Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
радио "Маяк",
18 августа 2004
18 августа Владимир Путин подписал закон о переходе России на уплату косвенных налогов по стране назначения. Документ предусматривает изменение принципа взимания НДС по нефти и газу при торговле с партнерами по единому экономическому пространству. Что это даст России и Украине? Ответить на этот вопрос мы попросили директора Института стран СНГ Константина Затулина.
Решение об уплате НДС по месту назначения означает, что нефть и газ, которые поставляются на Украину, - напомню, что Россия является главным поставщиком и того, и другого для соседней страны, - теперь не будут облагаться налогом в России, как это было все эти годы. И таким образом, бюджет Российской Федерации не будет получать дополнительные средства, причем очень значительные, за счет этого чрезвычайного обложения налогом на добавленную стоимость в стране, в России, которая является экспортером.
Это очень важное решение не только потому, что приводит к существенному сокращению доходов российского бюджета. Частично выпадающие доходы российского бюджета Правительство и Государственная Дума компенсировали увеличением налоговой ставки на добычу нефти и газа, которую выплачивают нефтяные и газовые компании. Но полностью сегодня эти доходы не компенсированы никакими другими дополнительными поступлениями.
Решение само по себе носит, безусловно, политический характер, и мотивируется в экономическом плане только одним: практика взимания НДС в стране-экспортере, то есть в России, приводила к тому, что на Украине возникала конкуренция между поставщиками газа - Россией и Туркменией, в которой такой практики взимания НДС не существовало. В этой конкуренции российские газовики и нефтяники были в невыгодном положении. Хотя уровень конкуренции, особенно в торговле нефтью и газом, часто связан не столько с конкурентной ценой, сколько с возможностью. И с этой точки зрения, позиции российских экспортеров на Украине были всегда более влиятельными и существенными, чем позиции любых других экспортеров нефти и газа. Украине в таких объемах неоткуда получать нефть и газ, кроме как из России. Второе обстоятельство связано с тем, что вообще Россия и Украина стремятся во Всемирную торговую организацию. В ВТО не принято, чтобы налог на добавленную стоимость выплачивался в стране, которая экспортирует нефть и газ. То есть наша прежняя практика резко контрастировала со всеми международными правилами, в том числе действовавшими на просторах СНГ.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |