Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Тверская, 13»,
7 августа 2004
За рубежами России сегодня проживают миллионы этнических русских и тех, кого принято называть русскоязычными. В России появилась государственная программа помощи соотечественникам, и немалая часть этой программы реализовывалась с помощью регионов. И здесь впереди всех оказалась Москва. Однако произошедшее буквально на днях изменение федерального законодательства, направленное на ограничение прав субъектов Федерации в сфере международных отношений, способно поставить шлагбаум и на помощи российских регионов соотечественникам, живущим за пределами Родины. Именно этой теме и была посвящена пресс-конференция руководителя Департамента международных связей Москвы, председателя Межведомственной комиссии правительства Москвы по работе с соотечественниками за рубежом Георгия МУРАДОВА, депутата Государственной Думы РФ, директора Института стран СНГ Константина ЗАТУЛИНА.
- Мы собрались здесь, чтобы сказать о том, что последние изменения, внесенные в законодательство Государственной Думой на заседании 3 августа, серьезно обеспокоили правительство Москвы, - сказал, открывая пресс-конференцию, Георгий Мурадов. - Законопроект правительства решительным образом урезает права субъектов Российской Федерации в области международных связей, и, в частности, создаются предпосылки, исключающие самостоятельные шаги субъектов Федерации в сфере поддержки соотечественников, проживающих за рубежом. А это в свою очередь резко сократит финансовые ресурсы помощи соотечественникам, что чревато серьезными последствиями для реализации соответствующих программ, разработанных и осуществляемых субъектами Федерации, в том числе и Москвой. Ведь невозможно основывать такую работу только на декларациях. Кроме того, ставится под вопрос работа национальных субъектов России, а мы знаем, что, скажем, Татарстан активно работает со Всемирным татарским конгрессом, давние и прочные связи с зарубежными диаспорами установлены Дагестаном, Карачаево-Черкессией и другими субъектами РФ. Давайте не забывать, что 18 процентов русских живут сегодня за пределами России, а из живущих на планете пяти с половиной миллионов адыгов за границами нашей страны проживают пять миллионов! Сворачивание связей регионов с зарубежными диаспорами может весьма болезненно сказаться и на состоянии национальных отношений внутри России. Наконец создается ситуация, при которой Россия может оказаться страной, по сути дела, свернувшей поддержку своих соотечественников. Вряд ли это укрепит международный имидж нашего государства.
Георгий Мурадов напомнил журналистам об успешно реализуемой московской Комплексной целевой программе поддержки соотечественников, разработанной на 2003 - 2005 годы.
- Мы получаем десятки тысяч писем от проживающих во многих странах мира русских людей и от тех, кому близки русский язык и русская культура, - подчеркнул руководитель столичного Департамента международных связей. - Люди отмечают неоценимую помощь московского правительства в развитии русских диаспор за рубежом. Высокую оценку получила деятельность Москвы в этой сфере и со стороны Международного совета российских соотечественников, возглавляемого живущим в Париже графом Петром Петровичем Шереметевым. Понятно, что надо реформировать, совершенствовать законодательные акты, но ведь нельзя же вместе с водой выплескивать и ребенка! А потому понятно наше опасение, что Москва может лишиться возможности помогать соотечественникам делом, финансировать эту работу из городского бюджета.
Кстати, тут же, на пресс-конференции, журналисты узнали еще одну неприятную для московского бюджета, а значит, и для Москвы, и москвичей, новость: в минувший вторник на заседании Госдумы РФ было принято решение отклонить поправку, предусматривающую ежегодное выделение субвенций Москве для частичной компенсации расходов на осуществление столичных функций до момента окончательного перехода на последовательные расчеты между федеральным Центром и Москвой за осуществление этих функций. На деле это означает, что Москва лишается субвенций на сумму 3,3 млрд. рублей в год. Складывается впечатление, что кто-то просто хочет наказать Москву за то, что она "лезет не в свои дела", хотя непонятно, почему, скажем, строительство домов для моряков-черноморцев или североморцев кто-то считает "не делом Москвы", если Москва остается столицей великой морской державы?
Выступивший на пресс-конференции депутат Государственной Думы РФ Константин Затулин был явно недоволен итогами заседания Думы 3 августа.
- В рамках так называемого социального пакета Государственная Дума приняла во втором чтении изменения в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", -сказал Константин Затулин. - Среди прочего этими поправками субъекты Федерации лишены права оказывать поддержку соотечественникам за рубежом. Это может привести к катастрофическим последствиям для государственной политики в этой сфере. Ни для кого не секрет, что субъекты Федерации в совокупности вносят в программы такой помощи куда больший вклад, чем федеральный центр. Вся Федерация потратила на эту работу в целом 250 миллионов рублей. Москва же выделила на развитие русских зарубежных диаспор в 2003 году 120 миллионов рублей, в нынешнем году - 258 миллионов, а на 2005 год запланировано выделить на эти цели 180 миллионов. А с некоторыми из наших соотечественников, например в зонах конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, работают только регионы. Эта работа, особенно в Москве, носит системный характер, ведется уже много лет с нарастающими показателями по объему финансирования и комплексу осуществляемых программ.
- Сегодня в сфере законодательства о соотечественниках, к сожалению, сложилась ситуация, когда политические цели и интересы России оказались на втором месте, а технический вопрос, как локомотив, набирает обороты, - сказал Георгий Мурадов. - Заложниками этого технического вопроса ни в коем случае не должны стать наши соотечественники, волею судеб оказавшиеся за рубежом.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |