Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
АПН,
23 июля 2004
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ
На прошедшем 19 июля заседании российского Совета безопасности Президент Путин сказал: «Результативность деятельности СНГ могла бы быть гораздо более значимой… Это требование непосредственно касается и самой России, политика которой в СНГ не всегда отличалась эффективностью, прагматизмом и, что особенно важно, последовательностью». Ну, наконец-то, российское руководство нашло время осмотреться вокруг себя и обнаружило, что на пространстве СНГ у него появились конкуренты на влияние. Правда, эти конкуренты появились лет эдак пятнадцать назад. Россия, как водится, все эти годы сосредотачивалась и теперь, по сути, речь уже идет не об оттеснении конкурентов, а всего лишь о возвращении России в круг тех, кто реально способен оказывать существенное политическое влияние на страны постсоветского пространства.
Оглянемся трезвым взором на это самое пространство. Прибалтику трогать не будем — это уже никакое не постсоветское пространство, а НАТО и Европейское сообщество. Ломоть отрезан окончательно и насовсем. Пройдемся с Запада на Восток.
Молдова. Коммунист Воронин, на которого были такие надежды, под давлением ЕС категорически отказался подписывать уже парафированное соглашение по Приднестровью подготовленное Россией. Путину пришлось в самый последний момент отменять уже запланированный визит на торжественное подписание договора.
Белоруссия. Лукашенко уже может находиться только в двух состояниях: или молчит или дерзит. В реальность создания Союзного государства верит, пожалуй, только П.П. Бородин, да и то по долгу службы.
Украина. Речь уже не идет о том, чтобы к власти на Украине пришел пророссийский политик. Вся российская мечта состоит в том, чтобы новый украинский президент был бы не слишком проамериканским таким, как, например, Янукович.
Грузия. Все и так ясно. Единственно за что можно поблагодарить Саакашвили, так это за то, что именно он своими на редкость бесцеремонными публичными высказываниями и действиями, похоже, и заставил российское руководство, наконец, трезво оценить, что реально представляют из себя отношения в Содружестве Независимых Государств. Другие лидеры СНГ просто пока продолжают делать гадости России втихаря, и не забывая произносить ритуальные слова о вековой дружбе с великим соседом. Но стоило в Кремле представить себе, что будет, когда нас окружат 11 таких молодых дарований, как Саакашвили, и срочно созвали Совет безопасности.
Центральная Азия. Там только два варианта: дружба с Россией на словах и при этом размещение баз НАТО на своей территории. Или полное средневековье и откровенная дискриминация российских граждан, как в Туркмении.
Мне тут же могут возразить, что зато в экономических отношениях достигнут небывалый прогресс, что развиваются ЕЭП, Евразэс и т.п. Но не нужно углубляться в экономические дебри, чтобы понять: это все видимость и кажимость. Несмотря на экономический рост во всех странах СНГ в последние годы, взаимный товарооборот продолжает падать.
Похоже, что для решения всех этих годами копившихся проблем решили пойти проверенным бюрократическим путем: если есть проблема, то надо создать из чиновников комиссию по ее разрешению — и все наладится. Теперь при Совбезе формируют координирующий Совет по СНГ, у которого, видимо, и должна болеть голова по агонизирующему содружеству. То, что относительно недавно, бесславно за ненадобностью закончило свое существование целое Министерство по делам СНГ, чиновников не беспокоит — это было при старом президенте, а новый, наверное, про него уже забыл. А ценные кадры, обеспечившие нынешнее блестящее состояние СНГовии остались и их надо пристроить.
Если же говорить серьезно, то все дело в том, что процесс отчуждения на постсоветском пространстве за эти годы зашел так далеко, что никакой самый замечательный Совет негативные тенденции переломить не сможет. Увы, проиграна самая главная битва на постсоветском пространстве — битва за формировавшиеся политические элиты в новых независимых государствах. За эти годы в них были целенаправленно сформированы проамериканские, пронемецкие, проевропейские, протурецкие, наконец, элитные группы. По инерции же существовавшие пророссийские элиты без целенаправленной поддержки со стороны России маргинализировались и оказались вытеснены из всех центров принятия политических и экономических решений.
Причем, начисто забыт не только западный, но и советский опыт целенаправленного формирования дружественных элит в других странах. Дело в том, что через какие бы то ни было государственные структуры формирование дружественных элит совершенно невозможно. Активность посольства или другого государственного представительства в этом направлении тут же справедливо воспринимается как вмешательство во внутренние дела. Для этого у американцев существуют «абсолютно независимые и частные» Фонд Карнеги, Фонд Форда, Фонд «Евразия» и т.п., у немцев Фонд Аденауэра, фонд Эберта и т.д. и т.п. Для схожих целей в Советском Союзе существовали такие «общественные и негосударственные» организации, как Дома дружбы, Комитет Молодежных организаций (КМО), Фонд мира и т.п.
Россия же безуспешно пыталась и продолжает пытаться оказывать политическое влияние в ближнем зарубежье исключительно через государственные структуры (МИД, СБ) и аппараты межгосударственных объединений (СНГ, Союзного государства, Евразэс и т.п.). Стоит отметить, что российские чиновники, получив статус международных и находясь на долевом финансировании, очень скоро начинают отстаивать не российские, а внутриведомственные интересы этих межгосударственных образований. У России в настоящее время нет современного и адекватного инструментария для продвижения своих интересов в странах ближнего зарубежья и его надо срочно создавать заново.
Назрел и перезрел вопрос о необходимости создания в России мощного общественного негосударственного фонда содействия развитию демократии для стран СНГ, который имел бы солидный бюджет, полноценные отделения во всех странах СНГ, мощные аналитические и социологические подразделения, собственные средства массовой информации, собственную учебную базу и т.п. В общем, как Фонд Карнеги. На традиционный вопрос «где взять российского Карнеги?», то есть, где найти негосударственное финансирование для проведения такой масштабной деятельности есть достаточно простой ответ. Государство может с полным основанием намекнуть президиуму РСПП, что есть значительно более богоугодное приложение сил для социально ориентированных олигархов, чем скупка пасхальных яиц. Тем более, что именно крупный российский бизнес в первую очередь заинтересован в усилении российского влияния в странах СНГ и демократизации в них, в том числе и в области экономических отношений.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |