Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Выбор Лукашенко в год выборов

Александр Фадеев

Подготовку к референдуму по продлению полномочий нынешнего президента Александра Лукашенко президентская администрация начала еще 1,5 года назад. Осенью прошлого года план информационного обеспечения, алгоритм поведения кандидата власти – Александра Лукашенко, лейтмотив его выступлений в рамках «совета с народом» и технология его проведения были абсолютно готовы. Оставалось только выбрать подходящий политический момент с тем, чтобы в 2004 г. (за два года до истечения полномочий Лукашенко) объявить и успешно провести сам референдум. Учитывая низкую явку «народа» на подобные мероприятия, который руководствуется в Белоруссии известной мудростью, что все уже предрешено заранее «сверху», было решено совместить референдум с выборами в Палату представителей. Во второй половине августа с.г. президент дал указание государственным СМИ быть готовыми к объявлению им даты референдума в первой декаде сентября.

Действительно, 2004 год – это год парламентских выборов. Однако изначально избирательная кампания не стала главной темой в политической жизни республики. Наибольший накал дискуссий и политических страстей в белорусском социуме отмечался вокруг потенциального референдума. Кроме того, президентские поправки в конституцию Республики Белоруссия, в случае положительного для Лукашенко исхода референдума, должны определить новую расстановку сил в структуре государственной власти, - законодательная ветвь фактически потеряет свои (оставшиеся после первых двух референдумов предшествующих лет) формальные полномочия, окончательно уступив их исполнительной власти в лице президента республики. Да, и сама система принятия важнейших государственно-политических решений вне стен парламента, еще в большей степени снижала значение Национального собрания, которое и до этого имело весьма невысокий общественный рейтинг. Кроме того, новая редакция конституции позволяет Александру Лукашенко вновь и вновь выставлять свою кандидатуру на президентских выборах, поскольку предложенная им самим в телеобращении к народу редакция основного закона РБ уже не содержит ограничения в два срока для соискателей кресла главы белорусского государства.

7 сентября 2004 г. Лукашенко подписывает специальный указ № 431 о назначении республиканского референдума на 17 октября, совмещая его с выборами в нижнюю палату белорусского парламента. Фактически лидер Белоруссии вынес на референдум два вопроса( хотя уверял белорусских граждан, что один): 1. «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента; 2. Принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции:   "Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании."?". Особо в указе подчеркивается, что решение, принятое республиканским референдумом, имеет обязательную силу и является неотъемлемой частью Конституции Республики Белоруссия.

Очередные выборы депутатов Палаты представителей имеют ряд заметных отличий от предшествующих парламентских выборов. Так, предвыборная кампания рассматривалась официальной властью и оппозиционными структурами как решительная политическая акция в борьбе не только за парламентские кресла, но и вообще за рычаги управления республикой. При этом учитывался современный опыт новой организации государственных переворотов, в частности, в Югославии, в Грузии - управляемого внешними силами «перетекания» парламентских выборов, результаты которых якобы намеренно были сфальсифицированы правящим режимом, в чрезвычайные президентские. Это довольно актуально для республики, где большая часть белорусских граждан (54,4%) полагает, что президенту Александру Лукашенко необходимо сложить в соответствии с конституцией свои полномочия, а сам президент и его ближайшее окружение, напротив, прилагают значительные усилия для сохранения верховной власти в Белоруссии в собственных руках на более продолжительный срок.

     Несмотря на низкую активность белорусских граждан, отмеченную при проведении первого и второго референдумов, президентская администрация продолжает рассматривать референдумы в качестве важного института, позволяющего, прежде всего, продлевать существование сложившегося порядка государственного управления. Вместе с тем, власти республики были заинтересованы в проведении в парламент депутатов, лояльных президенту. Поэтому еще с осени прошлого года с целью взятия предвыборной ситуации, процесса подготовки референдума под полный контроль команда президента ограничила присутствие на информационном поле Белоруссии зарубежных, включая российские, средств массовой информации, а также решительно сократила количество внутренних информационных источников за счет закрытия неправительственных электронных и печатных СМИ. Были заморожены все работы, связанные с совершенствованием Избирательного кодекса РБ, а проблемы модернизации Кодекса стали замалчиваться государственными изданиями, перестали быть темами сюжетов Национального телевидения.

Радикальная белорусская оппозиция полностью проиграла до этого выборы в местные советы депутатов, что дало возможность президентской администрации в процессе выдвижения советами представителей в Совет республики, который продолжается, провести на все места в верхней палате Национального собрания РБ сторонников президента Александра Лукашенко. Получив, таким образом, контроль за деятельностью Совета республики, Лукашенко уже обеспечил себе и ключевые позиции по манипулированию процессом разработки и принятия решений новым депутатским корпусом, по блокированию нежелательной для администрации законодательной активности и потенциальных инициатив со стороны отдельных депутатов или их групп.  Это крайне важно, поскольку прерогативой Палаты представителей остается рассмотрение законопроектов по изменению и внесению дополнений в конституцию Белоруссии. Кроме того, депутаты нижней палаты парламента могут рассматривать и принимать законы о толковании основного закона республики. Поэтому сегодня для Лукашенко необходимо не только получить искомый результат в рамках референдума, но и используя информационный, административный и финансовые ресурсы государства провести в Палату представителей максимальное количество лояльных нынешней власти, «управляемых» депутатов.

Те аргументы, которые привел в пользу своего участия в будущих президентских выборах Александр Лукашенко, далеко не новы – это его собственные заслуги (действительные и мнимые) по сохранению в республике порядка и спокойствия, по защите белорусского населения от неких посягательств врагов, по выводу белорусской экономики из кризиса, ограждению народного хозяйства от разграбления алчными зарубежными бизнесменами. Со свойственной ему всегда демагогией, белорусский лидер определил сам себя в качестве единственного гаранта, якобы способного уберечь белорусов от терроризма, вооруженных конфликтов, от участия в «международных авантюрах». Не смог избежать Лукашенко соблазна растрогать телезрителей «слезой во взоре» и прибегнуть к запугиванию своих граждан (если ему не дадут разрешение на участие в выборах) потрясениями, которые не только поставят под угрозу их жизнь и безопасность, но и жизнь, здоровье детей и внуков.

Обращение президента Белоруссии к своему народу было буквально пронизано инстинктивным неприятием демократических принципов, недоверием к либерализму и стремлением законсервировать в республике национальную модель экономики, а также сложившийся (авторитарный, по сути) режим государственно-политической власти. Все это свидетельствует о том, что глубоких реформ, в которых нуждается республика, при Александре Лукашенко не следует ожидать, поскольку он, в силу своих личных консервативных убеждений, ограничится, скорее всего, исключительно бюрократическими трансформациями, предпримет дальнейшие усилия по экономической автаркии, по реализации китайской формулы «опоры на собственные силы» и патронированию, ограждению от новаций закоснелой национальной хозяйственной структуры.

Такое поведение главы белорусского государства вполне объяснимо, учитывая отсутствие в Белоруссии среднего класса, рыночной экономики, развитых демократических институтов, полного разделения ветвей власти. Имущественное расслоение в белорусском социуме незначительное, острых имущественных конфликтов не наблюдается, и во многом благодаря этому, несмотря на низкий уровень материального благосостояния, жесткий централизованный контроль государства и высокие налоги, большая часть населения предпочитает безмолвствовать. Сказывается и достаточно медленное повышение общего уровня образованности, культуры и политического сознания населения не только в сельской местности, но и в городах, за исключением Минска. Экономических, а тем более, политических свобод сегодня в Белоруссии добивается лишь незначительная часть общества, преимущественно западноевропейской ориентации. Еще дальше белорусы отстоят от осознания действительных причин экономической и социально-политической отсталости собственной страны, а если и ищут их, то за пределами Белоруссии, обвиняя в трудностях и недостатках некие внешние, коварные и враждебные суверенному государству силы (российских «олигархов», например).  Президент Лукашенко постоянно и публично позиционирует себя как борец с этими враждебными тенденциями, а, значит, имеет шанс заручиться поддержкой большой части электората.

Референдум или иное действо, направленные на пролонгирование полномочий нынешнего президента, были неизбежны, поскольку Александр Лукашенко не видит для себя иной достойной ниши в рамках политического пространства республики. К тому же воззрения самого белорусского лидера таковы, что он считает свою личную, верховную власть такой ценностной данностью, которую нельзя заменить никакой другой (ну, разве еще более высокой…). Лукашенко относится к тому типу политиков, которые считают (и не без основания), что потеря достигнутого благодаря исключительному стечению обстоятельств высокого положения будет означать для них не только политическую смерть, но и неизбежные преследования, а, возможно, и арест, наказание. Подобно Наполеону I глава белорусского государства мог бы сказать про себя: «Я – сын удачи! Моя власть ни на день не переживет тот момент, когда я перестану быть сильным и внушать страх».

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ