Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев (Минск), Александр Фадеев (Москва)
Предсказания ряда экспертов о передислокации американских военных баз, прежде всего из Германии, на юго-восток и восток Европы, в том числе на территории, примыкающие к границам белорусско-российского Союзного государства, начинают сбываться. В середине августа с.г. президент США Дж.Буш обнародовал план перемещения военнослужащих этой страны из пунктов их прежнего размещения в Европе на новые базы в Польше, Болгарии, Венгрии и Румынии. Нельзя совершенно исключать и появление американских воинских контингентов и военной инфраструктуры в странах Балтии. И хотя эта масштабная операция проводится под прикрытием лозунга борьбы с международным терроризмом, на деле она подкрепляет движение НАТО на Восток и порождает угрозу для безопасности Белоруссии и России.
Подобное изменение расквартирования американских войск в Европе, передислокация их в восточную и юго-восточную часть Старого континента ведет не только к созданию передовых плацдармов для ведения потенциальных военных действий на европейском ТВД, но и к активизации деятельности разведывательного сообщества США. В зону ответственности и непосредственной деятельности стратегической и военной разведок США непосредственно попадут надводно-подводные и береговые боевые силы, базы и пункты базирования российского Балтийского флота, западные районы России и вся территория Белоруссии. Разведывательные операции, скорее всего, приобретут широкий и интенсивный характер, их станет легче и эффективнее организовывать и осуществлять с территории новых военных баз США в Европе, прежде всего в Польше, а также с территории балтийских государств-членов НАТО.
Предстоящее размещение в Польше крупных американских воинских соединений вызвало в Белоруссии довольно неоднозначную реакцию. Если белорусские политики в целом отрицательно относятся к подобной перспективе, то официальный Минск не высказал ничего определенного. Так, председатель комиссии по национальной безопасности Совета Республики Национального собрания РБ Николай Чергинец однозначно определил новые планы США как подозрительные, которые еще раз подтверждают пустоту прежних обещаний стран НАТО не разворачивать своих баз в государствах бывшего Варшавского Договора и, тем более, рядом с границами стран СНГ. По мнению Чергинца такие подходы «делают непредсказуемым дальнейшее положение с безопасностью в Восточной Европе и требуют соответствующего реагирования».
Оппозиционный депутат Палаты представителей Национального собрания РБ генерал Валерий Фролов также отрицательно оценивает передвижение американских войск в Польшу: «Хотелось бы верить провозглашенной США политике, что они не собираются делать каких-либо нападений. Однако зачем тогда все эти перемещения войск, они же требуют большого количества средств? Несомненно, это делается в соответствии с каким-то планом».
Валерий Фролов единственный оппозиционный деятель поставивший под сомнение «благие» намерения американских войск, которые уже в ближайшем будущем будут развернуты на границах Cоюзного государства Белоруссии и |России. Усилится, вероятно, деятельность со стороны Польши и прибалтийских государств, направленная не столько на устранение от власти белорусского «тирана» Александра Лукашенко, сколько на отрыв Белоруссии от России и разрушение основ Союзного государства. Американское военное присутствие на границах Белоруссии значительно повысит если не собственно военную опасность для республики (оставляя ее пока гипотетической), то угрозу политической агрессии и создаст поле для проведения специальных операций.
Стоит при этом отметить, что сама разведывательная деятельность не только является составляющей частью функционирования государственного аппарата США, но и оказывает значительное влияние на политику федеральных властей этого государства. Помимо прочего, разведывательное сообщество США тесно сотрудничает с ведущими национальными и «дружественными» мировыми информационными агентствами, оказывая средствам массовой информации целенаправленную помощь. Велико воздействие информации, добытой с помощью разведки и намеренно сделанной достоянием широких кругов, на общественное мнение США, а также стран-союзниц этой державы. Разведывательные структуры США в законодательном порядке обязаны содействовать и «созданию необходимого Соединенным Штатам климата общественного мнения в других странах». В подобных условиях возрастает опасность принятия на высшем государственном уровне стран Западного альянса роковых решений, основанных на недостоверных разведывательных данных, ошибочном анализе полученных разведкой от ее белорусских источников информации, которые способны ввести в заблуждение правительство и общественность.
Действия представителей разведывательного сообщества часто выходят за рамки собственно добывания необходимой информации и закрытых тактико-технических данных. Они, нередко, используются для создания интеллектуальными средствами определенных условий, благоприятной (с точки зрения американцев) политической атмосферы в тех государствах, которые попадают в зону особых интересов США. Нередко это приводит к радикальному изменению государственно-политического строя, приходу в таких странах к власти политиков, лояльных руководству США. По отношению к Белоруссии, как представляется, в этом ключе сейчас все большее внимание уделяется журналистам-двойникам, «свободным» журналистам (одновременно работающим в Белоруссии сразу на несколько СМИ), ряду функционеров белорусской радикальной оппозиции, а также бывшим высокопоставленным чиновникам и представителям генералитета.
Нельзя упускать из виду и того, что разведывательное сообщество США не только связано специальным соглашением по разведке с Польшей, имеющей протяженную границу с Белоруссией, но, как свидетельствуют некоторые источники, имеет своего постоянного представителя в польской разведке. Само по себе это далеко не случайно. По большому счету именно всесторонняя американская поддержка сегодня позволяет Польше преодолеть историческую национальную неполноценность по отношению к Западной Европе, реанимировать идеологию сарматизма в среде ее элиты, которая, наконец, почувствовала себя активным участником мировой политики. Веками польское национальное самосознание формировалось в жестком противостоянии России, этой «ядовитой гарпии» по Веспасиану Коховскому, стране, где живут исключительно «вандалы», если верить Вацлаву Потоцкому. В массовом польском сознании сегодня причудливо переплелись лазурный миф о Великой Америке и неизбывный страх перед могучим восточным соседом – Россией (по версии модной польской писательницы современности Крыстыны Курчаб-Редлих, варварским государством с террористическим режимом). Политики Польши словно задались целью опровергнуть известную характеристику, которую дал полякам французский поэт Филипп Депорт: завершить «свое единоборство со стаканом» и стать реальным форпостом Запада против «потомков Чингисхана», Марсом в конфедератке на границе с азиатской Россией и ее союзницей Белоруссией.
Явная поддержка Польши со стороны США повышает политическую значимость и международный вес Варшавы, но, одновременно, объективно требует внесения польского вклада в партнерство. Сегодня, учитывая переход Запада на новые принципы борьбы с радикализмом и терроризмом, этот вклад может выражаться преимущественно не в форме чисто военного или военно-технического, а в виде активизации сотрудничества специальных служб. Вооруженные силы США и силы быстрого реагирования НАТО в условиях существующего 5-дневного норматива развертывания и выдвижения для осуществления военных операций и операций по «стабилизации» крайне заинтересованы в такой помощи польских спецслужб. Для Польши организация полномасштабной разведки на белорусском направлении является вполне посильной задачей, что выгодно отличает ее от неудачных и затратных попыток трансформации вооруженных сил бывшего государства-члена ОВД в соответствии с жесткими стандартами НАТО. С точки зрения международного авторитета РП, и это немаловажно, никто не сможет упрекнуть Варшаву в стремлении отделаться вспомогательной функцией в рамках альянса с США и НАТО, поскольку возрастающая роль разведывательных операций признается абсолютно всеми.
Не исключено, что подобный польский опыт будет востребован и другими европейскими союзниками США как определенный эталон в разделении ролей в рамках партнерства с Вашингтоном при «профилактике рисков» и борьбе со странами-изгоями. К тому же внешне это будет выглядеть не только как проактивное, но и равноправное сотрудничество, новый метод «разделения труда» в Альянсе, выгодно контрастирующий с экспериментами по модернизации ВС стран-сателлитов или, скажем, с сомнительной практикой польского командования смешанной дивизией в Ираке.
17 августа польские газеты опубликовали открытое обращение так называемой инициативной группы «Польша за демократические перемены в Белоруссии», в которую вошли депутаты польского сейма и представители творческой интеллигенции (в том числе и известный кинорежиссер Анджей Вайда). Данное обращение носит резко антироссийский характер («режим диктатора Лукашенко находится в перманентном кризисе, и рано или поздно он вынужден будет смириться с империалистическими целями России») и призывает польские власти помочь Белоруссии бороться с «российским империализмом». Причем, в качестве помощи предлагается и лоббирование интересов белорусского руководства в Европейском союзе, в случае если оно откажется от союза с Россией. При этом польские политики выразили желание строить свои отношения с будущим руководством Белоруссии на основах созвучных с принципами Люблинской унии, когда Литвой и Польшей была создана Речь Посполитая, а Западная Русь попала под жестокий национальный и религиозный гнет.
Деятельность части белорусской оппозиции курируется польскими спецслужбами, Варшавским центром восточных исследований, который выступает в качестве связующего звена между лидерами радикальной оппозиции Белоруссии и польским сеймом и правительством Польши. Контакты белорусской оппозиции с государственными органами Литвы организуются литовскими институтом международных отношений и институтом Белоруссии. С 2002 года осуществляется так называемый «Вильнюсский процесс», в рамках которого литовской стороной на постоянной основе проводятся политические встречи, консультации, семинары, «круглые столы», конференции направленные на обучение и консолидацию белорусских оппозиционных сил.
Помимо Польши и прибалтийских государств поддержкой антироссийских сил в Белоруссии занимаются и непосредственно структуры Европейского союза. Так, 25-26 мая 2004 г. в Брюсселе в штаб-квартире Евросоюза состоялись встречи представителей Белорусской социал-демократической партии («Народная грамада»), Белорусской женской партии «Надзея», незарегистрированного антипрезидентского объединения «Хартия-97» (образуют «Европейскую коалицию «Свободная Беларусь»), Белорусского народного фронта (БНФ), Белорусской социал-демократической грамады (БСДГ), Объединенной гражданской партии (ОГП), Партии коммунистов Белорусской (ПКБ) и Белорусской партия труда (образуют «Народную коалицию «5+»), депутатской группы «Республика» (рук. ген. В.Фролов) и незарегистрированного молодежного движения «Зубр» с Верховным Представителем Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьером Соланой, комиссаром по вопросам расширения Евросоюза Гюнтером Ферхойгеном, государственным министром по вопросам международного сотрудничества и правам человека Ирландии Томом Киттом, генеральным директором Еврокомиссии по проблемам расширения Европейского Союза Энеко Ландабуру и другими еврочиновниками. Как заявил в ходе этой встречи Хавьер Солана, «существующая обстановка в Белоруссии остается весьма сложной для тех, кто борется против режима. Визит, совершенный лидерами оппозиции по приглашению Евросоюза, должен считаться знаком поддержки».
Вносит свою лепту в формирование в Белоруссии антипрезидентского и антироссийского политического ландшафта Европейский центр по изучению вопросов безопасности имени Дж. Маршала в г. Гармиш-Партенкирхене (Германия). В данном центре в свое время прошли обучение не только представители оппозиционных партий и движений (ОГП, БСДП(«Народная громада»), БНФ, белорусское объединение «Яблоко и др.), но и ряд депутатов белорусского парламента, министерства обороны и министерства иностранных дел Белоруссии. По данным посольства США в Белоруссии от общего числа граждан Республики Беларусь, прошедших обучение в Центре имени Дж. Маршала, 70% составляют государственные служащие.
По мере приближения парламентских выборов в республике поддержка оппозиции со стороны западных организаций и государств, помощь ей по линии спецслужб начинает нарастать, что свидетельствует о серьезных намерениях внешних сил произвести не только смену государственной власти в республике, но и изменить внешнеполитический курс Белоруссии. Особенно откровенно об этом заявил 21 августа с.г. в Риге американский сенатор Джон Маккейн, находившийся во главе сенатской делегации (помимо него – Сьюзен Коллинз, Линдсей Греем и Джон Сунуну) в Латвии, на встрече с руководством этого прибалтийского государства. Маккейн, в частности, дал понять, что США намерены уже в ближайшие год-два свергнуть Лукашенко, используя инструменты международного давления. К самому заявлению американского сенатора можно отнестись весьма скептически, но оно в полной мере высветило антибелорусскую позицию Латвии, глава внешнеполитического ведомства которой Артис Пабрикс, поддержав Маккейна, заявил, что «Латвия вместе с США будут бороться за демократию в Белоруссии».
Поскольку, начиная с Бермудского соглашения, было возобновлено тесное сотрудничество американской и британской разведок, то нельзя исключать, что на территории Белоруссии помимо польских разведывательных структур, большую активность начнут проявлять секретные службы Соединенного Королевства. Они, как известно, имеют в Восточной Европе надежную сеть источников и агентов, наработанный столетний опыт проведения тайных операций и действуют более утонченно, чем американцы, прекрасно зная европейскую специфику.
При этом разведывательное сообщество США всегда исходит из известного принципа, что большие дела плохо начинать с малыми средствами. Так, например, блестящая деятельность британской разведки в конце 50-60-х гг. на территории тогда Польской народной республики обошлась американским налогоплательщикам в огромную по тем временам сумму – 20 миллионов долларов (правда, еще большие средства американские разведчики передали своим британским коллегам на финансирование «Особой секции» по разведке в Китае). Современный бюджет разведывательного сообщества США является государственной тайной, но по оценке экспертов он составляет несколько миллиардов долларов. Поэтому, какой бы размах не приняли потенциальные операции западных спецслужб, направленные против политического режима Белоруссии, сколько бы белорусских и иностранных граждан прямо или косвенно не было бы к ним привлечено, недостатка средств ощущаться, скорее всего, не будет.
Известную роль в деятельности американской разведки традиционно играют изучение и работа с белорусскими гражданами, находящимися по делам, в служебной командировке, с целью обучения и отдыха вне пределов республики. При этом исходят из другого принципа американского разведывательного сообщества – проводить нелегальные операции не только в полной тайне, но и с самыми малыми потерями при большом результате, получая информацию везде, где ее возможно получить. Учитываются и умонастроения белорусов: так, сегодня акцент в работе с ними делается не столько на показе преимуществ западного образа жизни, достижений демократии, сколько на признании отдельных социально-экономических успехов независимой Белоруссии, положительных черт белорусского характера и т.п. Помимо терпеливости и настойчивости, в общем-то всегда свойственным американским разведчикам, на первое место выходят вежливость и такт. Нередко американский собеседник выдает себя за гражданина другого государства, представителя редкой (уважаемой или героической) профессии, за лицо с высоким общественным статусом, что в сознании белорусов вызывает изначальный положительный отклик и помогает разведчику собирать военную, политическую и экономическую информацию о республике.
Излишне говорить и о том, что персонал дипломатической миссии США в Минске занимается (как, впрочем, и все диппредставительства) разведывательной деятельностью. Однако работа по непрестанному синтезу и анализу данных, свидетельствующих о сильных и слабых сторонах белорусского государства, его политических лидеров, пока, по крайней мере, строится на иных основаниях, чем, скажем, подобная деятельность американских дипломатических агентов в Закавказье. Аккуратность в использовании технических средств разведки сочетается с практикой отказа от установления длительных и прочных контактов с представителями какого-либо политического спектра республики, партийными функционерами. Приоритет отдается кратковременным диалогам, чаще имеющих вид деловых, формальных встреч с белорусскими гражданами, знакомствам, не получающим со стороны американских дипломатов продолжения. Посольство США, практически, всегда уходит от критики правящего в Белоруссии режима, с положительной стороны оценивая стремление республиканского руководства к суверенитету и независимости. Более того, относительно недавно государственный департамент США по просьбе Александра Лукашенко досрочно отозвал прежнего своего посла в Минске, который вызывал у главы белорусского государства недовольство. Это был хорошо продуманный шаг к новой тактике политической игры…
Перевод дипмиссии США в Белоруссии, находящейся под пристальным вниманием белорусского КГБ, в режим «спящей» еще не означает шагов навстречу президенту РБ, признания легитимности его власти, не является свидетельством некоего политического аванса, предложения к сотрудничеству. Президентская администрация, госдепартамент, сенат и конгресс США по-прежнему относят Белоруссию к «закрытым обществам», а ее государственно-политическое руководство к авторитарным режимам, представляющим угрозу демократии. Ну а такое применение классификации бывшего госсекретаря Гертера по отношению к Белоруссии объективно позволяет вести разведывательную и подрывную деятельность против республики, ее государственного аппарата без каких-либо сентиментальных эмоций, моральных принципов, используя все возможные средства и методы.
Причем подобного рода работа не обязательно будет проводиться силами исключительно аналитиков и технических специалистов из «Туманного дна», в правительстве США имеется более десятка других департаментов и управлений, которые могут осуществлять под соответствующим прикрытием непосредственную разведывательную деятельность, как на территории Белоруссии, так и по периметру ее границ. Возможно, в ближайшей перспективе, как уже упоминалось выше, будет признано целесообразным основные разведывательные операции в отношении республики возложить на британские, канадские и польские секретные службы, с которыми разведывательное сообщество США имеет наиболее тесное партнерство.
Напомним, что Соединенные Штаты – первое государство в мире, которое еще в 1947 году законодательно поставило разведывательную и разведывательно-диверсионную деятельность непосредственно в русло государственной политики. Неотъемлемой частью, приоритетом военной стратегии и тактики США является воздушная разведывательно-ударная операция. Поэтому, учитывая последние военно-политические акции и факты прямой военной агрессии США на Балканах, в Ираке и других точках мира, было бы наивно полагать, что для разведывательного сообщества США существуют какие-либо международно-правовые ограничения и иные рамки, которые будут его сдерживать в Белоруссии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |