Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
GazetaSNG.ru,
27 июля 2004
Игорь Шорников
Кишинев 21 июля снова сорвал переговорный процесс, поставив под угрозу будущее пятистороннего формата переговоров по приднестровскому урегулированию и формат миротворческой операции в регионе. Поводом для срыва стало закрытие в Приднестровье нескольких учебных заведений с румынским языком обучения, где не пожелали легализовать учебную деятельность в соответствии с нормами местного законодательства.
На 21 июля был назначен очередной раунд переговоров. Приднестровская сторона на встрече намеревалась обсудить текущие вопросов нормализации отношений между Кишиневом и Тирасполем. В повестке дня в разделе «Разное» значился и вопрос о румынских школах в ПМР. Но молдавская сторона, как позже заявил министр реинтеграции Василий Шова, считает этот вопрос важнейшим в отношениях с Тирасполем. Поэтому на встрече г-н Шова сразу озвучил сообщение о состоявшемся в Кишиневе Высшем совете безопасности, на котором президент Владимир Воронин выдвинул Приднестровью ряд ультимативных требований. Кишинев настаивает, чтобы в срок до 1 августа была возобновлена деятельность румынских школ в прежнем режиме. «Если эти вопросы не будут решены в оговоренный срок, мы оставляем за собой право ставить вопрос об изменении нынешнего пятистороннего формата переговоров», - заявил Шова.
Изменение пятистороннего формата переговоров оказалось не единственной угрозой в адрес Тирасполя, в ультиматуме Воронина содержатся прямые указания на новые экономические санкции против Приднестровья. Президент Молдавии заявил: «Если до 1 августа 2004 года приднестровская администрация не устранит все препятствия для нормального функционирования школ с молдавским языком обучения на основе латинской графики в приднестровском регионе, если до этого срока не восстановится свободное передвижение граждан и товаров в восточном регионе Молдавии, а также не будет нормализована ситуация в зоне безопасности, Кишинев приостановит выдачу сертификатов происхождения товаров всем предприятиям приднестровского региона, в том числе Молдавскому металлургическому заводу, а также таможенное обеспечение товаров экономических агентов данного региона… Свободное перемещение граждан и нормализация ситуации в зоне безопасности были определены ранее достигнутыми договоренностями, включая соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова» от 21 июля 1992 года».
Сразу обратим внимание, что официальный Кишинев называет румынские школы «школами с молдавским языком обучения на основе латинской графики». То есть, по мнению Кишинева, есть молдавский язык на основе латиницы и есть молдавский язык на основе кириллицы. Уже это вызывает вопросы, правда не филологического, а политического характера. Во всех инстанциях, как в Молдавии, так и в Приднестровье эти учебные заведения значатся как «школы с румынским языком обучения». В этих учебных заведениях, как и во всех правобережных школах, изучается румынский язык и курс «истории румын». Называя румынские школы «молдавскими» официальный Кишинев пытается обосновать свое вмешательство во внутренние дела Приднестровья. В действительности проблема румынских школ - это лишь предлог, высосанная из пальца проблема, маленькая зацепка для далеко идущих планов руководства Молдавии.
Всего месяц назад с трудом удалось более или менее нормализовать обстановку в Варнице и вокруг бендерского микрорайона Северный. В селе Варница молдавской стороной были установлены таможенные посты, микрорайон оказался блокирован полицией. Только жесткая позиция стран-гарантов и активность Объединенной контрольной комиссии (ОКК) не позволили и дальше нагнетать обстановку. «В районе Варницы идет эскалация», - подчеркнул в те дни член ОКК от РФ полковник Анатолий Зверев. Он обратил внимание на то, что молдавские полицейские, введенные в Варницу, не имеют разрешения на право ношения оружия в зоне с повышенным режимом безопасности (тем более оружия автоматического). Зверев отдал приказ военным наблюдателям с 24 июня приступить к изъятию всего оружия, которое находится в зоне безопасности нелегально (т.е. без согласования с военным комендантом). Только это несколько отрезвило горячие головы в Кишиневе.
Положение в зоне безопасности и сейчас остается напряженным, бендерский микрорайон Северный блокирован и наглухо отрезан от Приднестровья. Судьба более десятка предприятий, являющихся приднестровскими экономическими агентами, до сих пор не определена. Тем не менее, благодаря вмешательству российской стороны эскалацию конфликта удалось остановить. Официальный Кишинев, однако, упорно называет «белое» «черным» и в нагнетании обстановки в зоне безопасности обвиняет Тирасполь.
Теперь Кишинев нашел новый предлог, – румынские школы, - и этот предлог руководство Молдавии упускать не намерено. Требования Кишинева означают, что приднестровцы должны смириться не только с нелегальным существованием этих учебных заведений, но и с присутствием молдавской полиции в Бендерах, с блокадой микрорайона Северный и многими другими факторами, угрожающими безопасности жителей региона.
Румынские школы и судьба детей в них обучающихся меньше всего волнуют руководство Молдавии. Детей используют для целей, далеких от вопросов образования. «Сегодня как никогда очевидна необходимость активного вмешательства международного сообщества для незамедлительного прекращения гуманитарной катастрофы в приднестровском регионе», - заявляет президент Воронин. Он использует зарекомендовавший себя «гуманитарный» предлог для силового вмешательства извне. Молдавское руководство давно надеется на появление «международного» контингента в регионе. В начале июля во время визита в Латвию министр иностранных дел Молдавии Андрей Стратан заявил: «Мы надеемся, что Европейский Союз в целях стабилизации положения направит в нашу страну международный военный контингент, который заменит тот, что находится на нашей территории с 1992 года, и страны ЕС примут участие в мониторинге дальнейшей ситуации». «Военный контингент ЕС», без сомнения, - контингент НАТО. Кишинев готов призвать войска Североатлантического альянса немедленно, не дожидаясь ухода российских миротворцев.
Закрытие четырех (из шести) румынских школ, администрации которых не пожелали легализовать деятельность своих учебных заведений, в Кишиневе называют «проведением этнических и лингвистических чисток в центре Европы, открытым игнорированием демократических стандартов, прав и свобод граждан на доступ к образованию на родном языке». Характерно, что прорумынская оппозиция поддержала Воронина. Вице-председатель ХДНП Влад Кубряков даже назвал требования властей Приднестровья проводить преподавание на том же юридическом основании, как все школы ПМР, «геноцидом». Ни больше, ни меньше! В Кишиневе, наверное, считают, что под соусом защиты «демократических стандартов» и пресечения «геноцида» «миротворцы» НАТО с большей охотой будут проводить «гуманитарные» бомбардировки в Приднестровье.
Обвинения в «геноциде» и «этнических чистках» со стороны Кишинева просто абсурдны. Равенство и уважение всех национальностей стали главной объединяющей идеей приднестровцев. Главными причинами конфликта на Днестре послужили именно национальная нетерпимость и экстремизм молдавских националистов.
В Кишиневе этнические, лингвистические и кадровые чистки начались еще до начала приднестровского конфликта. Еще в 1989 году жители молдавской столицы не чувствовали себя в безопасности только потому, что говорили на русском языке. «Чемодан, вокзал, Россия», «русских – за Днестр, евреев – в Днестр!» - самые рядовые лозунги пришедших к власти фронтистов. Русскоязычных увольняли под различными предлогами, многим приходилось покидать Молдавию. С тех пор преподавание на русском языке было значительно сокращено, проблема получения полноценного образования на русском языке остается нерешенной и сегодня.
В Приднестровье таких проблем не существует. По Конституции, статус государственных имеют три языка: молдавский, русский, украинский. В республике не запрещено образование на любом другом языке, в том числе и румынском – главное, чтобы образовательные учреждения действовали в рамках существующего законодательства.
Румынские школы, которые теперь вполне могут послужить детонатором в развязывании нового конфликта, на протяжении многих лет функционировали нелегально: они не зарегистрированы в госорганах и работают по программам, не соответствующим образовательным стандартам ПМР. Приднестровская сторона видит возможность устранения Тирасполь пытался решить проблему с Кишиневом путем переговоров. Однако последний, как и администрации румынских школ, заинтересованы в нерешаемости этого вопроса.
Принципиальным моментом в кишиневском ультиматуме является упоминание о «Соглашении о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта от 21 июля 1992 года». Это соглашение о прекращении вооруженных действий между конфликтующими сторонами. В документе закладываются основы безопасности в регионе – создание зоны безопасности и учреждение ОКК. В нем, в частности, говорится о «недопустимости применения любых санкций и блокад» и об «урегулировании конфликта мирными, политическими средствами».
Кишинев не единожды нарушал условия соглашения: Приднестровье уже три года живет в условиях экономической блокады, второй год Евросоюзом и США при активном участии кишиневской дипломатии накладываются санкции на въезд руководителей Приднестровья в эти страны. Теперь Кишинев угрожает новыми экономическими санкциями, причем в отношении приднестровских предприятий, зарегистрированных в Молдавии всего год назад по требованию молдавских властей.
Выход Кишинева из Соглашения не только развязывает ему руки для дальнейшего экономического давления на Тирасполь. Этот шаг, как указывается в документе, «влечет за собой прекращение деятельности Контрольной комиссии и приданных ей воинских контингентов». Зона безопасности перестает существовать и стороны, де-юре оказываются в состоянии войны, то есть в том положении, в котором они находились в марте – первой половине июля 1992 года.
Соглашении предусматривается возможность выхода из него одной из сторон. Однако в положении, когда урегулирование не завершено, одностороннее решение Кишинева выйти из Соглашения может разрушить основы безопасности в регионе. И, похоже, власти Молдавии могут пойти на это. В то же время самостоятельно изменить или ликвидировать пятисторонний формат переговоров Кишинев не может, для этого необходимо согласие как стран-гарантов и ОБСЕ, так и Тирасполя. То же относится и к миротворческой операции в регионе. Позиция ОБСЕ по этим вопросам сомнений не вызывает. Напомним, что идея замены российского миротворческого контингента западным контингентом принадлежит Яапу де Хооп Схефферу в бытность его действующим председателем ОБСЕ. В ноябре 2003 года всеобъемлющее урегулирование было сорвано не без участия этой организации. Причем главным аргументом, которым руководствовалось при этом ОБСЕ, было сохранение российского военного присутствия в этом регионе Европы до 2010 года. Поэтому в ситуации, складывающейся в урегулировании после воронинского ультиматума, надежды на сохранение мира и стабильности в регионе по-прежнему зависят только от твердой позиции стран-гарантов – России и Украины.
В Грузии уже рассматривается возможность денонсирования Дагомысских соглашений, положивших конец грузино-осетинскому вооруженному конфликту и об этом заявлял президент Михаил Саакашвили. Желание Кишинева по примеру Грузии денонсировать «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта от 21 июля 1992 года» косвенно подтвердил Василий Шова. Выступая в Вене на заседании постоянного совета ОБСЕ, он заявил, что «существующие механизмы переговорного процесса не являются в достаточной мере эффективными», официальный Кишинев «считает важным усилить санкции против тираспольского руководства, в особенности, через полную экономическую и политическую изоляцию сепаратистского режима». «Мы выражаем надежду на скорейшую реализацию инициативы о проведении консультаций в составе: ОБСЕ, ЕС, США, Российская Федерация, Украина», - заявил министр реинтеграции. Очевидно, что Кишинев выполняет политический заказ Запада, пытаясь вытеснить из региона Россию и решить свои экономические и политические проблемы за счет поглощения Приднестровья.
Бескомпромиссная и жесткая линия Кишинева вполне объяснима. Близятся выборы. Рейтинг Воронина и его партии стремительно падает. Пронатовские и антироссийские заявления молдавского президента вкупе с малоэффективной внутренней политикой и невыполненными предвыборными обещаниями разочаровывают его традиционный электорат – пенсионеров и русскоязычных. Владимир Воронин знает, что для Запада гораздо более удобными «партнерами» в Молдавии будут либералы и прорумынские националисты. Когда дело дойдет до выборов, коммунисты точно не повторят успеха трехлетней давности, а Воронин потеряет президентское кресло. Единственный путь – эскалация конфликта, объявление чрезвычайного положения и перенос выборов. А дальше – приглашение натовских «миротворцев» и уничтожение приднестровской государственности, окончательная ликвидация российского присутствия. После этого Владимир Воронин в роли «великого молдавского объединителя», как он, вероятно, думает, будет иметь гораздо больше шансов на успех. Так думал в свое время Шеварднадзе, полагаясь на американцев
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |