Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

"РФ сегодня",
20 мая 2002

Российские политики о позициях РФ на Кавказе

Не кажется ли вам, что Россия на Кавказе сдает свои позиции?

Любовь СЛИСКА (“Единство”)

– Россия не должна сдавать нигде своих позиций. Думаю, что у нашей страны в области внешней политики за последние десять лет накопилось проблем столько, что вот так, в одночасье, сразу, решить их даже с самыми близкими соседями (бывшими республиками Советского Союза) не очень-то просто. Хотя в рамках СНГ мы довольно длительное время сотрудничали, но теперь уже многие акты явно устарели, и требуется их пересмотреть.

На Кавказе, конечно, надо наладить диалог. Небольшая делегация от депутатской фракции “Единство” недавно побывала в Грузии, где мы увидели, что эта страна готова к нормальному плодотворному сотрудничеству, поэтому время провокаций и взаимных упреков должно проходить быстрее. Надо начинать новые, совершенно понятные отношения со всеми Закавказскими республиками. У России там есть свои интересы. И никто не хочет, чтобы напряженность нарастала ни в Чечне, ни в Абхазии, ни в Южной Осетии... Необходимо, чтобы взаимных упреков стало меньше, а работы больше.

Петр РОМАНОВ (КПРФ)

– К сожалению, уже сдала. Закавказские союзные республики органично входили в единое политическое, экономическое и культурное пространство — СССР. В результате распада страны имеем разрушение их экономик, противоречия Азербайджана и Армении, террористические акты. Азербайджан стремится в исламский мир. В Грузию приходят американцы. Да и в республиках Северного Кавказа нет нормально работающей экономики, которая бы делала Кавказ привлекательной частью Российской Федерации. Нет дисциплины, ответственности, отсутствует строгий спрос за правонарушения, о которых так много говорится в средствах массовой информации. Удержать Кавказ может только сильная рука или полная экономическая зависимость от России.

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ (ЛДПР)

- Конечно, хотелось бы более жестких действий нашего руководства, вплоть до окрика, как это было во времена царей или при коммунистах. Но сегодня другая эпоха. Не очень приятно сознавать, что десять лет этот конфликт длится, то разгораясь, то затухая. Даже сейчас, когда, казалось бы, противостояние подходит к концу, все равно мы постоянно слышим о жертвах, это всем нам неприятный звонок: не все спокойно на Кавказе.

К сожалению, подобные конфликты протекают по всему миру и у всех стран, и у тех, кто их переживает, схожие проблемы. Поэтому трудно сказать, что “Россия сдает свои позиции”, скорее это издержки демократии, когда Кавказ получает возможность испытать на себе влияние и американцев, и НАТО, и турок. В конечном счете, все равно и Армения, и Азербайджан, и Грузия повернутся к России. Этим странам легче и приятнее вести дела с нами. Сыграют свою роль исторические и экономические моменты: 200 лет они с Россией, и от этого им было больше пользы, они чувствовали себя более безопасно, чем от сотрудничества с НАТО, США, Ираном или Турцией.

Константин КОСАЧЕВ (ОВР)

– Кавказ всегда был для России предельно сложным регионом. Российское влияние там становилось то более, то менее сильным, и если смотреть на эту ситуацию в глобальном историческом контексте, то я не думаю, что нынешнее ослабление российского присутствия на пространстве бывшего СССР в Кавказском регионе носит долгосрочный стратегический характер.

На самом деле этот регион очень зависим от России, от нормальных отношений с ней. И когда улягутся политические страсти (а я считаю, что для этого потребуются годы, а не десятилетия), тогда Кавказ, так или иначе, будет тяготеть к России. Нам надо будет только эту тенденцию уловить и поддержать. Между прочим, и сейчас есть на Кавказе здравые силы, которые воспринимают Россию не как неизбежное зло, а как стратегического союзника, поэтому мы, уловив вышеобозначенную тенденцию, сможем очень быстро восстановить свои сильные, авторитетные позиции в этом регионе.

Олег НАУМОВ (“Союз правых сил”)

- Безусловно, наши позиции на Кавказе в последние годы ослабли. Однако это не повод для того, чтобы впадать в панику. У России есть все возможности для восстановления своего влияния в этом регионе. И сделать это надо только через развитие взаимовыгодных, прежде всего экономических, отношений со всеми без исключения странами региона, через укрепление культурных связей с его народами.

При всем том Российская Федерация должна занимать спокойную, взвешенную позицию в отношении внутрикавказских конфликтов. Российская политика должна основываться на нормах международного права и принципе незыблемости международно признанных границ.

Мы должны руководствоваться не эмоциями, не ностальгией по прошлому, а трезвым расчетом, основанным на соображениях практической выгоды.

Алексей МЕЛЬНИКОВ (“Яблоко”)

- Мне кажется, что объективно, конечно, позиции России на Кавказе ослабли. Но это вовсе не говорит о том, что в случае проведения там иной стратегической политики Россия не сможет своих позиций восстановить. Вполне даже сможет.

Прежде всего существует колоссальная инерция связей. Инерция многовековая. Во-вторых, существуют довольно серьезные экономические возможности. Наконец, сильны связи людские. И все эти факторы должны быть задействованы и использованы.

Здесь, как и во многих других сферах, мы, к сожалению, видим как реакцию на ситуацию только какие-то импульсивные шаги в том или ином направлении. Конечно, политическая реальность очень часто состоит из таких шагов, невозможно построить схему и ей следовать раз и навсегда, но тем не менее, мне кажется, что целью нашей политики в этом регионе должно быть сохранение отношений с кавказскими странами и, главное, сохранение их тяготения к России. А оно совершенно объективно существует, поэтому следует все-таки, на мой взгляд, придерживаться доктрины своих национальных интересов в данном регионе.

Николай ХАРИТОНОВ (Агропромышленная депутатская группа):

– Если брать в целом Кавказ, то я бы сказал: уступаем позиции, а не сдаем. Мы уступаем там свое влияние, а последствия этого в дальнейшем окажутся не в пользу Российской Федерации.

Думаю, что необходимо в срочном порядке разработать государственную политику в отношении бывших республик Советского Союза, ныне суверенных государств, а внутреннюю выстроить так умно, чтобы не случилось подобных Чечне вспышек ни в Дагестане, ни в Ингушетии, ни где бы то ни было на южных территориях.

Что касается Грузии, то Шеварднадзе оказался в какой-то степени под влиянием Запада. Он надеялся на то, что и Америка ему поможет, и Россия в трудную минуту помощь окажет. Он хотел, как теленок, “двух маток сосать”, однако сам себя перехитрил.

Нынче, в условиях рынка, надо бы вести себя так, как это делает Запад: если он дал что-то, то уж ему верни, да еще с процентами! А мы все добрые какие-то...

Вадим БУЛАВИНОВ (“Народный депутат”)

– Не кажется. А теперь давайте разберемся, почему мы продолжаем рассуждать и многое оценивать с позиций “холодной войны”, с позиций противостояния? Или мы, или они! В конце-то концов, когда мы все-таки поймем, что бессмысленно и глупо устраивать межгосударственные войны. Сейчас основная война — экономическая. Согласны? Вот. Поэтому сейчас надо не оружием бряцать на Кавказе, а предприятия там покупать, чтобы российские предприниматели владели там собственностью, чтобы Кавказ экономически зависел от России. От того, что у нас там будет больше вооруженных солдат, поверьте, влияние наше не увеличится. Мы живем совсем в другом веке. С другими подходами. Экономика — главное! А воевать сейчас никто друг с другом не хочет — ни Америка с нами, ни мы с Европой, о чем, кстати, Президент РФ постоянно говорит на всех совещаниях: “У нас единый общеевропейский дом. Мир слишком мал для того, чтобы и дальше продолжать войны”. Не дай Бог, доживем до того, что все на свете уничтожим... А ведь обладают таким оружием и США, и Россия, только зачем это?

А теперь про конкретную ситуацию, скажем, в Грузии. Если нынче США в лице их инструкторов, вошедших в Панкисское ущелье, помогут его “очистить”, что, нам от этого хуже? Или мы влияние потеряли? Нет, конечно. Другой пример возьмем: когда американцы включились в зону Афганистана и фактически устранили мощнейший, десятилетиями длившийся перед нашими границами костер, что, это плохо для нас? Нет.

Одним словом, если мы говорим не с позиций “холодной войны”, а с позиций экономики, комфортности проживания населения, причем не только кавказских территорий, но и нашего населения тоже (разве на Кавказе не русских убивают? А на митингах солдатских матерей какие цифры убитых российских парней называются!), то тогда сам собой и готов ответ, он ясен.

Олег МОРОЗОВ (“Регионы России”)

– Я не считаю, что Россия сдает позиции на Кавказе. Если рассматривать и чеченскую ситуацию, и взаимоотношения России с Закавказскими республиками, бывшими в составе СССР, и конфликтную (по крайней мере, достаточно острую) ситуацию с Грузией, то здесь вряд ли можно говорить о том, что Российская Федерация уходит из данного региона или как-то теряет там свои позиции. Другое дело, что на этом направлении нет осязаемо положительного результата, который бы качественно изменил расстановку сил в нашу пользу. На сегодня и чеченский конфликт, и грузинско-российский вошли в фазу этакого долгоиграющего кризиса. И при всем при том все-таки нет аргументов, позволяющих сказать, что Россия сдает свои позиции и уходит.

Василий КЛЮЧЕНОК член Совета Федерации от администрации Тамбовской области

– Да, мы потихонечку сдали некоторые позиции, в этой дипломатии мы уже немножко проиграли, но говорить о том, что все безвозвратно, по-моему, преждевременно. Думаю, что все еще выровняется. В контексте того, что происходит в Грузии, в Абхазии, не может не измениться ситуация. Обязательно изменится, и в лучшую для России сторону. Поэтому что-то потеряв, нельзя утверждать, что потеряли все, да к тому же, повторюсь, безвозвратно. Нет, это не так.

Валерий КАДОХОВ член Совета Федерации от Парламента Республики Северная Осетия—Алания:

Считаю, что Россия уже давно многое упустила на Кавказе. Неопределенность внешней политики и ее некоторых шагов в направлении Кавказа, а затем через него и Ближнего Востока позволила Соединенным Штатам высадиться там.

Очевидно, что от нас дистанцируются вчерашние Закавказские республики-братья, в которых на протяжении почти всего ХХ века практически существовал российский менталитет и наблюдался советский образ жизни, это раз. Второе: с ними нарушены экономические связи. Третье: сообщение идет через перевальные дороги, а не по железнодорожным магистралям, в результате чего огромную нагрузку на себе ощущает Северная Осетия — Алания. Разве нормально, что при данном положении еще и выталкивается оттуда (с южных территорий) Российская армия?

Нельзя не отметить и такого важного фактора — проживания в Российской Федерации солидной диаспоры всех трех Закавказских республик, численность каждой из которых измеряется более чем в миллион человек. Этот огромный потенциал тоже упущен.

Как известно, вакуум всегда может быть заполнен, вот и получается, что место Российской армии сейчас фактически пытается занять там НАТО, у США уже и сюда руки дотянулись, и американцы завозят свое оборудование, в то время когда Россия “ушла” с Кубы, из Вьетнама...

Нельзя не заметить, что та же Грузия ведет двойную игру. В рамках СНГ существуют так называемые меры коллективной безопасности. Если, допустим, в Средней Азии в афганском направлении все действия США и России шли в согласованном режиме, то здесь Грузия, находясь в определенных обязательствах, приглашает спецназ из США за спиной Российской Федерации. Считаю, что подобные действия должны все-таки быть регулируемы.

И еще. Сенат США принял резолюцию, где осуждает действия РФ в Чечне, и американцы, видите ли, заботу проявляют о правах человека, будто эти права есть только у чеченцев, а у русских, которых обращают в рабство, убивают, отрезают головы и прочее, таких прав нет. Так что многое против России направлено. Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, скажу, что нужна крепкая политика в отношении южных территорий.

Николай КОНДРАТЕНКО член Совета Федерации от администрации Краснодарского края:

– Да. Конечно, сдает. То мнение, что Россия сдает позиции на Кавказе, подкреплю маленьким эпизодом.

Едем мы с Владиславом Ардзинбой, Президентом Абхазии, из Сухуми в Новый Афон. В монастырь. И видим — стоят у причалов турецкие корабли. Он мне и говорит: “Видишь, Николай, российским кораблям запрещено причаливать к нашим берегам, а турецким можно. Я не могу им отказать, потому что людям жить надо, население и так в тяжелом положении — без лекарств, без насущных товаров”. И дальше он спрашивает меня: “Николай, когда такое было, чтобы российские корабли не имели права причаливать к абхазским берегам?” Так вот, дайте ответ на этот вопрос и станет понятно все содержание того, что произошло на Кавказе. А Абхазия рядом с нами.

Теперь о Грузии. Конфликт в ней был интернациональным. Там воевали и горские народы, и казаки, потому что видели несправедливость со стороны Грузии, в частности от Шеварднадзе. Тот, кто первым дал команду “пли!”, то есть “убивай людей!”, и должен нести ответственность. Шеварднадзе не любят ни казаки, ни горцы. Думаю, что и общекубанский настрой, и общекавказский будет теперь основываться на недоверии нынешнему Президенту Грузии, потому что он уже один раз давал команду “пли!”.

Нельзя, ни в коем случае нельзя допускать подобных вещей. От одной спички может заполыхать весь юг России.

Константин МАРКЕЛОВ член Совета Федерации от администрации Астраханской области:

– По-моему, осталось всего несколько позиций, которые нельзя сдавать. Если Россия откажется от них, то это будет концом всякой ее политики на Кавказе. Более того, пустые места будут заняты. Не нами. И даже не нашими союзниками. Вот, скажем, проблема урегулирования ситуации на Каспии, где сейчас вовсю работают западные нефтяные компании(!), фактически они осваивают эту зону как зону своих стратегических интересов. Нынче активно разъезжает по кавказским странам специальный представитель президента Соединенных Штатов Америки. А мы, к сожалению, активной политики там не проводили (разве что только в последние два года — после жесткого заявления В. Путина о том, что нельзя нам терять свои позиции в направлении сотрудничества с южными территориями). Уйти с каких-то позиций легко, а вот вернуться на них чрезвычайно сложно. Поэтому сейчас столь тяжело идет процесс переговоров. Но, думаю, сегодня наметились определенные ростки в урегулировании проблемы Каспия, да и в отношениях с Грузией. Теперь главное — их сохранить и развить.

Видимо, не случайно в президентском Послании говорилось о жесткой конкуренции в мире. Похоже, что именно ее мы нынче более всего и ощущаем, особенно мы, то есть приграничные регионы. Фактически каждый день. Также мы видим, как разные фирмы, ступающие на земли той или иной страны СНГ, поддерживаются официальными лицами своих правительств. Нам, России, тоже следует придерживаться такой же позиции.

Валерий УСТЮГОВ член Совета Федерации от администрации Калининградской области:

– Думаю, что сейчас такое время, когда нам нужно отстоять свои позиции, а речь об их сдаче в принципе не идет. Конечно, против нас работает хорошая, довольно слаженная команда, я имею в виду и ситуацию на Ближнем Востоке, и исламских фундаменталистов, которые, по существу, ведут против нас войну в Чечне на протяжении многих лет, имею в виду и Соединенные Штаты, интересы которых, кажется, распространяются просто на весь мир.

Думаю, что до сих пор наша страна еще не очухалась после распада СССР. И в такой ситуации тем более важно сохранить имеющиеся еще позиции. Если мы их сохраним, нас ждет хорошее будущее (пример — Европейский союз). Уверен, что рано или поздно государства СНГ придут к выводу, что жить вместе все равно лучше, чем порознь, и эта огромная евро-азиатская держава, ранее носившая имя Советский Союз, будет воссоздана. На новых, конечно, принципах. Любой Союз, в том числе и Независимых Государств, очень усиливает позиции России, а сильная Россия, как видно, никому в мире не нужна. Поэтому нам тем более требуется удержать сегодняшние свои позиции, да и, по большому счету, усилить их.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ