Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Зеркало,
20 августа 2004
Р.Миркадыров
Вопрос о вступлении Азербайджана в НАТО надо адресовать странам-членам НАТО. Такое мнение высказал 19 августа на пресс-конференции в Москве министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.
"Мне всегда задают вопрос, хочет ли Азербайджан вступить в НАТО. Этот вопрос надо адресовать странам-членам НАТО", - сказал он. Отвечая на вопрос о возможности создания военных баз НАТО в Азербайджане, Мамедъяров также упомянул о наивности. "Если кто-то думает, что базы рождаются в течение ночи, то это наивно", - сказал он. При этом министр напомнил о сложности согласования вопросов размещения военных баз, и в частности решении парламентов. При этом Баку вновь призывает страны-члены Минской группы ОБСЕ активизировать усилия по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха. "Россия, наряду с США и Францией, как сопредседатель Минской группы должна активизировать свои усилия по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта на основе международного права", - сказал Мамедъяров.
Касаясь проблемы определения правового статуса Каспия, министр сказал, что Азербайджан рассчитывает на скорое решение вопроса. "Решение этого вопроса не за горами", - подчеркнул Мамедъяров. По его словам, проблему разделения Каспийского моря не стоит "характеризовать как серьезную проблему". "Недавний визит в Азербайджан президента Ирана и мой визит в Тегеран дают основания для достижения прогресса", - сказал глава МИД Азербайджана.
Как напомнил Мамедъяров, Азербайджан и Россия осуществляют военно-техническое сотрудничество, в частности, Азербайджан сдал России в аренду Габалинскую РЛС. Кроме этого, существуют обмены между оборонными ведомствами двух стран, добавил министр. Кроме того, Э.Мамедьяров заявил, что Азербайджан выступает за расширение экономических связей с Россией. Он отметил, что Россия и Азербайджан принимают активное участие в создании международного транспортного коридора "Север-Юг".
Глава МИД Азербайджана сказал о том, что азербайджанские строители обустраивают железнодорожную линию до Астары с выходом на Иран. "Как только иранские строители со своей стороны дойдут до Астары, будет возведен железнодорожный мост, который позволит выйти на иранские железные дороги", - добавил министр. По его словам, "российская сторона поддерживает выход Азербайджана к Персидскому заливу. Это даст возможность из Северной Европы через Россию и нашу страну организовать кратчайшим путем доставку различных грузов".
Связь России с Ираном через Азербайджан активно использовалась до 90-х годов, когда объем железнодорожных грузоперевозок между двумя странами достигал около 3 млн. тонн. Расчеты специалистов подтверждают, что межрегиональные перевозки на этом направлении могут принести значительные прибыли всем их участникам. Кроме того, коридор "Север-Юг" более экономичен и надежен с точки зрения обеспечения безопасности по сравнению с морскими и другими сухопутными вариантами перевозок. По словам Э.Мамедъярова, "на прошедших встречах с главой российского внешнеполитического ведомства обсуждалось не только железнодорожное, но и автомобильное сообщение между Россией и Азербайджаном". Азербайджанская сторона оформляет иностранный кредит в 40 млн. долларов на строительство автотрассы между Астарой и Алятом, расположенным близ азербайджанской столицы. "Эта трасса может быть продолжена от Баку до азербайджано-российской границы", - сообщил Э.Мамедъяров.
Глава азербайджанского МИД также отметил, что активизация культурных и студенческих обменов между Россией и Азербайджаном будет способствовать развитию двусторонних связей. По его словам, "обмен студентами имеет колоссальное значение для нашей страны". "У Азербайджана есть квоты во многих вузах Москвы, - напомнил министр. - По линии МИД мы активно пользуемся квотами в МГИМО и Дипломатической академии РФ". "Мы поддерживаем русский язык в Азербайджане и рассматриваем возможность открытия кафедр азербайджанского языка в некоторых российских институтах", - добавил он. Касаясь проведения в 2005 г. Года Азербайджана в России, Э.Мамедъяров сообщил, что создана "специальная комиссия, возглавляемая премьер-министром страны". Только после проведения первого заседания можно будет говорить о программе мероприятий, отметил министр.
Подытоживая заявления, сделанные министром иностранных дел Азербайджана во время пресс-конференции в Москве, можно сделать следующие выводы. Первое. Азербайджан готов активно сотрудничать с Россией в экономических и гуманитарных вопросах, да и то в определенных сферах. Дело в том, что сегодня, в отличие от советских времен, экономика Азербайджана больше не ориентирована на российский рынок. В этом в большей степени виновата сама Россия, которая в середине 90-х годов попыталась использовать экономическую зависимость Азербайджана в качестве давления для достижения определенных политических целей. Достаточно вспомнить полную транспортную блокаду Россией Азербайджана и Грузии используя в качестве предлога ситуацию в Чечне. Таким образом экономические нити, крепко связывающие наши страны, были разорваны. Азербайджану пришлось искать иные рынки для удовлетворения своих потребностей. А промышленные предприятия, которые удовлетворяли потребности самой России, в большинстве случаев просто перестали функционировать. Не случайно, что сегодня речь идет в основном о реализации совместных проектов в сфере создания или восстановления транспортных коммуникаций, что отвечает интересам обеих стран.
А вот что касается внешнеполитических вопросов, то пути сторон резко расходятся. Э.Мамедъяров явно слукавил, когда заявлял о том, что вопрос о членстве Азербайджана в Североатлантическом блоке "надо адресовать странам-членам НАТО". Все дело в том, что спросить у стран-членов НАТО что-то можно лишь после того, как Азербайджан официально обратится в Североатлантический блок. По сути, своими туманными ответами министр иностранных дел Азербайджана старался "не дразнить гусей" раньше времени. Это прекрасно понимают и в России. Поэтому предпринимаются попытки создания пока что теоретических схем, учитывающих интересы как США, так и России.
В последнем номере газеты "Аргументы и факты" опубликована любопытная статья профессора университета штата Дэлавер Сергея Лопатникова. В своей статье он отмечает, что на Ближнем Востоке сосредоточено 67% мировых запасов нефти. На долю России, Каспия и Средней Азии приходится лишь около 6% мировой нефти. При этом каспийская нефть расположена весьма далеко от центров ее потребления и даже портов. Значит, регион Каспия не заменит Ближний Восток, и существуют какие-то другие причины для интереса США к Каспийскому региону. Таких причин две, считает он, и пишет, что объемы каспийской нефти позволяют сдержать резкий рост цены на нефть из-за капризов ОПЕК. Это первая причина, а вторая - "накормить" каспийской нефтью растущий Китай и отвлечь его от главной нефтяной кладовой - Ближнего Востока.
Китай уже создает там для Запада серьезные проблемы. Так, Пекин установил теплые отношения с Саудовской Аравией и подкупает ее оружием. Поэтому сдерживание роста влияния Китая в регионе очень важно для Вашингтона. Однако усилие США в Каспийском регионе вызывает понятную тревогу у России. Создается впечатление, что США хотят выдавить Россию оттуда. Это вынуждает Москву искать союзников и прежде всего дружить с Ираном. Однако присутствие США в этом регионе скорее выгодно для России, чем нежелательно. Во-первых, оно блокирует проникновение в регион экстремистского ислама, который сегодня угрожает не только Чечне и Дагестану, но и внутренним регионам России. Во-вторых, США могут стать мощным противовесом Китаю, который для России стратегически куда как более опасен из-за российской слабости в Сибири и на Дальнем Востоке. Как это ни парадоксально, может создать определенные выгоды и установление американского контроля над нефтяными ресурсами региона. В этом случае возрастает роль России в качестве независимого поставщика топлива в Европу, что усиливает ее позиции на этом направлении.
1 июля президент Кыргызстана А.Акаев сделал сенсационное предложение создать в Среднеазиатском регионе совместную российско-американскую военную базу и обозначил готовность предоставить для такой базы территорию. У России и США, по большому счету, нет неразрешимых противоречий в регионе. Напротив, есть немало общих интересов. Однако две державы должны думать о создании системы региональной безопасности на основе Евразийско-Американского договора, аналогичного Североатлантическому. Такой договор мог бы включать на первом этапе Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан. Разумеется, Россию и США.
В чем состояла бы выгода такого договора для его участников и остального мира? Он поможет снять обеспокоенность бесконтрольным внедрением в регион США. Предоставит возможность отказаться от чрезмерного партнерства с такими странами, как Иран. Снизил бы политическую напряженность, вызванную расширением НАТО. Изменил бы сам смысл этого расширения, обеспечив в перспективе создание общей с НАТО системы координации действий более высокого уровня. Россия и бывшие республики СССР нашли бы гораздо более безболезненный способ интеграции в мировое политическое пространство,- считает Сергей Лопатников.
Логические построения русского американца почти безупречны. Он, безусловно, прав, что остановить Китай отвечает интересам как США, так и России. Умные головы за океаном прекрасно понимают, что в случае, если Китай "переварит" богатые ресурсами российские Сибирь и Дальний Восток, то США будет очень трудно противостоять этому монстру, стремящемуся к мировому господству.
Однако автор не упоминает еще об одном геополитическом игроке, заинтересованном в данном регионе - Евросоюзе, который заигрывает с азиатскими странами и старается использовать их как людские, так и все остальные ресурсы для противостояния против растущих амбиций США на единоличное мировое господство. При этом Европа и дальше будет активно использовать противоречия, существующие между азиатскими, прежде всего, мусульманскими странами и США.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |