Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
РБК,
24 августа 2004
Анна Попова
Несовершенство законодательства о гражданстве приводит к тому, что не менее миллиона человек не могут сказать, гражданство какой страны они имеют
По информации RBC daily, все чаще стали возникать ситуации, когда граждане России стали узнавать о том, что таковыми они вовсе не являются. Как выясняется, гражданство этим людям давали «по ошибке». По подсчетам специалистов, из 5 млн человек, получивших с 1992 г. российское гражданство, от 1 до 2 млн находятся в подобном «подвешенном» состоянии. Эту проблему вызвали принятый два года назад закон «О гражданстве РФ», а также поправки к нему, одобренные прошлой осенью. Несмотря на то, что после внесения поправок в нем были обозначены категории граждан, которые могут получить российский паспорт по упрощенной схеме, в действительности закон фактически не учитывает интересов наших соотечественников.
Закон «О гражданстве РФ» был принят в 2002 г. и предусматривает получение российского гражданства только теми лицами, которые непрерывно проживают на территории России не менее 5 лет со дня получения вида на жительство. Прошлой осенью были приняты поправки к нему, которые внес президент России. Они предусматривали упразднение процедуры получения гражданства для тех, кто жил на территории России и имел советские паспорта. В то же время по закону льготы получили те, у кого есть временная регистрация, нетрудоспособные родители взрослых детей, ветераны войны и труда и дипломированные специалисты из государств бывшего СССР. Сразу же после их утверждения политики говорили о том, что теперь законодательство позволит людям в самые краткие сроки становиться гражданами России. Назывались даже примерные цифры: не менее 2 млн человек должны стать гражданами по предоставленным льготам.
По официальным данным, с 1992 г. российское гражданство получили 4 млн 829 тыс. человек. Правда, в последние годы удостоились подобной чести очень немногие. Так, в 2002 г. гражданами России стали 310 тыс. человек, а в 2003 г. – только 20 тыс. Столь разительно отличающиеся данные объясняются ужесточением правил, по которым можно получить гражданство РФ. И хотя в современном законодательстве обозначены категории лиц, которые могут претендовать на упрощенное получение гражданства, в действительности ситуация складывается не в их пользу. «Моя жена родилась на Украине, с 1986 г. живет в Москве – сначала как студентка МГУ, затем как супруга гражданина РФ, – говорится в письме, поступившем в RBC daily. – С 1992 г. она имеет постоянную прописку. В феврале 2004 г. она получила российский паспорт нового образца». Проблемы, по словам нашего читателя, начались тогда, когда его жена подала заявления на получение вкладышей о гражданстве к свидетельствам о рождении детей. Их попросту не приняли в паспортном столе, заявив, что по состоянию на февраль 1992 г. его супруга нигде не была прописана. Поскольку до этого момента у нее была лишь временная прописка, гражданской России она не является, так же, кстати, как и ее дети. Соответственно, и паспорт в этом году ей выдали незаконно.
Судя по всему, теперь у этой семьи начнется долгое выяснение отношений с органами внутренних дел – во всяком случае, визит в центральный паспортный стол им попросту необходим, чтобы прояснить ситуацию. Тем более что двое детей-«неграждан» внесены в загранпаспорт читателя, и, следовательно, он может с ними смело путешествовать, куда захочет. Но сама ситуация, когда человек внезапно узнает, что он не только не имеет никаких прав, но еще и не является гражданином страны, в которой проживает, кажется анекдотичной. Как рассказали RBC daily эксперты, подобных «полуграждан» сейчас в России насчитывается порядка 1–2 млн человек из тех пяти, что получали гражданство в последние двенадцать лет. И причина этой неразберихи – в несовершенстве существующего законодательства о гражданстве и миграционной политики в целом. «В законодательстве о гражданстве не отражены в должной мере важнейшие принципы ответственности государства перед людьми, рожденными в России, но по той или иной причине в настоящее время не имеющими российского паспорта, и ответственности по воссоединению семей, – сказала RBC daily заведующий отделом диаспор Института стран СНГ Александра Докучаева. – Подобное свидетельствует о том, что органы внутренних дел не несут ответственности за свои действия и перекладывают проблему на плечи тех, кто добросовестно оформляет документы».
По мнению г-жи Докучаевой, необходимо внести поправки в законодательство, для того чтобы установить самый простой – заявительный – порядок приобретения гражданства. «Это нужно делать, во-первых, для лиц, рожденных в России (РСФСР) или имеющих родителей – граждан России. А во-вторых, для членов семьи гражданина РФ – супруга, детей, родителей, – считает она. – То есть если родители человека или он сам были гражданами Российской Федерации (РСФСР), то ему по его заявлению должны выдать российский паспорт. Таким образом действуют в США, но почему Россия этого не делает? Напротив, в то время как гражданство можно сейчас приобрести за деньги (многочисленные объявления об этом можно прочитать даже в метро), люди, связанные кровными узами с Россией, испытывают затруднения в его получении». Справедливости ради отметим, что в нынешнем законе «О гражданстве РФ» определены некоторые категории граждан, которые могут стать гражданами России в упрощенном порядке. «Для довольно широкого круга людей упрощенный порядок получения гражданства сохраняется. В частности, для тех, кто родился на территории РФ или закончил российский вуз, – сказал RBC daily старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Никита Мкртчян. – Но это не решает проблему: при снижении за рубежом числа этнических россиян, то есть миграционного потенциала, этими людьми демографические потребности России не закрыть. Люди из Белоруссии, Казахстана, Украины уже не так сильно стремятся в Россию, как в начале 90-х гг. Да и почему мы должны отвергать других, кто жил в союзных республиках?»
По словам г-на Мкртчяна, Россия сейчас, по сравнению с другими странами, уже не настолько привлекательна для мигрантов, как раньше, поэтому выбор в ее пользу уже не столь однозначен. «Кроме того, в большей степени нам надо совершенствовать закон о правовом положении иностранных граждан, – считает он. – По европейским меркам он нормальный, но по российским – отнюдь. И далеко не все можно объяснить несовершенством законодательства. Можно резко либерализовать миграционную политику, но параллельно необходимо сделать прозрачной систему регистрации, исключить многочисленные поборы – так, чтобы упростить процедуру для тех, кто действительно хочет осесть в России». Но пока что ситуация такова, что даже при остром желании стать гражданином России человеку придется пройти немало инстанций. «Закон «О гражданстве РФ» не дает никаких приоритетов какому-либо государству. Но в соответствии с соглашением между Россией, Казахстаном, Киргизией и Белоруссией об упрощенном порядке приобретения гражданства для тех, кто переехал в Россию на постоянное место жительства и рожден в России или имеет ближайших родственников – граждан РФ, действует самая простая процедура получения гражданства, – прокомментировала RBC daily Александра Докучаева. – Этим лицам нужно предоставить листок убытия с прежнего места жительства, документы, подтверждающие рождение в России или наличие близких родственников-россиян, и как только они получат регистрацию по месту пребывания, они могут обращаться с заявлением о приобретении гражданства РФ».
Для тех, кто приедет из других постсоветских государств, в законе предусмотрена норма, по которой до 1 января 2006 г. человек, имевший гражданство СССР и получивший разрешение на временное проживание в РФ, может стать гражданином России в упрощенном порядке без предоставления вида на жительство. Все остальные должны претендовать на него, что называется, в общем порядке. Вот только порядок ли это, сказать трудно. «В своем послании в 2003 г. президент говорил о том, что многие люди находятся из-за несовершенства этой системы в тяжелой ситуации, но пока проблему спускают на тормозах, – считает Никита Мкртчян. – Случаи, когда люди практически внезапно узнают о том, что они – не граждане России вызваны тем, что раньше система была максимально упрощена (о наличии или отсутствии гражданства задумывались далеко не все живущие на территории России), теперь же они оказались в «подвешенном» состоянии. Например, миграционную карту с осени прошлого года в России получить нельзя – необходимо выезжать в ту страну, где ты раньше жил, и въезжать в Россию снова. Нет миграционной карты – невозможна дальнейшая многоступенчатая процедура регистрации». По сути, России нужно принять миграционную амнистию, как это делалось в США и Италии. Правда, чтобы пойти на этот шаг, нужно в корне изменить существующее законодательство. А пока об этом речи не идет.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |