Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
1-14 сентября 2004 г., Континент №16 (Казахстан)
Карим Муратбеков (Алма-Ата)
Предстоящая осень в Центральной Азии будет, по всей видимости, столь же жаркой, как и нынешнее лето. Правда, климатическая жара сменится жарой политической
В ряде республик региона в скором времени должны состояться выборы в парламент и будет наблюдаться серьезная активность политических партий, особенно оппозиционных. Вероятность того, что появятся новые лица, возможно, даже новые политические лидеры, которые смогут составить реальную конкуренцию в краткосрочной перспективе некоторым руководителям стран региона, достаточно велика.
Но особую интригу всему этому процессу добавляют президентские выборы в США, которые стремительно набирают обороты. Именно предстоящие выборы должны дать ответ на один весьма существенный вопрос: насколько изменится политика США в регионе?
При этом чрезвычайно важно, какие конкретно шаги будут предприняты мировой супердержавой в ближнесрочной перспективе в регионе в связи с заметным усилением ШОС, новыми изменениями в рамках ЦАС и вообще заметной активизацией деятельности России в Центральной Азии.
Показательны в этом отношении слова В. Путина, подводившего итоги своего недавнего визита в Ташкент: "Особо хотел бы выделить нашу работу с Узбекистаном, где мы вместе с руководством этой страны вышли на подписание очень важного документа – договора о стратегическом партнерстве. Это в целом меняет качество отношений России с Узбекистаном". Похоже, что у России возникает своя политика в регионе, чего долгое время не наблюдалось. Насколько в этой связи российская стратегия будет противоречить планам Вашингтона или же две великие державы сумеют договориться о новых правилах в "Большой игре"?
На протяжении последнего десятилетия США активно стремились проникнуть в стратегически важный регион, что в конце концов реально удалось сделать лишь после так называемой "антитеррористической" операции "Несокрушимая свобода". Как становится очевидно сегодня, эта операция была организована Пентагоном для решения именно этой задачи.
Если обратить внимание на проводимую политику США чуть ранее, то вспоминается, как Белый дом всячески критиковал внутреннюю политику государств Центральной Азии за недемократические формы и методы правления, за жесткое, а где-то и жестокое подавление оппозиции. Госдепартаментом США постоянно акцентировалось внимание на нарушениях прав человека, преследованиях независимых СМИ и т. д.
Позднее, когда проникновение в Центральную Азию состоялось и страны региона стали активными и последовательными союзниками Запада по антитеррористической коалиции, многие вопросы были практически сняты с повестки дня. А нарушения, которые, кстати сказать, продолжали иметь место, просто перестали замечать. Таким образом, акценты американской политики несколько сместились. К тому же некоторые страны региона стали связывать с супердержавой вполне конкретные планы на будущее, которым, как показало время, не суждено было сбыться. Как тут вновь не вспомнить И. Каримова, вернее, слова, сказанные им во время визита В. Путина в Узбекистан в августе 2003-го: "У нас была некая эйфория, когда мы обращали внимание на далекие страны, которые якобы должны были заполнить вакуум после распада СССР... Мы убеждаемся в том, что допустили много ошибок из-за этой эйфории".
Последние события в мире не добавили оптимизма лидерам государств Центральной Азии. Затяжной конфликт в Ираке, "революция роз" в Грузии, осложнение ситуации в Афганистане стали вызывать серьезное беспокойство со стороны правящей элиты Центральной Азии. Они по-настоящему начали побаиваться дядю Сэма и обратили свой взор в другую сторону и, хочется верить, друг на друга.
А что же США? Вряд ли они смирились с утраченными позициями и после неудачного проникновения в Ирак уйдут из Центральной Азии? Какие шаги предпримет Запад для восстановления и усиления своего влияния в регионе? После осенних выборов администрация США, безусловно, постарается в определенной мере компенсировать свои неудачи и вернуть утраченные позиции. В том числе и в Центральной Азии, положение которой на сегодняшний день характеризуется как стратегически неустойчивое. И, как показывают события последних пяти лет, дестабилизировать эту ситуацию не столь сложно. Во всех странах региона действуют в той или иной степени авторитарные режимы, с тенденцией еще большего укрепления властных структур. Именно это обстоятельство, на наш взгляд, и будет основным фактором, который постарается использовать Вашингтон.
Сценарий может быть предельно простым и вместе с тем достаточно эффективным. Однако очевидно, если дело дойдет до грузинского варианта, то потушить "вспыхнувший пожар" будет достаточно сложно без серьезных финансовых подпиток, которые, естественно, тут же и предоставят новой нарождающейся элите. Правда, при этом что-то потребуют взамен. И, вероятно, нечто существенное. Осуществить такой сценарий или нечто подобное можно будет лишь в том случае, если стороны не смогут договориться и заинтересованные силы разыграют так называемую "центральноазиатскую карту". Чего, естественно, не хотелось бы. А потому многое будет зависеть именно от того, кто придет к власти в Белом доме и какая политика будет там доминировать.
В случае победы демократических сил в США, то есть демократической партии, может возникнуть ситуация, когда основные западные демократические ценности будут более активно внедряться как в самой Америке, так и за ее пределами, в том числе и в Центральной Азии.
Неудачи, которые потерпели республиканцы, находясь у власти, дадут демократам серьезный козырь в проведении "мирной" агрессии, как правило, чужими руками. Создавая, например, имидж страны-изгоя, а техника проведения пропагандистской кампании отработана, Вашингтон сможет далеко продвинуться в этом отношении.
Аргументы в пользу правящих элит стран региона, которые якобы сохраняют баланс сил, сформировавшийся внутри стран за первое десятилетие независимости, вряд ли сыграют решающую роль в формировании новой стратегии Вашингтона в Центральной Азии. К тому же Джон Керри не раз заявлял, что в случае его прихода к власти, политика США по отношению к странам Востока, в том числе и к странам Центральной Азии, кардинально изменится.
Какие будут изменения, предугадать не так уж и сложно. Супердержава наверняка потребует существенной демократизации внутри стран региона, а это неизбежно ослабит правящие элиты, в которых сегодня уже нет той монолитности, как это было на заре независимости. Внутри каждой из элит есть различные кланы, финансово-промышленные группы, одна из которых, возможно, и воспользуется возникшей благоприятной ситуацией для прихода к власти. Новым лицам администрации будет более комфортно иметь дело с амбициозными политиками новой формации и генерации. Пример с М. Саакашвили наглядное тому подтверждение. При этом громкие финансово-семейные скандалы, связанные с определенными политическими элитами стран региона, дадут Вашингтону и некоторое моральное право на осуществление именно такой политики.
Есть еще один немаловажный момент, который необходимо учитывать. Считается, что для политики США необходим образ внешнего врага. По мнению зарубежных экспертов, таким врагом может быть Китай. Присутствие западных вооруженных сил в Центральной Азии – это лишь промежуточное звено в политике США по отношению к КНР. Именно поэтому российское правительство в целом спокойно отреагировало на проникновение военных сил Запада в Центральную Азию.
По мнению российского эксперта А. Собянина, главный удар по Китаю будет нанесен с северо-запада, со стороны стран Центральной Азии. "Этот район КНР наиболее уязвим. Северо-западные мусульманские районы Китая с основной территорией соединяет лишь одна железнодорожная и автомагистраль, которые легко перекрыть. Американцы уже сейчас переориентировали основные потоки финансовой помощи на уйгурских сепаратистов, мусульман-ханьцев и тибетцев в ущерб китайским правозащитным организациям, которые они поддерживали ранее", – считает А. Собянин.
Возможно, российский эксперт прав. Однако Джон Керри вряд ли в ближайшем будущем решится на подобные действия, особенно в контексте крушения политики США в Ираке. Конечно, активизация политики США по отношению к Китаю будет заметной, но до силового решения проблемы дело скорее всего не дойдет. Возможна лишь активизация финансовой и политической поддержки Тибета и Синьцзяна. К тому же при демократе Б. Клинтоне у США было достигнуто с Китаем стратегическое партнерство, и есть все основания полагать, что Керри все-таки продолжит курс Клинтона, а не Буша-младшего.
А вот при Буше различные сценарии реально рассматриваются. По крайней мере, рассматривались до последнего времени. Останется лишь толчок, который придумать будет, на наш взгляд, не так сложно. В последнее время прослеживается явное стремление Пекина усилить свое влияние в регионе, как на основе двусторонних отношений, так и в рамках региональной организации ШОС. К тому же Китай явно обеспокоен сближением Вашингтона и Москвы, что может впоследствии серьезно сказаться на взаимоотношениях этих стран с Пекином.
Нельзя забывать, естественно, и о таком мощном факторе, как сырье. Удивительно, но в команде Джона Керри на сегодняшний день нет ни одного нефтяного олигарха. Конечно, они появятся позже, но при этом не стоит забывать, что в регион активно проникает Россия, экономическая мощь которой стремительно растет. И если с Бушем Кремль вполне договаривается и находит приемлемые решения, в том числе и по стратегическим вопросам, то как будут обстоять дела в случае прихода в Белый дом Джона Керри, однозначно сказать сложно. Договариваться, конечно, будут, но это, как говорится, вопрос открытый. К тому же обоими государствами не очень-то приветствуется энергичное проникновение Поднебесной на энергетический рынок Центральной Азии. С учетом стремительного роста цен на нефть, что по большому счету устраивает Москву и Вашингтон, существует, вероятно, некоторая негласная договоренность их против Китая, бурное развитие которого было бы для них нежелательным.
Для правительств стран Центральной Азии, вероятно, Джордж Буш – более приемлемая фигура в качестве президента США. Его политика, настроение его ближайшего окружения хорошо известны. Да и стабильность взаимоотношений Путина с Бушем вполне устраивает нынешнее руководство стран региона. В этом контексте непредсказуемые повороты в политике стран региона менее ожидаемы, а следовательно, возможно миновать период стратегической неопределенности и перейти в период стратегической предсказуемости и устойчивости.
Но на сегодняшний день шансы Буша вновь занять место в Белом доме невелики. По последним опросам общественного мнения в США, он отстает от кандидата в президенты, предвыборная кампания которого набирает обороты. В истории США еще не было прецедента, когда за несколько месяцев до выборов действующий президент так отставал и победил бы. Хотя все еще может случиться, ведь "обещают" же некоторые эксперты, что буквально накануне выборов произойдет нечто неординарное: то ли вновь произойдет теракт, то ли поймают неуловимого Бен Ладена. Так что не будем загадывать.
Однозначно лишь одно: за жаркой предвыборной осенью нас может ждать холодная климатическая зима, а затем ранняя и политически непредсказуемая весна.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |