Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Белорусские новости,
24 августа 2004
Валерий Карбалевич
«Знал бы прикуп, жил бы в Сочи», — говорят профессиональные игроки в преферанс после крупного проигрыша. Лукашенко ехал в Сочи, не зная прикупа. Долгая игра в политический преферанс под названием «белорусско-российская интеграция» приучила обоих игроков к тому, что правила здесь весьма условные. Давно уже стало привычным, что переговоры двух президентов превратились в постоянный и бесконечный торг. Россия ведет теперь свою игру, имея на руках как никогда хорошие карты. Все годы после распада СССР одной из главных стратегических целей внешней политики Москвы было возвращение контроля над постсоветским пространством. Главной причиной неудач в этом направлении была экономическая слабость России. Поэтому все интеграционные проекты в СНГ были безуспешными.
Нынешний нефтяной бум, профицит бюджета, запас нефтедолларов позволяет России разговаривать с партнерами другим языком. У нее есть что им предложить. Изменения в налоговом кодексе, предусматривающие переход в торговле с государствами СНГ на общемировые правила взимания косвенных налогов по стране назначения безо всяких исключений (до сих пор они делались в отношении энергоресурсов) — это не только подарок Украине к президентским выборам. Это материальное подкрепление прежней стратегии. На вопрос о том, распространяются ли новые правила на Беларусь, даются весьма противоречивые ответы. Особые отношения между Россией и Беларусью породили целый комплекс проблем. Дело не только в том, что в условиях отсутствия таможенных границ нужно найти механизм контроля за движением товаров. Проблема еще и в том, что белорусская сторона требует компенсации за ущерб, понесенный нашей страной от прежнего порядка уплаты налога на добавленную стоимость ($1 млрд. за четыре года). Москва же проявляет готовность уплатить только за два года и ко всему при условии, что Беларусь перейдет на российский рубль.
Если судить по официальной информации белорусской стороны, именно этот вопрос стал главным в телефонном разговоре двух президентов и поводом для приглашения Лукашенко в Сочи. Ибо новые российские правила вступают в силу с 1 января 2005 года. Все остальные проблемы отношений двух стран не являются такими срочными. В последние годы уже стало традиционным, что многочасовые переговоры двух президентов оказываются малорезультативными. И в этот раз из итоговой пресс-конференции так и осталось непонятным, о чем же договорились главы государств. Вроде бы единственным конкретным результатом стало заявление о новом сроке перехода Беларуси на российский рубль — с 1 января 2006 года. Этот, казалось бы, уже похороненный проект вновь извлечен из архива, несомненно, по настоянию России. Важно обратить внимание, как методично и упорно Путин ставит этот вопрос на всех переговорах с руководителем Беларуси.
Лукашенко был вынужден в очередной раз пообещать, но как-то невнятно и неуверенно. Из высказываний президентов следует, что президенты не приняли решения, а только "определили в качестве ориентира" определенную дату. Белорусский президент употребил слово "рекомендация" и добавил, что, дескать, получится — хорошо, не получится — будем работать. Это заявление ни к чему не обязывает. Тем более что совсем недавно Лукашенко утверждал: белорусский рубль сейчас крепок как никогда, его курс даже повысился по отношению к доллару, поэтому нет смысла отказываться от своих денег. Для лучшего понимания существующих сложностей в этом вопросе Путин в очередной раз прибегнул к политической метафоре. Он сказал, что с этой идеей нужно "переспать". Так интеграционный словарный "новояз" пополнился новым, очень знаменательным выражением. Известно, что об эпохе можно судить по ее словесным символам. Времена пламенной славянской любви безвозвратно ушли. Отношения партнеров свелись к банальному слову "переспать". Это даже не брак по расчету.
Обещание Лукашенко в очередной раз обсудить переход Беларуси на российский рубль — это плата за путинскую лояльность, которая была продемонстрирована в Сочи. Президент России вслед за своим белорусским визави отверг призывы американского сенатора Дж.Маккейна изменить политический режим в Беларуси. Тем самым он еще раз развеял иллюзии о возможности сотрудничества Запада и России для разрешения "белорусского вопроса".
Еще большая демонстрация поддержки прозвучала в следующей реплике Путина. Он сказал, что, как и положено в демократических странах, предстоящие парламентские выборы покажут, как белорусский народ оценивает действия руководства. Будто президент России не знает, как у нас проводятся выборы. Будто Лукашенко за несколько месяцев до их проведения не объявил публично, каким должен быть состав Палаты представителей. На фоне многочисленных заявлений и резолюций различных международных институтов по поводу ситуации с демократией в Беларуси заявление Путина, его причисление Беларуси к демократическим странам — это дипломатический демарш. И одновременно это индульгенция Лукашенко на любые его действия в ходе выборов. Кроме того, следует напомнить, что на прошлой неделе правительство России приняло решение выделить Беларуси очередной кредит в размере $175 млн. на очень льготных условиях. Как раз под выборы. (Вопрос о том, зачем садиться на кредитную иглу при таком замечательном экономическом росте, представляется откровенно злопыхательским.)
Остается неясным и ответ на самый главный вопрос нынешнего политического сезона: состоится ли референдум? Логично предположить, что откровенная политическая поддержка Лукашенко российским президентом оплачена не только согласием белорусской стороны вновь вернуться к "вынесенному за скобки" вопросу о переходе нашей страны на российский рубль. Было ли какое-то еще обещание относительно неизменности белорусской Конституции? И как-то уж очень настойчиво, рефреном, оба президента повторяли, что у нас "не осталось никаких проблем". Означает ли это, что референдума не будет? На наш взгляд, вовсе нет. Известно ведь, например, что белорусский лидер относится к своим обещаниям, скажем так, ситуативно. Кроме того, в пользу Лукашенко будет действовать новый геополитический фактор. США приняли решение о перемещении в Центральную Европу своих войск. Хотя бы ради успокоения общественности Москва будет вынуждена предпринимать если не контрдействия, то их имитацию. В этом смысле роль Беларуси незаменима. И ставки Лукашенко в этой игре будут расти.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |