Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
В соответствии с решением Совета Государственной Думы № 109 от 5 марта 2002 года Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связи с соотечественниками рассмотрел на парламентских слушаниях 21 июня с.г. вопрос "О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите".
В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители научной общественности, творческой интеллигенции, специалисты по вопросам международного права и гуманитарных проблем из Российской Федерации и стран СНГ и Балтии, члены Совета соотечественников при Государственной Думе, руководители зарубежных общественных организаций российских соотечественников, представители средств массовой информации.
Участники парламентских слушаний исходят из того, что в своем выступлении на Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, 11 октября 2001 года Президент Российской Федерации придал этому вопросу особое значение: "По настоящему сильная диаспора может быть - нисколько в этом не сомневаюсь - только у сильного государства. И сейчас, когда Россия вновь обретает динамику и авторитет, когда ломается привычная послевоенная структура мира, мы, тем более, должны быть вместе. И национальный успех России должен стать нашим общим успехом... И, разумеется, очень многое зависит от граждан России - от их политических и общественных объединений...".
Участники парламентских слушаний констатируют, что на сегодняшний день, по данным Министерства иностранных дел Российской Федерации, в государствах-участниках СНГ, а также в Латвии, Литве и Эстонии постоянно проживают и состоят на учете в консульских учреждениях около 350000 граждан Российской Федерации.
Эта категория граждан Российской Федерации испытывает ряд существенных проблем в странах проживания:
- граждане Российской Федерации в странах СНГ и Балтии являются иностранными гражданами, и даже там, где имеются двух- и многосторонние межгосударственные соглашения о правовом статусе граждан Российской Федерации в государствах проживания, что влечет за собой существенное ограничение их прав и свобод;
- лицам, имеющим российское гражданство, зачастую отказывают в трудоустройстве и в первую очередь увольняют из государственных органов, предприятий и организаций;
- их облагают дополнительными налогами и сборами, как граждан иностранных государств;
- их лишают возможности получения образования за государственный счет в учебных заведениях стран проживания; получение же образования за границей за счет средств государства им недоступно, поскольку таким правом пользуются практически только выпускники школ титульных национальностей;
- гражданам Российской Федерации зачастую отказывают в получении социальных пособий и льгот, медицинском обслуживании, пенсионном обеспечении и т.п.;
- они испытывают сложности с выездом за пределы государства проживания, оформлением виз, получением и заменой документов и т.д., поскольку консульские учреждения Посольств РФ находятся на большом расстоянии от места их жительства, а предложения российской стороны об открытии консульских учреждений в местах компактного проживания русского населения во многих случаях наталкиваются на категоричные отказы руководства новых независимых государств;
- нередко граждане РФ лишены защиты и покровительства консульских учреждений Посольств в государствах пребывания, с одной стороны из-за значительных расстояний, с другой - из-за нежелания чиновников российских за-гранучреждений портить отношения с властями страны пребывания;
- наши соотечественники подвергаются притеснениям, преследованиям, шантажу и угрозам на бытовом уровне, без всяких видимых оснований только потому, что они граждане Российской Федерации, а не какого-либо иного государства. Они ограничены в возможностях защитить свои права в судах государства проживания, получать квалифицированную юридическую помощь, поскольку российские адвокаты в зарубежные государства не допускаются, а местные - защищают граждан РФ неохотно из опасений подвергнуться преследованиям;
- граждане России очень часто лишены возможности представлять свои коллективные интересы в органах местного самоуправления и исполнительной власти в государствах проживания;
- многие из них не могут принять участие в выборах вследствие того, что по различным причинам организуется недостаточное количество зарубежных избирательных участков, расположенных к тому же на значительном удалении от места их проживания;
- граждане Российской Федерации, проживающие в различных странах, при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации распределены по нескольким избирательным округам, находящимся на территории Российской Федерации, и не могут существенно влиять на результаты выборов по округу.
Несмотря на проблемы, возникающие при принятии российского гражданства, российские соотечественники, проживающие в странах СНГ и Балтии, идут на этот шаг, в том числе по следующим причинам:
- нежелание терять связь с исторической и этнической родиной, принимать гражданство страны проживания, психологически рассматриваемое как личное предательство по отношению к Отечеству;
- надежда, что с приобретением российского гражданства они вправе рассчитывать на защиту и покровительство Российской Федерации;
- нежелание связывать свое будущее с государством проживания в связи с ограничением прав и свобод и отсутствием в перспективе получения образования и обеспечения достойного уровня жизни своим детям, и понимание того, что в обозримом будущем они все равно будут вынуждены покинуть государство проживания и переехать на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Отношения Российского государства со своими гражданами, постоянно проживающими за пределами России, в современных условиях приобретают особую актуальность, становятся важнейшим фактором и важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации, проживающие в новых независимых государствах, представляют интересы России в этих регионах, являются естественными сторонниками интеграционных процессов с этими государствами, что отвечает национально-государственным интересам России.
Согласно пункту 2 статьи 61 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Эта конституционная норма закреплена в новом Законе Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации". В статье 7 этого Закона говорится:
"1. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы".
Правовое положение граждан Российской Федерации в государствах СНГ и Балтии регулируется главным образом следующими документами:
В Республике Армения - Законом от 17 июня 1994 г. "О правовом положении иностранных граждан в Республике Армения"; соглашением от 29 августа 1997 г. между Российской Федерацией и Республикой Армения "О правовом статусе граждан РА, постоянно проживающих в Российской Федерации и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Армения"; соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о регулировании процесса добровольного переселения; Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и РА.
В соответствии с этими документами граждане Российской Федерации пользуются теми же правами, что и граждане Армении в следующих областях: имеют право на свободу мысли, слова, совести, вероисповедания, сохранения своего национального языка, культуры, обычаев.
Они имеют право на защиту от незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь, неприкосновенности личности и жилища, чести и достоинства, жизни и здоровья, а также имущества. Граждане России имеют право на собственность, труд и предпринимательскую деятельность, платят налоги, пошлины и т.п., имеют право получать бесплатное среднее, а также высшее образование. Медицинское обслуживание в Республике - платное для всех, независимо от гражданства. Тарифы для всех одинаковы.
Однако они не имеют избирательного права, не могут состоять членом какой-либо общественно-политической организации Армении, не могут быть избранными или назначенными на такие должности, для которых законодательством Армении требуется наличие ее гражданства.
В целом статус российских граждан, постоянно проживающих в Армении обеспечен в правовом смысле, что обуславливается союзническим характером отношений наших стран.
Что касается факторов, негативно влияющих на положение российских граждан в Армении, представляется, что это - Закон о языке от 1993 г., существенно ограничивающий применение русского языка в системе образования и общественной жизни Армении.
Подписание соглашения о статусе российских граждан, постоянно проживающих в Азербайджанской Республике и азербайджанских граждан, постоянно проживающих в России, отложено до принятия в Российской Федерации Закона о статусе иностранных граждан, проживающих в России.
Ратификация Договора между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Грузии, и граждан Грузии, постоянно проживающих в Российской Федерации, подписанного 15 сентября 1995 г., была приостановлена в связи с несоответствием Договора положению Конституции РФ об участии иностранцев в выборах.
Законом Республики Грузия "О правовом положении иностранцев" иностранцам, в том числе и российским гражданам, постоянно проживающим там, запрещается вступать в действующие в Грузии политические объединения или организовывать их. Граждане России, как и другие иностранцы, могут наравне с грузинскими гражданами создавать только общественные объединения, участвовать в деятельности кооперативных, научных, спортивных и других общественных организаций.
В Республике Казахстан положение иностранцев регулируется Указом Президента РК, имеющим силу Закона, от 19 июня 1995 года "О правовом положении иностранцев в Республике Казахстан", постановлениями Правительства, регламентирующими порядок ввоза и вывоза имущества и информационных носителей, использования иностранной рабочей силы. Для граждан Российской Федерации межгосударственными договорами и соглашениями Российской Федерации с Республикой Казахстан и четырехсторонними договорами (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) предусмотрен особый статус, приравнивающий их в трудовых, имущественных правах, возможностях участия в органах местного самоуправления к гражданам Казахстана. К сожалению, имеются многочисленные факты не соблюдения по отношению к гражданам России норм, предусмотренных в межгосударственных документах. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Казахстане, в первую очередь увольняются с работы при сокращениях. Зачастую в нарушение достигнутых договоренностей к ним предъявляются требования, как к иностранным гражданам иных государств.
Руководство Киргизской Республики предпринимает ряд шагов, направленных на улучшение положения наших соотечественников. В мае 2000 г. принят Закон о придании русскому языку статуса официального языка киргизской Республики, а в декабре 2001 г. этот статус русского языка закреплен в Конституции страны. Законом предусмотрено использование русского, наряду с киргизским языком, в сфере государственного управления, законодательства и судопроизводства, а также в иных сферах общественной жизни Киргизии. Данный документ и имеющийся Договор о правовом статусе граждан каждой из стран, постоянно проживающих на территории другой страны, при их надлежащем исполнении в состоянии обеспечить в целом благоприятные условия для русскоязычных граждан республики в целом и проживающих там граждан России - в частности.
Социально-правовое положение постоянно проживающих в Латвийской Республике граждан России определяется совокупностью регламентирующих эту сферу соответствующих нормативных актов Латвийской Республики, в том числе разделом 8 "Основные права человека" Конституции (Сат-версме), законами и подзаконными актами Латвийской Республики.
15 октября 1991 года Верховный Совет принял постановление о восстановлении прав довоенных граждан, лишив, таким образом, гражданства около 13 жителей республики (в основном, это лица русской национальности). В 1995 году для граждан бывшего СССР, "не заслуживших" гражданства Латвии, был определен статус "неграждан".
Согласно Правилам Кабинета министров ЛР "Порядок занятости иностранных граждан и лиц без гражданства в Латвийской Республике" для официального трудоустройства гражданина России в Латвии ему необходимо получить от работодателя трудовой вызов, на основании которого в Управлении по делам гражданства и миграции будет выдано разрешение на работу, без которого устроиться по трудовому договору не удастся.
Существуют определенные запреты и ограничения на профессии, занятие государственных и общественных должностей. Так, граждане России, постоянно проживающие в ЛР, не могут работать на государственной и гражданской службах, (Закон ЛР "О государственной и гражданской службе"), в полиции (Закон о полиции), прокуратуре (Закон о прокуратуре), суде (Закон о судебной системе), не могут занимать должность нотариуса (Закон о нотариате), не могут быть адвокатами и помощниками адвокатов (Закон об адвокатуре).
По данным Латвийского комитета по правам человека, в Республике существует 28 запретов на профессии, занятие государственных и общественных должностей. Анализ показывает, что все действующие, а также находящиеся в процессе подготовки законодательные акты, касающиеся граждан России и неграждан Латвии (наших соотечественников), имеют явно дискриминационный характер, ущемляя их права в политической и социальной сферах (лишение избирательных прав, возможности учреждения и участия в политических партиях, первоочередные увольнения с работы, лишение пособий, бесплатной медицинской помощи, повышение налогов).
Правовой статус постоянно проживающих в Литовской Республике российских граждан определяется Законом этой страны "О правовом положении иностранцев" от 17 декабря 1998 г. Они пользуются правами и свободами, предусмотренными Конституцией Литвы, законодательством республики, российско-литовскими и другими международными договорами Литовской Республики, обязаны соблюдать положения указанных документов.
Граждане России могут проживать в Литве на основе временных или постоянных разрешений, выдаваемых Министерством внутренних дел. Разрешение на постоянное проживание предоставляет право на бессрочное пребывание в Литве и выдается после 5 лет проживания на основании временного разрешения. Оба разрешения предоставляют право на выбор и изменение места жительства, выезда из Литвы и возвращения в нее.
Гражданин России, постоянно проживающий в Литве, обладает естественным правом на занятие трудовой деятельностью. Трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством Литвы и Законом о правовом положении иностранцев.
Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Литве, в отличие от русских граждан страны, не могут участвовать в президентских и парламентских выборах, ограничены в праве на работу в полиции, суде, прокуратуре, нотариальных конторах. Они не могут быть капитанами судов, служить в вооруженных силах Литвы. Список таких исключений достаточно широки, но он, в целом, не выходит за общепризнанные в таких случаях рамки. Имеются различия также в правах лиц, являющихся и не являющихся гражданами Литвы, в сфере экономики и предпринимательства.
Порядок нахождения граждан Российской Федерации на территории Республики Молдова регламентируется Законом "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства", закрепляющим ряд ограничений, прежде всего на занятие определенных должностей в системе государственных органов. Закон "О собственности" позволяет существование различных "видов собственности с участием граждан и юридических лиц других государств, но исключает для них право собственности ни, земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда; Закон "О приватизации" также не позволяет им получать в личную собственность земельные участки; Закон "О предпринимательстве и предприятиях" закрепляет положение о том, что предпринимателем может быть любой гражданин иностранного государства.
В соответствии с Законом "Об образовании" граждане России имеют возможность получать среднее и высшее образование. Однако в последнее десятилетие произошло сокращение учащихся школ с русским языком обучения, а получение высшего образования в университетах фактически переведено на платную основу.
Законодательство Республики Молдова не предусматривает института двойного гражданства. Однако в настоящее время подготовлен законопроект об изменении Конституции и введении множественности гражданства.
По действующему в Республике Таджикистан законодательству российские граждане пользуются одинаковыми правами с гражданами этой страны. Русский язык признан языком межнационального общения. Вместе с тем сокращается возможность получения детьми наших соотечественников образования на русском языке (число классов в школах с русским языком преподавания и русскоязычных классов в смешанных школах уменьшилось за последние годы втрое. В настоящее время насчитывается 1280 классов обоих типов с количеством учащихся более 17 тыс. человек.
По Конституции Туркменистана за гражданами, независимо от национальности, закреплены равные права. Однако из-за языкового барьера продолжается отток русскоязычных граждан из административных органов, госпредприятий, образовательных учреждений, других сфер.
В юридически-правовом отношении постоянно проживающие в Туркменистане этнические русские не подвергаются открытой дискриминации. Серьезных межнациональных трений отмечено не было. Между двумя странами подписаны договоры и соглашения "О сотрудничестве в целях обеспечения прав российского меньшинства в Туркменистане и туркменского - в Российской Федерации", "О правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации", "Об урегулировании вопросов двойного гражданства", "О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев", которые в определенной мере позволяют регулировать возникающие проблемы.
Закон Туркменистана о гражданстве (1990 г.) не создал препятствий для приобретения гражданства этой страны для наших соотечественников. Тем не менее, представители некоренных национальностей постепенно "вымываются" из властных структур, вытесняются с постов высшего и среднего .уровня из государственных учреждений и предприятий. Это приводит к усилению миграции русскоговорящего населения в Россию. Настроения же остающихся в Туркменистане далеки от оптимизма в силу напряженной социально-экономической обстановки, случаев проявления бытового национализма.
Из всех категорий российских соотечественников, проживающих в Республике Узбекистан, именно граждане России являются самой незащищенной в правовом и социально-экономическом отношении категорией. Проблемы, с которыми сталкиваются здесь граждане Российской Федерации, многочисленны и практически затрудняют нормальное проживание.
Узбекская сторона не идет на подписание двустороннего соглашения "О правовом статусе граждан России, постоянно проживающих в Республике Узбекистан и граждан Узбекистана, постоянно проживающих в Российской Федерации", ссылаясь на то, что такой проблемы не существует ни в России для граждан Узбекистана, ни в Узбекистане для граждан Российской Федерации. Действующее в стране законодательство относит граждан России к иностранцам, которые обязаны оформлять вид на жительство при наличии постоянной прописки. Оформление же вида на жительство сопряжено с рядом трудностей:
- во-первых, официальная госпошлина составляет 50 долларов США, что равно средней годовой пенсии, а это далеко не всем по карману;
- во-вторых, эта процедура идет с бюрократическими препонами и дополнительным вымогательством;
- в-третьих, даже имея вид на жительство и постоянную прописку, российские граждане по своеволию местных властей зачастую оплачивают многие жизненно важные услуги (транспортные, медицинские, коммуникационные и др.) в свободно конвертируемой валюте.
По местному законодательству дети граждан России, как "иностранцы", имеют право получить бесплатное образование только в средней школе. Их дальнейшее обучение в лицеях, колледжах и вузах может быть только на контрактной основе с разрешения соответствующих министерств и ведомств. Как иностранцы, российские граждане не имеют права работать в государственных управленческих структурах, правоохранительных и судебных органах, на любых выборных должностях, их вытесняют с должностей на государственных производственных предприятиях. Все обращения, заявления и т.п. требуется писать на узбекском языке.
Зачастую, особенно на периферии, граждане Российской Федерации и соотечественники подвергаются притеснениям, оскорблениям, угрозам на бытовом уровне в связи с их этнической принадлежностью.
Для российских граждан объективно затруднено участие в выборах Президента, депутатов Государственной Думы Российской Федерации, поскольку Посольство в состоянии организовать лишь один избирательный участок в Ташкенте, а добраться до столицы из-за значительных расстояний и высокой стоимости проезда могут далеко не все избиратели.
Граждане России не имеют возможности представлять свои коллективные интересы в органах законодательной и исполнительной власти в Узбекистане. Даже в уставе общественной организации - Русского культурного центра РУ, представляющего интересы соотечественников, имеется формулировка, что членами РКЦ РУ "могут быть, независимо от национальности, граждане Республики Узбекистан".
Правовое положение иностранных граждан в Украине определяется Конституцией Украины, Законом Украины "О правовом статусе иностранцев" от 04.02.94 г., которые провозглашают равные права и свободы граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства.
Определению правового положения иностранцев также посвящены отдельные положения более чем 30 других Законов Украины и десятки подзаконных актов.
Несмотря на внушительную правовую базу, призванную защищать права и законные интересы иностранцев, в том числе и граждан России, последние сталкиваются с множеством проблем - трудностями при трудоустройстве во многие организации и учреждения Украины, получении бесплатного высшего образования. Зачастую не соблюдаются и легитимные нормы, обеспечивающие имущественные права иностранцев. Больших трудов и материальных затрат стоит получение вида на жительство, оформление которого местные органы МВД напрямую увязывают с выходом из гражданства России.
Отмечаются многочисленные случаи дискриминации украинскими властями россиян при реализации их законного права получения социальных льгот, в том числе инвалидов и участников ВОВ.
Между Россией и Украиной не существует соглашения о статусе граждан России, постоянно проживающих в Украине и граждан Украины, постоянно проживающих в России. Вопрос находится в стадии обсуждения на двусторонних переговорах и продвигается с трудом из-за нежелания украинской стороны.
Конституция Украины и Закон Украины "О гражданстве Украины" не предусматривают возможность гражданам Украины иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).
В настоящее время никаких соглашений в этой области между Россией и Украиной не заключено. Однако различие в законодательном подходе к решению данного вопроса в наших странах вызывает определенные правовые коллизии. Так, при приобретении гражданства России в настоящее время не требуется прекращения предыдущего гражданства, что на практике приводит к ситуации так называемого "двойного" гражданства, когда граждане Украины получают второе гражданство - российское.
Правовой статус постоянно проживающих в Эстонской Республике иностранцев, в том числе и российских граждан, регулируется Законом Эстонской Республики "Об иностранцах" от 8 июля 1993 года.
Согласно ст. 12, ч. 3 Закона "Об иностранцах" постоянный вид на жительство "может быть выдан иностранцу, проживающему в Эстонии на основании срочного вида на жительство не менее трех из последних пяти лет и имеющему действительный вид на жительство, место жительства и легальный доход для проживания в Эстонии...".
На иностранца может быть возложена обязанность выехать с территории Эстонии и запрещен въезд в страну в порядке, установленном Законом "Об обязательстве выезда из страны и запрете на въезд в страну" от 21 октября 1998 года.
Иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в государственные и местные органы власти Эстонии, участвовать в референдуме, не могут являться членами политических партий.
По Конституции ЭР, должности в государственных органах власти могут занимать и иностранцы, однако, лишь в виде исключения (ст. 30). В силе остаются запреты на профессии для неграждан (свыше 30).
Действующая система образования противоречит ряду международных и европейских конвенций, предусматривающих гарантии нацменьшинствам получать образование на родном языке.
Согласно Закону "О земельной реформе" от 17 октября 1991 года, иностранные граждане, в отличие от граждан Эстонии, являются "ограниченными уполномоченными субъектами приватизации земли". В частности, они не имеют права участвовать в приватизации земли.
Участники парламентских слушаний считают, что законодательство новых независимых государств не учитывает в полной мере демографической, экономической и этнокультурной специфики постсоветского пространства и не содержит достаточно норм, призванных обеспечить права инограждан, объактивно необходимых в условиях столь сложного для них переходного периода.
Участники парламентских слушаний обеспокоены тем, что при переезде на постоянное место жительства в Россию граждане Российской Федерации также оказываются в неравном правовом положении с другими категориями граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а именно:
- при переезде в Российскую Федерацию их облагают дополнительными пошлинами, а зачастую просто поборами, поскольку они не в состоянии отстоять свои права, т.к. из государства своего прежнего проживания они уже выписались, а в Российской Федерации они, как правило, еще не числятся;
- перед ними возникают труднопреодолимые препятствия с регистрацией, трудоустройством, приобретением недвижимости (в особенности в национальных республиках и автономных образованиях РФ);
- существуют большие сложности с приобретением статуса вынужденного переселенца;
- нарастают трудности с поступлением выпускников школ в российские вузы, из-за все большей разницы образовательных программ Российской Федерации и государств "ближнего" зарубежья;
- они сталкиваются со значительными трудностями при получении причитающихся пособий, льгот, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и т.п.;
Участники парламентских слушаний обращают внимание международных правозащитных организаций на допускаемые нарушения норм международного права в отношении граждан Российской Федерации в странах СНГ и Балтии и призывают их отказаться в дальнейшем от политики двойных стандартов, широко практикующейся в настоящее время в обеспечении прав и свобод русского народа и, в частности, граждан Российской Федерации.
Претворение в жизнь принципов и норм международного права в области прав и основных свобод человека и гражданина, должно стать одним из важнейших и эффективных механизмов защиты прав и законных интересов всех граждан, проживающих не в своих странах, независимо от их; национальной принадлежности.
На основании изложенного, участники парламентских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:
Федеральному Собранию Российской Федерации:
- Считать законотворческую работу по формированию в рамках СНГ общего экономического, культурного, образовательного и информационного пространства одной из главных государственных задач, направленных на оптимизацию процесса интеграции постсоветского пространства, обеспечение защиты и покровительства проживающих там российских граждан.
- Провести инвентаризацию имеющейся правовой базы, регламентирующей отношения Российского государства со своими российскими гражданами, проживающими за рубежом в целях ее дальнейшего совершенствования, наполнения и приведения в рабочее состояние.
- Внести вопрос о правовом положении граждан Российской Федерации в государствах СНГ на рассмотрение Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ в соответствии с международными документами о правах и основных свободах человека, Устава СНГ, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, других многосторонних и двухсторонних договоров и соглашений между государствами - участниками Содружества. Обратить при этом особое внимание на необходимость выработки оптимальных правовых норм для граждан государств - участников Содружества и на несоответствие духу и букве Устава СНГ безоговорочного распространения на российских граждан режима, установленного в ряде государств - участников СНГ для иностранных граждан, не являющихся членами СНГ.
- Рассмотреть вопрос об образовании отдельного избирательного округа (или округов) для соотечественников - граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, и, в случае его положительного решения, внести необходимые изменения в соответствующие федеральные законы.
- Обратиться к Парламентскому Собранию Союза Белоруссии и России и соответствующим органам государственной власти активизировать усилия по разработке и введению института союзного гражданства, закрепленного в Уставе Союза.
- Продолжить по парламентской линии работу с законодателями стран СНГ по укреплению позиций русского языка в странах Содружества.
- Совету соотечественников при Государственной Думе представлять в Государственную Думу сведения о соблюдении прав граждан Российской Федерации, проживающих в государствах СНГ и Балтии. Завершить работу по созданию "Белой книги", нарушений прав российских соотечественников в этих странах.
Правительству Российской Федерации:
- Активизировать работу по расширению международно-правовой базы по урегулированию вопросов гражданства, обеспечения и защиты прав граждан Российской Федерации за рубежом, обращая особое внимание на механизмы контроля за исполнением достигнутых договоренностей.
- Учитывая большое количество граждан России, постоянно проживающих за рубежом, рассмотреть необходимость разработки Концепции политики РФ в отношении этой категории людей.
- Обеспечить скорейшую разработку, согласование и подписание Конвенции СНГ в области прав человека.
- Рассмотреть вопрос об укреплении качественно и количественно кадрового состава консульских служб, а также технического их оснащения в странах Содружества и Балтии.
- Активизировать деятельность Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, в том числе:
принять и обеспечить исполнение Программы мер по поддержке Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе;
обеспечить координацию работы с соотечественниками за рубежом в субъектах Российской Федерации.
- В целях сохранения информационного поля российских СМИ в странах СНГ и Балтии предусмотреть в законодательстве Российской Федерации льготы для радио- и телекомпаний, вещающих на страны СНГ и Балтии, и печатных изданий, производящих печатную продукцию, предназначенную для русскоязычных читателей этих стран.
- Развивать межвузовское сотрудничество, направленное в частности, на создание филиалов российских высших учебных заведений (по примеру МГУ им. М.В. Ломоносова), а также Российско-национальных Славянских университетов.
- Рассмотреть возможность увеличения количества государственных стипендий для граждан РФ проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии.
- Содействовать установлению партнерских связей российских образовательных учреждений с учебными заведениями стран СНГ и Балтии.
- Создать Адвокатский центр по оказанию юридической помощи российским соотечественникам с открытием филиалов в странах их проживания.
- При поддержке российского бизнеса и специалистов в области права разработать юридически аргументированный для наших партнеров по Содружеству механизм создания хозяйственных структур в странах СНГ, в которых преимущественным правом трудоустройства пользовались бы наши соотечественники (в том числе и граждане Российской Федерации в странах проживания).
- Выступить с законодательной инициативой по внесению изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части увеличения срока действия общегражданских заграничных паспортов (ОЗП) для граждан Российской. Федерации, постоянно проживающих за границей и состоящих на консульском учете Посольств Российской Федерации в стране пребывания, уравняв их со сроками действия внутренних российских паспортов.
- Усовершенствовать порядок использования средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии, в части расширения возможностей их использования Посольствами Российской Федерации и общественными объединениями российских соотечественников в государствах их проживания.
- С учетом продолжающейся миграции в Россию соотечественников из стран СНГ в будущей Концепции миграционной политики Российской Федерации установить приоритет для граждан России, а также определить российские регионы, наиболее нуждающиеся в притоке трудоспособного и репродуктивного населения.
- Рекомендовать главам администраций регионов Российской Федерации сформировать действующий в реальном времени банк данных о потребностях в притоке рабочей силы, с указанием профессий и специальностей, отражающих возможности муниципальных образований и хозяйственных субъектов в обустройстве мигрантов на новом месте жительства.
- Предусмотреть составление ежегодного общефедерального Доклада о положении соотечественников в странах мира с указанием как на позитивные примеры отношения к ним со стороны властей стран проживания, так и на случаи систематических нарушений их прав.
Министерству иностранных дел Российской Федерации:
- Обеспечить выполнение в полном объеме Программы мер по поддержке Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе.
- Активизировать работу по созданию российских культурных центров в государствах - участниках СНГ.
- Принять меры по увеличению количества консульских учреждений за рубежом в местах компактного проживания граждан Российской Федерации и российских соотечественников.
- Посольствам Российской Федерации в государствах СНГ и Балтии улучшить работу по официальному разъяснению принимаемых в России законов о гражданстве, миграции и т.п. Наладить работу с теми, кто хочет выехать в Россию. Создать банк данных о том, в каких регионах России и какие специалисты нужны и условия их работы.
- Обеспечить проведение мониторинга с целью получения полной информации о численности соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе граждан Российской Федерации, и тех, кто хочет по тем или иным причинам вернуться в Россию.
Участники парламентских слушаний обращаются с просьбой к Президенту Российской Федерации:
- создать при Президенте Российской Федерации Институт уполномоченного по правам граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;
- взять под личный контроль вопрос защиты прав граждан Российской
Федерации, находящихся за рубежом.
Участники парламентских слушаний выражают твердую уверенность в том, что Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы Российской Федерации и общественные организации, научные учреждения и средства массовой информации внесут позитивный вклад в обеспечение прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников, проживающих за рубежом.
21 мая 2002г., г.Москва
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |