. Поэтому определителем уровня и характера взаимоотношений между властью и оппозицией, как правило, является правящая элита. Исключениями из этого правила являются: время, когда происходит смена власти, и правитель, ставящий интересы нации и страны выше своих лично-клановых интересов.
До последнего времени внутриполитическая жизнь Казахстана развивалась под руководством Нурсултана Назарбаева и его окружения. Оппозиция, как конструктивная, так и радикальная, вынужденно плелась в хвосте событий, реагируя на акции властей, одновременно пытаясь самоорганизоваться, определиться и начать действовать как реальная политическая сила.
Кстати, такие определения оппозиции, как “конструктивная” и “радикальная”, основываются, по моему глубокому убеждении, не столько на программах и уставах партий (они во многом похожи) или заявлениях их лидеров, сколько на отношении к ним власти. Поскольку правящий в Казахстане клан во главе с президентом очень плохо относится к Народной партии “Демократический выбор Казахстана” и абдильдинской Компартии, те стали радикальными. Поскольку “Ак жолу” позволяют действовать более или менее свободно и допускают его лидеров на руководящие посты в правительстве, то он и стал конструктивным.
Однако нужно учесть, что как только в стране появляется реальная или кажущаяся реальной угроза личной власти Нурсултана Назарбаева, “наверху” стиль поведения сразу же меняется. И судя по количеству “наездов” на Нуржана Субханбердина лично, на ОАО “Казкоммерцбанк” и на ДПК “Ак жол”, это время пришло. Поэтому настоящая оппозиция в Казахстане просто не может быть конструктивной, потому что конструктивной не является сама власть.
“Ак жол” и поддерживающий его крупный бизнес, вольно или невольно подыграв властям во время событий 2001-2002 гг., когда своей пассивностью они позволили посадить Мухтара АБЛЯЗОВА и Галымжана ЖАКИЯНОВА за решетку и до основания “разгромить” компанию “Астана-Холдинг”, теперь сами оказались в похожем положении.
Нурсултан Назарбаев действует по привычной технологии: сначала устные предупреждения через приближенных, когда это не помогает - личная беседа. Затем какой-нибудь деятель из Генеральной прокуратуры, КНБ, МВД или Агентства финансовой полиции озвучивает информацию о нарушениях, допущенных во время приватизации, неуплате налогов, таможенного и иного законодательства.
Когда это не “отрезвляет”, приходят контрольные органы и начинаются массовые проверки. Если и это не восстанавливает политическую правоверность, то органы прокуратуры начинают опротестовывать какие-нибудь сделки, в первую очередь договора о приватизации государственной собственности.
Судя по информации, которой мы располагаем, развитие ситуации вокруг ККБ и Нуржана Субханбердина дошло до этой стадии. О налоговой проверке, которая идет в “Казкоммерцбанке” мы писали, и уже пошли разговоры о незаконности приватизации “Шымкентнефтеоргсинтеза” (ШНОС) и нефтяного месторождения Кумколь.
Можно предположить, что Нурсултан Абишевич осознал, что его монополии на власть угрожает ДПК “Ак жол” и поддерживающие его бизнес-структуры во главе с Субханбердиным, и начал методично загонять ККБ в угол. Как ответит на подобную радикализацию власти эта финансовая группа, часть лидеров которой еще недавно находилась на высоких государственных постах, пока непонятно.
Нуржан Салькенович может пойти по пути Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова и вступить в открытое политическое противостояние с соответствующими последствиями, или сдаться на милость президенту. Другое дело, что политическая ситуация не сравнима с 2001-2002 годами.
Власть Нурсултана Назарбаева не настолько очевидна, монолитна и пугающе страшна, как это было два-три года назад. За ситуацией в Казахстане пристально следит международное сообщество, и попытка очередного преследования видных бизнесменов по политическим мотивам будет немедленно замечена.
Более того, если в прошлом РОО “Демократический выбор Казахстана” не получило поддержки ДПК “Ак жол” в критическое для себя время, то сегодня Народная партия “ДВК” и КПК наверняка, забыв обиды и разногласия, поддержат “Ак жол” и с готовностью пойдут на самое широкое сотрудничество, в том числе на парламентских и президентских выборах.
Другими словами, будущее нашей страны во многом зависит от того, какое решение примут “акжоловцы”. Если капитулируют - значит, наш с вами путь до демократии будет длиннее на несколько лет. Если нет - значит, путь будет короче.
Ведь очевидно, что демократия в Казахстане станет реальностью не тогда, когда будут созданы соответствующие институты или об этом объявит президент. А тогда, когда в стране будет достаточно много политически активных людей, которые никому не позволят злоупотреблять властью и использовать закон как дубинку против своих политических оппонентов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |