Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
город Москва 4 марта 2004 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданки Ж.С. Адамян,
установил:
1. Гражданка Ж.С. Адамян в 1990 году вынужденно покинула Азербайджанскую ССР (город Баку) и с этого времени постоянно проживает в городе Москве в предоставленном ей как беженке жилье для временного поселения, ежегодно проходя переучет в органах миграционной службы. До 1997 года на основании Закона Российской Федерации «О беженцах» она получала пенсию на детей в связи с потерей кормильца. В декабре 2001 года Адамян обратилась в Управление социальной защиты населения Солнцево Западного административного округа города Москвы назначением пенсии по старости, в чем ей было отказано со ссылкой на то, что в силу действующего законодательства пенсионное обеспечение иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется лишь при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации, подтверждаемого наличием соответствующего разрешения - вида на жительство. Когда в мае 2003 года Ж.С. Адамян получила паспорт гражданки Российской Федерации, ей была назначена трудовая пенсия по старости.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Ж.С. Адамян оспаривает конституционность абзаца третьего пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и части третьей статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которым право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации.
По мнению заявительницы, вытекающим из оспариваемых положений требованием о наличии регистрации по месту жительства как формальном подтверждении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации несоразмерно ограничивается ее право на пенсионное обеспечение, хотя до получения российского гражданства она длительное время (более 12 лет) безвыездно находилась на территории Российской Федерации на законных основаниях.
2. Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Из данной статьи во взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР»).
Статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как по буквальному смыслу данной нормы, так и по смыслу, вытекающему из ее взаимосвязи с другими положениями главы 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина», а также общепризнанными принципами и нормами международного права, и исходя из приведенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, право на социальное обеспечение гарантируется каждому человеку, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.
3. Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Интерпретируя это положение применительно к правилам регистрационного Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности; Конституция Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета, и ее наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 2 февраля 1998 года № 4-П, Определение от 5 октября 2000 года № 199-0).
Оспариваемые в жалобе Ж.С. Адамян положения федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства, а значит не могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права. Что касается факта постоянного проживания заявительницы в Российской Федерации как основания назначения ей пенсии, то, как вытекает из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, он может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности ее пребывания на территории Российской Федерации и других обстоятельств дела.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки АдамянЖульетты Семеновны, поскольку она не отвечает требованиям Федеральногоконституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации поданной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Собраниизаконодательства Российской Федерации» и «Вестнике КонституционногоСуда Российской Федерации».
Председатель Конституционного Суда
Российской Федерации В.Д. Зорькин
Судья – секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Ю.М. Данилов
Пояснительная запискаО правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 04.03.2004 г. № 146-О по жалобе Адамян Ж.С. и в письмах сотрудниковСекретариата Суда от 19.05.2003 г. № 4522 по жалобе Адамян Ж.С.и от 23.07.2004 г. № 7674, 12337 по жалобе Худабашева Л.В.
о возможности назначения пенсии иностранным гражданами лицам без гражданства при отсутствии у них вида на жительствои (или) регистрации по месту жительства в Российской Федерации
Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ установлено, что право на пенсию в соответствии с данным федеральным законом (т.е. по государственному пенсионному обеспечению) имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ применительно к трудовым пенсиям (назначаемым в связи с трудовой деятельностью).
Между тем, существующая правоприменительная практика, в том числе судебная, увязывает постоянное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства не с их фактическим постоянным проживанием на территории России, а с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ, согласно статьи 2 которого единственным подтверждением постоянного проживания лица без гражданства в Российской Федерации является вид на жительство.
Отсюда следует вывод, что п. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в качестве обязательного условия назначения пенсии иностранным гражданам и лицам без гражданства устанавливают наличие у них вида на жительство в Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 04.03.2004 г. № 146-О по жалобе Адамян Ж.С. и в письмах сотрудников Секретариата Суда от 19.05.2003 г. № 4522 по жалобе Адамян Ж.С. и от 23.07.2004 г. № 7674, 12337 по жалобе Худабашева Л.В., такой вывод является заблуждением, поскольку вышеназванные нормы:
не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства ни с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства, ни с наличием или отсутствием вида на жительство.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим в России фактически, имеющим право на пенсию, достаточно установить факт своего постоянного проживания в России в судебном порядке.
Даже при отсутствии вида на жительство и (или) регистрации по месту жительства такое судебное решение будет документом, подтверждающим постоянное проживание, и достаточным основанием для назначения пенсии (при наличии права на пенсию).
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |