Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
,
12 августа 2004
Внимание российской общественности в последние годы было почти полностью занято Чечней и Кавказом. Утрата интереса к западному направлению уже обернулось вступлением прибалтийских государств в НАТО и Евросоюз и поставило вопрос о судьбе Калининградского анклава. Мало интересовало Москву и балкано-дунайское направление. Россия покинула Югославию, и Североатлантический альянс тем временем поглотил Болгарию и Румынию. В Брюсселе не скрывают, что расширение Альянса на восток не окончено. На очереди стоят Грузия и Азербайджан, возможно, Украина и Молдова.
Но на Днестре все еще стоят российские солдаты, крошечное Приднестровье на протяжении уже 14 лет не позволяет защелкнуть Балтийско-Черноморский капкан. Одним лишь фактом своего существования Приднестровье сохраняет для России возможность возвращения ее влияния на балкано-дунайском направлении. Более того, интересы региональной безопасности и безопасности самой РФ обязывают ее закрепиться здесь. Существует мнение, что если Россия потеряет Приднестровье ей не удержаться и на Кавказе.
После расширения НАТО Балтийско-Черноморская дуга вновь разгорается. Накаляется обстановка вокруг Южной Осетии и Абхазии. Грузинский лидер делает угрожающие заявления в адрес России. Вслед за Саакашвили ситуацию разогревает и молдавский президент. Разница лишь в том, что у Молдовы нет шести батальонов подготовленных и оснащенных по натовским стандартам, поэтому молдавские власти действуют пока экономическими диверсиями.
Приднестровью объявлена полномасштабная экономическая блокада, парализована работа всех экспортоориентированных предприятий. Отношения между Кишиневом и Тирасполем крайне обострились. Переговорный процесс сорван. Речи о создании федерации между РМ и ПМР никто уже не ведет. Участились провокации молдавских полицейских в Зоне безопасности, особенно на миротворческих постах. В Кишиневе объявлена мобилизация резервистов. На полигоне в с. Бульбока впервые со времен объявления Молдовой независимости проводятся полномасштабные учения всех родов войск, в том числе тяжелой артиллерии и элитного подразделения вооруженных сил РМ «Штефан чел Маре». Отрабатываются методы ведения боя в городских условиях. Понятно, что Кишинев взял курс на силовое решение проблемы. Впервые с 1992 года Приднестровье вновь оказалось перед угрозой войны.
Причин для эскалации конфликта много. У молдавского руководства свои выгоды. В преддверии выборов правящей – Партии коммунистов Молдовы – необходимо отвлечь внимание общественности от внутренних проблем, – невыполненных предвыборных обещаний и социальной неустроенности, к проблеме «сохранения целостности государства». Возобновление конфликта будет означать введение в РМ чрезвычайного положения и перенос выборов на год. Власти Молдовы надеются привлечь к урегулированию США и Евросоюз и с их помощью повторить аджарский сценарий Саакашвили. В этом случае ПКРМ может идти на выборы, имея в активе «решенный» приднестровский вопрос, а лидер ПКРМ В. Воронин предстает в образе «объединителя страны». Однако, главный смысл происходящего – интересы Запада – ликвидация российского военного присутствия, - геополитическое, экономическое и культурное продвижение на восток, в ущерб интересам России и Украины.
Российские национальные интересы, интересы безопасности и стабильности в регионе переплелись самым теснейшим образом. Российское военное присутствие в Приднестровье, в том числе и миротворческая операция российских войск здесь, являются необходимым условием сохранения Россией статуса региональной державы. Военное присутствие позволяет России контролировать Балканы, а это один из немногих рычагов влияния на блок НАТО, обеспечивающий России безопасность. Военное присутствие России сдерживает продвижение НАТО на этом направлении и в то же время является одним из факторов, обуславливающих относительную стабильность вокруг Приднестровья. Любая нестабильность грозит распространиться за пределы ПМР, вовлекая в конфликт Украину, Румынию, Россию. Присутствие России сдерживает румынские притязания, за которыми стоят и интересы Запада.
В какой-то мере российское присутствие в Приднестровье подкрепляет интеграционные процессы в этой части СНГ, в частности, между Россией и Украиной. А Украина, как известно, страна, без которой любые интеграционные процессы вокруг России не состоятельны.
Однако положение российских войск в Приднестровье в последние годы становится зыбким и неустойчивым. Стамбульские договоренности дают возможность Западу требовать ликвидации российского присутствия. Власти Молдовы, считающие Приднестровье своей территорией, при каждом удобном случае требуют удаления «иностранного военного присутствия» со «своей» территории. При этом они вспоминают о нейтральном статусе своего государства. Статус ПМР как государства, формально непризнанного, делает такие требования обоснованными в глазах мирового сообщества. Тирасполь на протяжении нескольких лет удерживает здесь российское присутствие вопреки воле Запада и даже, было так, что вопреки воле российского руководства.
Свою заинтересованность в открытии в этом стратегически важном регионе Европы военной базы Кремль обнаружил еще несколько лет назад. Москва надеялась договориться об этом с «пророссийским» президентом Молдовы Ворониным. Не удалось. Президент Молдовы отверг возможность сохранения российского военного присутствия в регионе даже на временный срок – до 2010 года, даже в обмен на присоединение Приднестровья на условиях «асимметричной» федерации. Уже в тот момент – в ноябре 2003 года, стало ясно, что Воронин – фигура, полностью контролируемая Западом. Планы российского руководства вернуть РМ в орбиту российского влияния провалились. Молдова была потеряна для России. Предстоящие в будущем году в Молдове парламентские выборы ситуацию не изменят, и правящая партия, и оппозиция придерживаются радикальных прозападных настроений. Российское влияние в регионе сохраняется только благодаря традиционно пророссийской ориентации Приднестровья. Кишинев сорвал урегулирование, а Тирасполь в очередной раз блокировал вывоз вооружений в Россию. Это удерживает российский контингент в Тирасполе. Но вопрос ликвидации российского присутствия считается вопросом времени. Стабильность в этом регионе, которая напрямую касается безопасности и Украины, и России, остается под вопросом.
Экономические интересы России в этом регионе не менее значительны. Совсем недавно руководство Молдовы приняло поправки в закон о приватизации. Согласно закону все сделки по приватизации в Приднестровье без согласия Кишинева считаются незаконными. Если учесть, что основные инвесторы – российские, то эти поправки направлены, прежде всего, против российского капитала и его экономического влияния. Но дело здесь не только в российской собственности. Через Приднестровье проходят важнейшие транспортные магистрали: транзит газа, электричества и т.д. Все это – огромный экономический потенциал, оставшийся в наследство от Советского Союза и пока практически нереализованный. Этот потенциал очень важен для обеспечения жизнеспособности Единого экономического пространства, на которое сейчас возлагаются большие надежды во всем СНГ.
Еще один важнейший аспект, затрагивающий российские национальный интересы, – положение российских граждан и судьба русскоязычного населения. В Приднестровье проживает порядка 100 тысяч российских граждан, большая часть приднестровцев – русскоязычные. Никто не сомневается, что если бы Москва заняла по отношению к населению республики такую же позицию, как к абхазам или осетинам, российские граждане составляли бы в Приднестровье подавляющее большинство населения.
Любое уважающее себя государство считает обязательным защиту прав своих граждан, в том числе проживающих за рубежом. Президент РФ Владимир Путин назвал эту цель одним из приоритетов российской внешней политики, причем в отношении не только граждан России, но и всего русскоязычного населения, проживающего на постсоветском пространстве. До сих пор усилия Москвы в этом направлении были заметны в Прибалтике, где по отношению к русским сформировались, по сути, режимы апартеида. В Молдове до недавнего времени считалось, что дела русскоязычного населения обстоят многим лучше. Им хотя бы выдали полноценные паспорта. Кроме того, в 2001 году к власти в Молдове, при поддержке Кремля, пришел «пророссийский политик» с русской фамилией, обещавший сделать русский язык вторым государственным. Но оказалось, что его обещания были ложью, пророссийская ориентация – маской, которой он воспользовался для захвата власти. (Да и настоящая фамилия президента Молдовы далеко не русская). В настоящее время в Молдове уже нет ни одного весомого объединения, направленного на сближение с Россией и защиту прав русскоязычного населения.
Приднестровский вопрос несколько смягчал политику молдавского руководства в отношении так называемых «национальных меньшинств», заставлял их говорить о полиэтничности государства и возможности придания русскому языку статуса официального. Правда, дальше слов дело не шло. В случае реализации молдавского сценария по экономическому удушению Приднестровья, следом за которым неизбежно последует и ликвидация российского военного, экономического и культурного присутствия, Россия окажется такой же бессильной в защите прав своих соотечественников, как это происходит в Прибалтике. Надеяться на европейское правосудие, как показал процесс против России, инициированный террористом Илашку, бессмысленно.
Сегодня в Приднестровье решается вопрос, выходящий далеко за региональные рамки. Экономический прессинг со стороны Молдовы чреват не только резким падением уровня жизни приднестровцев, в том числе 100 тысяч российских и 50 тысяч украинских граждан, но и эскалацией нового конфликта, как это происходит в Южной Осетии. Ситуация может стать неуправляемой. В конфликт неминуемо будут втянуты Россия, которая держит в Приднестровье миротворческий контингент, Украина и член НАТО Румыния, не оставляющая своих территориальных претензий на Бессарабию и Северную Буковину. Пока еще не поздно, предупредить развитие событий по негативному сценарию, все в руках стран-гарантов урегулирования – России и Украины, тем более, что от этого зависит и их безопасность, а возможно и целостность.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |