Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О ходе избирательной кампании в Абхазии

Михаил Александров Доктор политологии

В Абхазии набирает обороты избирательная кампания по выборам президента республики, которые состоятся 3 октября сего года. Завершился процесс выдвижения кандидатов. Это - нынешний премьер-министр Абхазии Рауль Хаджимба, генеральный директор Госкомпании "Черноморэнерго" Сергей Багапш, экс-министр иностранных дел Сергей Шамба, экс-премьер-министр Анри Джергения, вице-президент Валерий Аршба, лидер Народной партии Якуб Лакоба и экс-министр внутренних дел Александр Анкваб. В этом списке не числятся Нодар Хашба - высокопоставленный чиновник МЧС России, сам отказавшийся от участия в выборах, и российский бизнесмен Анатолий Отырба, не сумевший вовремя собрать все необходимые документы. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Абхазии уже официально зарегистрировала Рауль Хаджимба, Сергей Багапша и Сергей Шамба кандидатами в президенты.

В Абхазии 35 избирательных округов, около 150 избирательных участков. ЦИК Абхазии включает 15 членов: семь человек от президента и восемь от Народного Собрания (парламента) страны. Председателем ЦИК является декан юридического факультета Абхазского Государственного Университета, правовед Сергей Смыр. По закону президентом Абхазии может быть избран только гражданин республики абхазской национальности, причем, свободно владеющий абхазским языком. Для определения степени знания языка ЦИК создал специальную лингвистическую комиссию. Она оценивала умение кандидатов в президенты свободно говорить, читать и писать по-абхазски. Все зарегистрированные кандидаты сдали экзамены на знание абхазского языка, кроме Александра Анкваба, который отказался от тестирования, ссылаясь на то, что закон о выборах президента не соответствует Конституции. В этой связи председатель ЦИК Сергей Смыр заявил: "Лингвистическая комиссия при Центризбиркоме заключила, что Александр Анкваб не прошел необходимый этап тестирования, и оценить его знания по абхазскому языку не представляется возможным". Впрочем, Смыр пояснил, что окончательное решение по данному вопросу будет вынесено на заседании ЦИК. Этого решения пока не принято.

Президент Абхазии Владислава Ардзинба в выборах не участвует‚ так как Конституция ограничивает пребывание на посту президента двумя сроками. Эти два срока он уже отработал. К тому же‚ Ардзинба серьезно болен и был бы не в состоянии нести бремя президентства еще один срок‚ даже если бы в Конституцию были внесены соответствующие изменения. В то же время‚ Ардзинба выдвинул в качестве своего приемника Рауля Хаджимбу. В интервью газете "Республика Абхазия" Ардзинба отметил, что "появилось много кандидатов в президенты“ и “наметилась опасная тенденция раздробления народа в связи с предстоящими выборами“. “На этом фоне Рауль Хаджимба в наибольшей степени отвечает интересам нашего многонационального народа. Поэтому я призываю всех поддержать эту кандидатуру", - подчеркнул он. Далее Ардзинба заявил, что "Абхазия - это не проходной двор, куда можно приехать на несколько дней и реализовать свои политические амбиции. Такой подход противоречит интересам нашей национальной безопасности". Это был явный выпад против Александра Анкваба, представляющего абхазскую диаспору Москвы.

В связи с этим заявлением представители некоторых кандидатов, в частности, Анкваба и Аршба направили жалобу в ЦИК. В письме, в частности, говорится, что президент “продемонстрировал всему народу Абхазии, как можно игнорировать законы, и пользоваться имеющимся административным ресурсом". Авторы письма считают, что Ардзинба агитирует за кандидата, когда это запрещено законом. В письме содержатся требование огласить их мнение в газете "Республика Абхазия" и предупредить все СМИ против нарушения закона о выборах. ЦИК Абхазии уже выразил свое отрицательное отношение к призыву Ардзинбы, но пояснил, что избирательный кодекс не определяет ответственность за нарушение порядка агитации. В разъяснении также указывается, что практически все инициативные группы, общественно-политические движения и партии нарушали правила агитации.

Началу предвыборной кампании предшествовал ряд громких отставок в абхазском руководстве. В частности‚ покинули свой пост руководитель президентской администрации Геннадий Гагулия и министр иностранных дел Сергей Шамба. Оба имели президентские амбиции, но проиграли борьбу за право выступить в качестве преемника нынешнего президента. При Гагулия администрация президента фактически превратилась в параллельное правительство. Туда без санкции премьера со своими отчетами стали регулярно вызываться министры. Кроме того, им давались поручения, иногда противоречившие директивам премьера. Дело дошло до того, что Хаджимба, на заседании правительства вынужден был в присутствии прессы запретить членам своего кабинета без его разрешения посещать администрацию президента. Примечательно, что в своем заявлении об отставке Гагулия упомянул некий “закулисный“ сценарий передачи власти в Абхазии.

Что касается Шамбы, то его конфликт с Хаджимбой за лидерство в стране назревал давно. Их противоречия вышли наружу после того, как Шамба, вместе с Сергеем Багапшом и Нодаром Хашбой принял участие в учреждении нового общественно-политического движения “Единая Абхазия“, провозглашенной целью которого стало выдвижение единого кандидата на предстоящих президентских выборах. При этом, премьер-министр Хаджимба, о создании нового политического движения, в котором активное участие принимает его подчиненный, узнал лишь за два дня до официального открытия учредительного съезда от журналистов, и крайне был удивлен этому факту. По существу, Шамба бросил открытый вызов премьеру и при этом грубо нарушил субординацию. Примечательно, что после своей отставки Шамба провозгласил лозунг отставки всего правительства и формирования нового состава кабинета министров, который был бы согласован с парламентом и ведущими политическими силами страны. Такой кабинет, по его мнению, проработал бы до проведения президентских выборов. Таким образом, Шамба явно добивался устранения Хаджимбы с наиболее сильной предстартовой позиции в президентской гонке. Возможно, он даже рассчитывал, что сам мог бы возглавить новый кабинет министров или по-крайней мере назначить на этот пост символическую переходную фигуру, что уравняло бы его предвыборные шансы с шансами Хаджимбы. Но судьбе было угодно распорядится по другому. В итоге Шамба утративший административный ресурс и поддержку президента Ардзинбы, вряд ли, может рассматриваться в качестве сильного кандидата.

Таким образом, Хаджимба является сейчас наиболее вероятным претендентом на победу на выборах. За ним не только авторитет Ардзинбы, но и мощный административный ресурс, который уже активно задействован. В государственной прессе печатаются письма от представителей интеллигенции в поддержку премьер-министра, а государственное телевидение, ежедневно в информационных выпусках освещает его деятельность, влияя на электорат. К тому же, Хаджимба, похоже, заручился поддержкой Москвы. Это было продемонстрировано фактом встречи с президентом России Владимиром Путиным в Дагомысе 29 августа. Официально, встреча проходила в рамках подготовки празднования 60-летия победы в Великой Отечественной Войне с членами оргкомитета ветеранской организации "Победа", куда входят ветераны из Абхазии. Представляется, однако, что реальный формат встречи был несколько шире. Не удивительно, что прошедший чекистскую службу в СССР, Хаджимба, рассматривается как свой в нынешнем российском руководстве.

Главным оппонентом Хаджимбы на выборах является, как это не странно, московский бизнесмен Александр Анкваб. Все другие кандидаты представляют различные группировки нынешней партии власти и могут считаться оппозиционными лишь с большой натяжкой. К тому же, в разные периоды они занимали видные государственные посты и смогли заработать в глазах избирателей определенный “имидж“. В любом случае, для избирателя, намеренного голосовать за оппозицию, они не имеют привлекательности, а для сторонников партии власти лучшим кандидатом является Хаджимба. Поэтому основная борьба на выборах разворачивается между Хаджимбой и Анквабом. По словам сторонников Анкваба, замеры общественного мнения, проведенные в Абхазии разными социологическими службами, указывают на примерное совпадение текущих рейтингов Хаджимбы и Анкваба - за каждым из них стоит примерно по 43-45% потенциальных избирателей. Анкваб также пытается привлечь голоса российской диаспоры абхазов. Поэтому он выступил за отмену положения закона о выборах, согласно которому избиратели имеют право голосовать только по месту прописки. Однако глава ЦИК Смыр разъяснил‚ что это технически не выполнимо. "Граждане Абхазии, не находящиеся в день выборов в стране, принять участие в голосовании не смогут. Государство не в состоянии обеспечить им такую возможность", - отметил он.

Сила Анкваба в том, что он опирается на влиятельное в Абхазии оппозиционное движение “Айтара“ (“Возрождение“). “Айтара“ смогла завоевать значительную популярность, критикуя ближайшее окружение президента Ардзинбы, которое в годы его болезни фактически узурпировало власть. Это привело к значительным злоупотреблениям властью и нарушениям в финансовой сфере, вызвав неприятие населения. В принципе, ситуация в Абхазии очень напоминает последние годы правления Ельцина, который был обложен со всех сторон родственниками и помощниками, вертевшими за его спиной всеми делами государства. Правда, надо признать, что в отличие от Ельцина, Ардзинба сохранил личное расположение народа, как лидер, приведший их к победе в войне с Грузией. Надо сказать, что и кандидатура выбранного им приемника оказалась достаточно удачной. Хаджимбе пока удается сохранять репутацию не коррумпированного чиновника.

Другим преимуществом Анкваба является то, что он традиционно пользуется сильным влиянием в Гудаутском районе, который являлся основным центром сопротивления грузинской агрессии в 1992-93 годах. Будучи преуспевающим московским бизнесменом, Анкваб не раз оказывал своим землякам экономическую помощь. За Анквабом также авторитет героя грузино-абхазской войны, так как именно он возглавлял МВД республики весь период войны и был отстранен от должности лишь в конце 1993 года, якобы, за расстрел 17 членов грузинского оккупационного правительства в Сухуми, которые были захвачены в плен абхазами. Сам Анкваб утверждает, что их пути с Ардзинбой разошлись по другим причинам – у них, якобы, были разные взгляды на дальнейшие пути развития Абхазии. После отставки Анкваб перебрался в Москву и занялся бизнесом. В последние годы он превратился в публичного оппонента Ардзинбы, видимо, посчитав, что созрела благоприятная обстановка для начала реализации своих политических амбиций. Они даже вступали в публичную полемику на страницах печати.

Это, кстати, было одним из проявлений усиливающегося влияния как движения “Айтара“, так и самого Анкваба при явном ослаблении позиций официальных властей. Понадобилась тяжелая артиллерия, сам Ардзинба, чтобы как-то преградить рост популярности московского оппозиционера. Примечательно, что в своих выступлениях против Анкваба Ардзинба не стал проявлять щепетильности. Он фактически обвинил бывшего министра в “пораженческих“ настроениях в период грузино-абхазской войны, в том что Анкваб проявил трусость и готовил для себя роль лидера коллаборационистов. В итоге Ардзинба даже назвал Анквба “любимым учеником Шеварднадзе“. В последнее время также появились заметки о скрытых контактах Анкваба с грузинским руководством. Упоминалось, например, что летом 2001 года Анкваб и лидер абхазской диаспоры в США Казан, якобы, встречались с Эдуардом Шеварднадзе и достигли с ним договоренности о выделении финансовых средств для подготовки к парламентским выборам в Абхазии. Как подчеркнул Ардзинба, такие люди, в случае прихода к власти, неминуемо должны “затащить Абхазию в лоно грузинской государственности“.

Впрочем, все эти данные нуждаются в дополнительной проверке, так как могут быть не более, чем “черным пиаром“ перед выборами. По-крайней мере, в своей официальной позиции Анкваб последовательно придерживается линии на независимость Абхазии. С другой стороны, понятно, что заяви он публично о намерении воссоединения с Грузией, и его шансы на выборах оказались бы равны нулю, так как подавляющее большинство абхазов этого категорически не желает. Поэтому, не исключено, что Анкваб до поры до времени просто скрывает свои намерения. Если это так, то именно он может как раз и оказаться представителем тех сил, на которые возлагают свои надежды грузинские руководители, заявляющие об реинтеграции с Абхазией “мирным путем“. Возможно, что в этом случае Анкваб пользуется материальной и финансовой поддержкой не только Тбилиси, но и Запада, заинтересованного в объединении Грузии.

С учетом вышесказанного у нынешних властей может появиться соблазн отстранить Анкваба от выборов административным путем. Основанием для этого может послужить хотя бы тот факт, что он не прошел лингвистическую экспертизу. Хотя сторонники Анкваба оспаривают данную интерпретацию, поскольку последний встречался с членами лингвистической комиссии, беседовал с ними, даже прочитал вслух отрывок текста, но от формального тестирования отказался. Но понятно, что эти возражения могут быть проигнорированы. Другое дело – насколько политически эффективным было бы такое решение. Оно поставило бы под вопрос весь процесс выборов и легитимность нового президента. Анкваб превратился бы в лидера не системной оппозиции и при поддержке Тбилиси и Запада мог бы дестабилизировать ситуацию в Абхазии, вызвать гражданское противостояние, конфликты и создать благоприятный фон для вооруженного грузинского вмешательства. Это особенно актуально в связи со значительной популярностью Анкваба в Гудаутском районе. А если целый район не признает выборы, то это могло бы иметь очень плачевные последствия для абхазской государственности.

Примечательно, что признаки беспорядков уже наметились. Часть сторонников Александра Анкваб ворвались в здание Центризбиркома в Сухуми, и стала оказывать открытое давление на членов комиссии с целью принудить их изменить результаты тестирования, проведенного лингвистической комиссией. После этого, лидер оппозиционного движения "Айтайра" Леонид Лакербая был приглашен в Службу Государственной безопасности Абхазии и "получил официальное предостережение" о том, что его заявления и действия выходят за рамки правового поля и могут повлечь за собой уголовную ответственность. Об этом председатель СГБ Абхазии Михаил Тарба заявил по Абхазскому телевидению. "Эти действия последовали за заявлением лидера движения "Айтайра" Леонида Лакербая о том, что они "в случае необходимости готовы скинуть власть"", - сказал Тарба. Председатель СГБ предупредил о том, что "правоохранительные органы будут пресекать попытки подрыва конституционного строя и силового давления на структуры, отвечающие за проведение выборов". Тарба заявил, что в настоящее время СГБ проводит мероприятия, направленные на поддержание общественного порядка и предотвращение всякого рода несанкционированных действий.

Поэтому более предпочтительным являлся бы вариант, при котором Анкваб был бы допущен к выборам, но проиграл бы Хаджимбе. С учетом наличия в руках последнего мощного административного ресурса и поддержки Москвы, его шансы выглядят гораздо более предпочтительными, чем у Анкваба. Конечно, можно предположить, что прозападные неправительственные организации, которые будут наблюдать за выборами объявят их не демократическими и даже сфальсифицированными. Подготовка с их стороны идет серьезная. Например, Лига избирателей "За честные выборы" организовала серию тренингов и консультаций по вопросам внепартийного наблюдения за выборами, мониторинга СМИ и подготовки наблюдателей. Семинары проводят специалисты из общественной организации "Комитет избирателей Украины", приглашенные для этой цели в Абхазию. Однако, такие действия прозападных организаций не должны ни для кого быть сюрпризом с учетом их последних действий в Закавказье. Поэтому надо быть готовыми к тому, что сфальсифицированными будут объявлены любые выборы, которые не устроят Запад даже если они пройдут кристально чисто. К этому надо относится вполне спокойно и принимать как должное, что оценки на выборах, также как и на последних Олимпиадах, превратились в фактор большой политики.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ