Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Статья 1. Предмет регулирования закона.
Предметом настоящего Федерального закона являются правоотношения в сфере приграничного сотрудничества.
Статья 2. Объект регулирования закона.Объектом настоящего Федерального закона является деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, общественных объединений в сфере приграничного сотрудничества, а также совместных с сопредельными государствами органов по приграничному сотрудничеству, наделенных в соответствии с соглашениями правосубъектностью и находящихся на территории Российской Федерации
Статья 3. Основные понятия, используемые в законе.Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1. Приграничное сотрудничество - согласованные действия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, общественных объединений с соответствующими участниками приграничного сотрудничества сопредельных государств, направленные на создание благоприятных условий для устойчивого экономического и социального развития приграничных территорий, установление, развитие и укрепление взаимовыгодных и дружественных связей приграничных территорий Российской Федерации с приграничными территориями сопредельных государств.
2. Участники приграничного сотрудничества - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, общественные объединения, а также совместные с сопредельными государствами органы по приграничному сотрудничеству, наделенные в соответствии с соглашениями правосубъектностью и находящиеся на территории Российской Федерации.
3. Приграничная территория - часть территории субъекта Российской Федерации, административная граница которого совпадает с линией Государственной границы Российской Федерации.
Перечень приграничных территорий, на которых осуществляется приграничное сотрудничество, устанавливается в международных договорах Российской Федерации с сопредельными государствами, а также в соглашениях приграничных субъектов Российской Федерации с компетентными органами государственной власти сопредельных государств.
4. Приграничный субъект Российской Федерации - субъект Российской Федерации, административная граница которого полностью или частично совпадает с линией Государственной границы Российской Федерации.
5. Регион приграничной интеграции и сотрудничества - приграничный субъект Российской Федерации, приграничные территории в субъекте Российской Федерации и соответствующие территории сопредельных государств, участвующих в соглашении о приграничном сотрудничестве, на основании которого создаются совместные органы по приграничному сотрудничеству, их компетенция и местонахождение закрепляется в соглашениях.
6. Сопредельные государства - государства, граничащие с Российской Федерацией.
7. Население приграничных территорий Российской Федерации - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие вид на жительство, постоянно проживающие на приграничной территории Российской Федерации.
8. Сфера приграничного сотрудничества - совокупность видов деятельности, направленной на реализацию задач приграничного сотрудничества.
Статья 4. Задачи приграничного сотрудничества.Задачами приграничного сотрудничества являются:
1) установление и развитие дружественных связей между Российской Федерацией и сопредельными государствами;
2) создание обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
3) содействие взаимопониманию и дружбе между населением приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;
4) создание условий по развитию и упрощению взаимных связей участников приграничного сотрудничества;
5) поддержка соотечественников, проживающих на приграничных территориях сопредельных государств;
6) обеспечение поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления российских хозяйствующих субъектов, участвующих в создании приграничной инфраструктуры;
7) создание условий, способствующих прохождению экспортных, импортных и транзитных товаров через приграничную территорию Российской Федерации, включая содействие обустройству пунктов пропуска через Государственную границу, складов, терминалов, развитию транспортной инфраструктуры, обустройству и развитию приграничной инфраструктуры в целом;
8) повышение эффективности использования производственной и социальной базы приграничных территорий;
9) реализация согласованной стратегии регионального развития, в том числе в осуществлении градостроительной, промышленной, аграрной, экологической, инвестиционной политики;
10) создание условий для интеграции систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопредельных государств с целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия;
11) создание условий, способствующих прекращению оттока населения из малонаселенных приграничных территорий;
12) противодействие проявлениям национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничных территориях;
13) содействие реализации российской внутренней и внешней политики, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на Государственной границе Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, другими правонарушениями;
14) эффективное и бережное использование природных ресурсов приграничных территорий, сохранение памятников истории и культуры;
15) осуществление согласованных мер в области охраны окружающей среды на приграничных территориях;
16) создание условий для обмена в области образования, культуры, изучения населением приграничных территорий Российской Федерации культурного наследия и языка сопредельных государств.
Статья 5. Принципы приграничного сотрудничества.Принципами приграничного сотрудничества являются:
1) конституционность;
2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
3) приоритет интересов Российской Федерации и населения ее приграничных территорий;
4) взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
5) мирное разрешение приграничных вопросов;
6) взаимное соблюдение законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
7) не нанесение ущерба экономическим и иным интересам государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
8) учет особенностей приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;
9) государственная поддержка инициатив органов местного самоуправления, населения приграничных территорий, направленных на реализацию задач, закрепленных в статье 4 настоящего Федерального закона;
10) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
11) скоординированность действий участников приграничного сотрудничества;
12) правовая определенность и конкретность процедуры осуществления приграничного сотрудничества.
Статья 6. Правовые основы приграничного сотрудничества в Российской Федерации.Приграничное сотрудничество в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами, иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашениями субъектов Российской Федерации с компетентными органами государственной власти сопредельных государств, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями органов местного самоуправления с соответствующими органами власти сопредельных государств.
Статья 7. Виды приграничного сотрудничества.Приграничное сотрудничество осуществляется в виде хозяйственных, торговых, культурных, гуманитарных, экологических, спортивных и иных связей, направленных на решение задач, установленных в настоящем Федеральном законе.
Статья 8. Формы приграничного сотрудничества.Формами приграничного сотрудничества являются:
1) деятельность совместных органов по приграничному сотрудничеству, создаваемых в регионах приграничной интеграции и сотрудничества;
2) встречи и консультации уполномоченных представителей и согласованная работа органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и соответствующих органов власти и самоуправления сопредельных государств;
3) договоренности и сделки между хозяйствующими субъектами и населением приграничных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации и хозяйствующими субъектами и населением приграничных территорий сопредельных государств в соответствии с их национальным законодательством;
4) создание рабочих групп и подкомиссий по отдельным направлениям приграничного сотрудничества в рамках двусторонних межправительственных комиссий;
5) совместное создание и развитие экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях;
6) совместное решение транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических и иных проблем приграничных территорий;
7) совместное обеспечение решения вопросов безопасности приграничных территорий;
8) другие формы приграничного сотрудничества, не противоречащие законодательству Российской Федерации и направленные на решение задач, установленных настоящим законом.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |