Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Сильная Россия на Кавказе никому не нужна

Екатерина Некрасова

По какому сценарию будет строиться новая государственная политика? Представляю нашего гостя - заведующий отделом Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров.

- Михаил Владимирович, очевидно, что все, что сегодня будет сказано в Белом доме, можно разделить на тактические задачи и стратегические задачи. Тактика в целом ясна - усилить меры безопасности по всей стране. В чем конкретно, на ваш взгляд, это может проявиться на том же Северном Кавказе?

АЛЕКСАНДРОВ: Понимаете, я бы разделил все-таки такие технические вещи, как усиление безопасности, и политические вещи. Потому что без соответствующих политических шагов урегулирование и вообще нормализация ситуации на Северном Кавказе невозможно. Одними административными и техническими средствами этого достигнуть не удастся, и такие средства должны осуществляться совместно с определенной политической линией, которая требует изменения политического курса во всей стране. Если мы находимся в состоянии войны, то и вся государственная политика и в центре, и на местах, и на Северном Кавказе должна быть ориентирована то, чтобы отбить это нападение и победить в этой войне.

- Но что значит политические цели, политические изменения? Дзасохов отправил в отставку правительство - это политическая мера?

АЛЕКСАНДРОВ: Это политическая мера, но это, так сказать, тактический момент. Главное сейчас - это определить, кто наш враг. Если идет война, то мы должны понимать, что она идет с каким-то врагом. А до сих пор я из уст российского руководства не услышал конкретно с кем же мы воюем, кто наш враг... Речь идет о каком-то абстрактном международном терроризме. Помните, был международный империализм. А что такое международный империализм? То есть под международным империализмом понимались конкретные страны - страны НАТО, Запад, в первую очередь США. А сейчас кто подразумевается под международным терроризмом? Я думаю, все-таки надо более конкретно определить, кто есть наш противник.

- Я, честно говоря, знаю ваше мнение на этот счет. Вы придерживаетесь той точки зрения, что враг наш - это не исламисты и не вахаббиты, а насколько я читала ваши высказывания, западные спецслужбы. Правильно я цитирую?

АЛЕКСАНДРОВ: Не только западные спецслужбы. Западные спецслужбы обслуживают определенные интересы. На Западе тоже общество неоднородное. И я вполне уверен, что нормальные, обычные западные граждане не являются кровопийцами, убийцами и террористами и не поддерживают их. И это было видно, когда прошли демонстрации в поддержку России на Западе. Но есть определенные интересы, экономические, прежде всего, некоторые геополитические интересы, и западные спецслужбы обслуживают эти интересы. Какие интересы? Я говорил о том, что западные спецслужбы и вообще Запад стараются нас выдавить из Закавказья. Почему это происходит? Потому что Запад стремится выйти к каспийской нефти, выйти в Центральную Азию, где тоже достаточно серьезные энергоресурсы находятся. Эту кампанию ведут, естественно, не рядовые граждане западных стран, а за этим стоят определенные западные компании. Британская компания "Бритиш Петролеум" имеет основной пакет акций в нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхад. Значит, можно предполагать, что это одна из тех сил, которые содействуют вытеснению России из Закавказья. А как вытеснить? Для этого используется масса средств, в том числе приход к власти Саакашвили в Грузии, его политическое давление на Россию. А их методы, я называю диверсионно-террористическими.

- Михаил Владимирович, поскольку вы все-таки специалист по Закавказью, давайте сосредоточимся сейчас именно на этой теме в выступлении президента. Во-первых, Владимир Путин сказал о необходимости обновления политики на Северном Кавказе, помимо усилений мер безопасности. Как вы думаете, во что это может вылиться?

АЛЕКСАНДРОВ: Необходимо повышать жизненный уровень, улучшить условия жизни, потому безработица, низкий уровень жизни, безусловно, является питательной средой для того, чтобы взращивать террористов, которые за деньги осуществляют террористические акции.

- А может это как-то повлиять на смену политиков на Северном Кавказе? Ведь Дзасохов не ушел в отставку.

АЛЕКСАНДРОВ: Дзасохов политик советского толка, он уже проходил эту историю, когда руководители республик назначались по представлению центра. То есть фактически возвращается ситуация к этой отработанной схеме, которая существовала в Советском Союзе. И это правильно, потому что для обеспечения единства страны необходима более жесткая и четкая координация всех структур и регионов. Но концентрация на социально-экономических вопросах, недостаточна. Это можно рассматривать как один из элементов. Но если подпитка терроризма осуществляется из-за рубежа, то, в конце концов, даже если все на Северном Кавказе будут жить хорошо, то все равно там будут действовать террористы, завербованные за рубежом.

- Это речь идет уже об усилении работы спецслужб. Как вы могли бы прокомментировать новые назначения. Во-первых, Дмитрий Козак назначен главой Федеральной комиссии по Северному Кавказу, новой комиссии, которая тоже будет образована по указу президента.

АЛЕКСАНДРОВ: Я считаю, что это правильное назначение. Козак показал себя как эффективный организатор, и в частности, по вопросам взаимоотношений в СНГ, он разработал хороший план урегулирования в Приднестровье, который, к сожалению, был сорван Западом. Это, кстати, еще одно доказательство того, что все действия на Северном Кавказе не без участия определенных западных кругов происходят. И поэтому чисто оборонительная политика, которая избрана в выступлении президента, она недостаточна. Необходимы и наступательные действия. Потому что если бы мы в период Великой Отечественной войны, допустим, только оборонялись, мы бы никогда не победили. Надо атаковать позиции и в Грузии, и в других странах СНГ, и на самом Западе.

- И второе назначение - это Владимир Яковлев, полпред по Южному федеральному округу, теперь возглавит Министерство новое по Северному Кавказу.

АЛЕКСАНДРОВ: Да, создание министерства очень важный шаг, и это правильный шаг. Потому что региональная политика должна быть сконцентрирована не только в администрации президента, но и на государственном уровне, то есть на уровне правительства.

- Вот это министерство, как оно может работать? Это формирование целенаправленной политики, о чем вы, кстати, и говорили в самом начале нашей передачи.

АЛЕКСАНДРОВ: Да, оно будет работать с конкретными людьми в регионах, оно будет анализировать ситуацию в этих регионах, выдвигать предложения о том, как надо строить политику, какие меры надо применять в этих регионах, не только экономические, но и политические, и социальные, и культурные.

- А какая самостоятельность тогда остается у глав этих регионов?

АЛЕКСАНДРОВ: А все ведется к тому, чтобы самостоятельность была минимальной, поскольку речь идет о единстве России.

- Речь идет об изменении всего политического устройства, что явствует из первой части выступления президента, где он сказал, что, по сути, меняется вообще выборная система, то есть выборов губернаторов у нас больше не будут, у нас будут назначения губернаторов.

АЛЕКСАНДРОВ: Назначение по представлению центра. Выбирать будут Федеральное собрание. Как раньше: предлагался первый секретарь обкома, обком мог его утвердить или не утвердить. Обычно утверждал, но если он уж очень им досадил, уж очень какие-то провальные дела совершил, то обком мог его снять, то есть проголосовать "против".

- Это изменение - это закручивание гаек или это абсолютно адекватные меры сейчас?

АЛЕКСАНДРОВ: Абсолютно адекватные. У нас все разболталось, гайки просто надо закручивать, иначе все развалится, уже это видно. Президент правильно сказал, что речь идет о дезинтеграции и развале России. И именно с этой целью ведется война. Ответом могут быть и оборонительные, и наступательные действия. В области обороны, конечно, надо закручивать гайки, укреплять механизм управления, централизацию власти. В области внешней политики надо тоже более активно действовать и требовать, в частности, от Запада, чтобы прекратилась поддержка международного терроризма и, в частности, необходимо добиваться выдачи вот этих эмиссаров. Не только создание вокруг них политического и финансового вакуума, а просто их выдачи. Это будет лакмусовой бумажкой отношения западных государств к России.

- Из всех разговоров о совместной борьбе с международным терроризмом?

АЛЕКСАНДРОВ: Да, совместных. Потому что очень много сейчас разговоров, очень много доброжелательных заявлений, даже президент США приехал в посольство. Но этого недостаточно, нужны конкретные шаги. Выдадут американцы Ахмедова, тогда мы можем сказать, что у них есть изменения в политике, а не выдадут - значит, это все в области, так сказать, PR-акций, а политика против России продолжается.

- То есть вы считаете, что сейчас настало время жестко ставить вопрос: или да, или нет. Или все-таки дипломатия должна сохраняться при этом?

АЛЕКСАНДРОВ: Вопросы надо ставить дипломатично, конечно, не бряцая оружие.

- Владимир Путин, обращаясь к силовикам, сказал, что необходимо создавать добровольные структуры по обеспечению порядка. И в этой связи, возвращаясь к ситуации в Беслане, там же было очень много ополченцев, у народа вообще много оружия. Что делать? Использовать это оружие?

АЛЕКСАНДРОВ: Я считаю, что всеобщее вооружение народа должно быть. Потому что, представьте, если бы в этой школе были все вооруженные мужчины, у террористов бы этот акт просто сорвался. И в Америке не случайно люди имеют право иметь оружие, потому что это гарантия их безопасности.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ