Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Россiя»,
12 августа 2004
Кирилл Фролов, руководитель отдела Украины Института стран СНГ
Ареной противостояния православного и католического мира стала Украина. Когда мы говорим о католическом прозелитизме, мы имеем в виду не отдельные обращения романтических интеллигентов. Мы имеем в виду глобальные политические проекты. Один из главных таких проектов реализуется на Украине. Речь идет о ее превращении в униатское антироссийское государство, важнейшей вехой в реализации которого идеологи и заказчики мыслят приход к власти прозападного политика Виктора Ющенко.
Суть нынешней “украинской идеи” сформулировал в начале двадцатого века львовский униатский митрополит Андрей Шептицкий: “Украинцы являются орудием Божественного промысла, призванным вырвать христианский Восток из клещей ереси (то есть православия), водворить его в лоно Апостольского престола (Ватикана и Европейского сообщества)”. Таким образом, суть проекта полностью “самостийной” Украины не в ее национальном и духовном возрождении, но ровно наоборот – в радикальном изменении всей ее идентичности, в смене веры. И сейчас Украина переживает такой момент.
Те, кто призывает к созданию Единой украинской церкви, призывают к принятию унии, те, кто агитирует за вступление Украины в НАТО, агитируют за отказ от православной традиции. И предстоящие президентские выборы будут моментом истины. И 350-летний юбилей Переяславской рады также не случаен. Аналогии с тем периодом более чем уместны. Тогда у Киевской Руси было два пути – сохранение и возрождение православной веры, которая эту Русь создала. Те, кто выступал тогда за национальный православный путь, и привели Украину к Переяславской раде.
Альтернативой Переяславу было окончательное окатоличивание Украины и ее превращение в заурядную польскую провинцию. Это было реально. Православие не только защищали, но и предавали. Польский стал языком значительной части тогдашней малороссийской шляхты. О том, что эти аналогии уместны, свидетельствуют и нынешние действия галицийских униатов.
Не следует доверять заверениям Ватикана и униатов, что они якобы отказываются от идеи создания украинского униатского патриархата. Строительство на левом берегу Днепра греко-католического кафедрального собора, антипода и противовеса Киево-Печерской лавре, идет полным ходом. Все заявления католической стороны о том, что униатский патриархат не будет создан, носят тактический характер, ибо развязка внутриполитического кризиса на Украине еще не состоялась. Будет президентом Ющенко – будет и униатский патриархат. Никто не против диалога с католицизмом, весь вопрос в цели и методах такого диалога. Только единая позиция православного мира, основанная на невозможности вероучительных компромиссов, на возможности солидарных действий против воинствующего секуляризма, сможет сделать такой диалог полезным. Разрозненные действия православных приведут только к подписанию пустых и лукавых деклараций, которые католическая сторона столь часто нарушает.
В ситуации глобальных вызовов православная цивилизация как никогда нуждается в структурировании и объединении. Следует прямо сказать, что союз России, Украины и Белоруссии является условием сохранения православного мира как самостоятельного центра, как сильного фактора мировой культуры и политики. Вместе Россия, Украина и Белоруссия являются единым моноконфессиональным пространством, объединенным Московским патриархатом. Это консолидированное православное большинство сможет реально контролировать политические процессы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |