Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Республика (Казахстан),
3 сентября 2004
Редакционная статья
“Мягкий” уход Назарбаева - лучший способ решения внутриполитического конфликта
Недавно в Ташкенте завершился судебный процесс по делу террористов, которые минувшим летом осуществили серию взрывов в центре столицы Узбекистана. И хотя по уверениям правоохранительных органов соседней страны организаторы этих преступлений погибли, верится в это с трудом. Причиной тому - ряд обстоятельств.
Во-первых, для подрыва использовались не бомбы-закладки, а смертники. Значит, люди, которые пошли на заведомое самоубийство, прошли мощную психологическую и идеологическую обработку, которая смогла подавить естественный инстинкт самосохранения и жажду жизни. А это по силам только профессионалам.
Во-вторых, был произведен не один, а три взрыва, причем места подрыва однозначно имеют символическое значение. Видимо, организаторы преступлений хотели не столько убить или ранить сотрудников правоохранительных структур или дипломатов, сколько оказать морально-политическое воздействие на власть и общество. Значит, целились не в людей, а в систему.
И, наконец, в-третьих, летние взрывы были не первыми в новейшей истории суверенного Узбекистана. Все это заставляет сделать вывод - настоящие организаторы террористических актов живы, здоровы и готовят новые преступления. А на улицах Ташкента погибли командиры боевых групп, которых выжившие террористы, сознательно или нет, назвали организаторами.
Впрочем, не исключено, что взрывы действительно были делом рук погибших во время теракта. Но тогда дела у президента Узбекистана Ислама КАРИМОВА из рук вон плохи. Одно дело, когда преступления задумывают, готовят и совершают международные террористы, люди с иной психологией, выросшие в другом обществе и государстве. И совсем другое, когда подрываются рядовые сограждане, которые от ненависти к режиму и безысходности своего существования не видят для себя другого выхода.
При любом варианте Казахстан оказывается слишком близко к эпицентру событий. И происходящее в Узбекистане обязательно скажется на нашей стране. На заседании Совета безопасности и совместном заседании палат Парламента РК Нурсултан Назарбаев уже потребовал от правоохранительных органов страны усилить контроль над подозрительными общественными и политическими организациями, зарубежными религиозными миссиями и миссионерами, действующими на территории нашей республики.
Опасность, угрожающая Казахстану, носит двоякий характер. С одной стороны, мы являемся естественным тыловым районом для террористов. Республика граничит с Узбекистаном на протяжении тысячи километров, которые практически открыты для передвижения людей, переброски оружия, наркотиков и денег. Как бы ни старались достаточно мощные армия и спецслужбы соседней страны прикрыть границу, это невозможно в принципе.
Что касается Казахстана, то у нас намного слабее полицейский контроль, спецслужбы больше борются с демократической оппозицией, чем с террористами, нет жесткого и налаженного административного надзора над гражданами в местах проживания и при перемещении по территории страны, легче “отмыть” или достать деньги, укрыться, лечиться и отдыхать.
В результате наша страна оказалась между двух очагов терроризма. У нас уже был случай, когда уйгурские сепаратисты убили двоих казахстанских полицейских, когда те случайно наткнулись на их конспиративную квартиру в центре Алматы. Но если граница с Китаем была обустроена еще в советские времена, то граница с Узбекистаном прикрыта только на словах.
Поэтому не исключено, что признанные виновными на судебном процессе в Ташкенте террористы говорили правду, когда рассказывали о существовании баз обучения на территории Казахстана. Признаемся честно, что за деньги у нас можно купить все, включая молчание полицейских. А, учитывая размеры нашей территории и относительно низкую плотность населения даже на юге, там можно собрать, обучить и потренировать не то, что взвод, а бригаду террористов.
С другой стороны, не исключено, что Казахстан, сам того не подозревая, уже вступает на путь, который привел Узбекистан к вспышке вооруженного противостояния между оппозицией и правящим политическим режимом. Президент Ислам Каримов долгие годы душил оппозицию, в результате чего протестные настроения большой группы населения не смогли найти легальный, в рамках закона, выход. В результате часть оппозиционно настроенных граждан нашла себе отдушину в радикальных исламских толках, организовалась в нелегальные группировки и решила отстаивать свои интересы с помощью насилия.
Нам скажут, что в Казахстане нет тех условий, которые способствовали бы распространению исламского экстремизма в Узбекистане: у нас незначительное по численности население разбросано на большой территории; около половины граждан страны русскоязычны, а казахи не так религиозны, как узбеки; налицо экономической подъем и серьезное улучшение условий жизни населения. Все так, но... Нам представляется, что власть не учитывает ряд серьезных обстоятельств.
Начнем с того, что плоды экономических реформ потребляет меньшая часть казахстанцев. Это представители крупного, среднего и частично малого бизнеса, чиновники с возможностью дополнительных “заработков”, менеджеры и технические специалисты, квалифицированные рабочие, часть интеллигенции, чьи ум и способности оказались востребованы в рыночных условиях.
В то же время повышение среднего уровня жизни не означает соответствующего уменьшения протестного настроения. Ведь диктат и произвол чиновников не уменьшились, а повышение реальных доходов дает людям лишь возможность “передохнуть”, но никак не уверенность в будущем.
Сегодня в Казахстане сформировалась большая группа людей, которая “застряла” между социализмом и рынком. Это не только пенсионеры и лица, традиционно требующие социальной поддержки - многодетные и неполные семьи, инвалиды. Сюда надо причислить граждан, которые не имеют постоянной работы и доходов, а поэтому в совокупности представляют собой “горючую смесь”.
Проводимая по инициативе Нурсултана Назарбаева аграрная реформа, сердцевиной которой является введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, неизбежно приведет к вытеснению из села части занятых там. Сотни тысяч граждан будут вынуждены перебираться в города, где окажутся в самом низу социальной лестницы. Этот процесс начался с первых лет независимости, но теперь он будет все время ускоряться.
Жесткое подавление демократической оппозиции неизбежно приведет не только к уходу колеблющихся и слабых членов партий, но и неизбежной радикализации оставшихся.
Эффективность пропаганды со стороны адептов исламского радикализма, как правило, выше, чем идеологической работы пропрезидентских сил или демократической оппозиции. Объясняется это не только тем, что ислам имеет более глубокие корни и лучше разработан теоретически, чем концепции “авторитарной” или “настоящей” демократии, но и тем, что его пропагандисты ближе к массам.
К сожалению, сегодня возможности маневра правящего политического режима крайне ограничены. “Казахгейт” и угроза потери власти настолько запугали Нурсултана Назарбаева и его окружение, что они сосредоточили все свои силы на борьбе с демократической оппозицией. И не исключено, что в результате они просмотрят куда большую опасность.
Лучшим выходом из ситуации для страны и народа был бы “мягкий” уход действующего главы государства и постепенное урегулирование внутриполитического конфликта. Правящей верхушке в самом скором времени придется выбирать: соглашаться ли на этот вариант и неизбежную потерю членами Семьи части экономического богатства и политического влияния или из последних сил держаться за власть. В этом случае после парламентских выборов неизбежна новая волна репрессий против демократической оппозиции и независимых СМИ, чтобы успеть расчистить политическое пространство до президентских выборов 2006 года.
Не ясно только, к чему все это приведет? Неужели к взрывам в центре Астаны?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |