Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Кремль.org,
23 сентября 2004
Владимир Жарихин, заместитель директора института стран СНГ
Если говорить о реформе, предложенной президентом, то для полярных эмоциональных высказываний время уже заканчивается. И в первую очередь для политологов, которые лучше публичных политиков понимают и определенные достоинства и не менее определенные недостатки предложенных изменений, а главное знают, как можно эти потенциальные недостатки максимально скомпенсировать на законодательном уровне. Все кто хотел, уже отметились высказываниями типа "тоталитаризм у порога", или наоборот "всецело поддерживаю и одобряю, а так же впредь". Пора переходить к спокойному технологичному обсуждению.
В конце концов, что касается ныне принятой системы выборов в Государственную Думу, то я считаю, что "туда ей и дорога". Дело в том, что у нас никогда не было смешанной пропорционально-мажоритарной системы выборов. Была странная механическая смесь. Если вы хотите узнать о всех недостатках чисто мажоритарной системы, отягощенной голосованием в один тур, и экзотической пропорциональной системы с прямым голосованием за лидеров партийных списков, то можете посмотреть на нашу Думу.
Усовершенствовать эту систему, доводить до разумного состояния можно с разных концов. Можно, как это сделано в Германии, проводить голосование только по мажоритарным округам, а партийную часть парламента формировать пропорционально сумме голосов поданных за кандидатов от партий в мажоритарных округах. Я, например, считаю, что именно такая система в максимальной степени соответствовала бы тем целям, которые были заявлены В.Путиным: резко усилить роль и влияние партий как в целом в стране, так и в каждом регионе.
Но вполне допустимо продвигаться к этим целям и так, как предлагает ныне Центризбирком, зайти с другой стороны, превратив каждый из регионов практически в многомандатный внутрипартийный округ по выборам депутатов от партий.
И при том и другом подходе резко снимается один из главных пороков действующей ныне системы выборов. Сейчас у партий практически нет стимулов для того, чтобы привлекать в свои ряды самостоятельных людей с задатками публичных политиков, особенно в регионах.
Другое дело, что и предложенная Ценризбиркомом система проведения пропорциональных выборов таит в себе определенные опасности, которые, если их не купировать на уровне законодательства, могут проявиться слишком быстро.
Сколько бы ни разбивали партийный список на региональные подсписки и ни совершенствовали систему формирования партийных фракций в зависимости от голосования в регионах, возможность избрания ста никому не известных подозрительных личностей вслед за одним ярким лидером-популистом (эффект Жириновского) все равно сохраняется.
Такому повороту событий абсолютно необходимо создать законодательные барьеры. Одним из них может быть введение в Закон о выборах уже не права, как сейчас, а обязанности лидеров региональных списков участвовать в теледебатах на местных теле и радиокомпаниях. А для того, чтобы не превращать эти дебаты в цирк с участием маргинальных партий, ввести в законодательство положение о том, что партии, ныне представленные в Думе, проводят дебаты один на один (как бы высшая лига), а все остальные друг с другом по жребию.
Признаем, что депутат от округа является не только чистым законодателем. Он выполняет исключительно важную роль народного представителя перед органами исполнительной власти. И не надо нам рассказывать про неизжитый патернализм российского народа. Такие функции исполняют депутаты во всех странах "развитой демократии" и при всех избирательных системах. Для того чтобы при переходе на пропорциональную систему, не утратить эту исключительно важную сторону депутатской деятельности, необходимо законодательно обязать партии назначать своих депутатов ответственными за определенное число конкретных избирательных округов и предоставить им материальные возможности для открытия в них своих представительств. Кстати, тогда у жителей будет уже не один "народный заступник", а минимум четыре от разных партий, которые еще и конкурировать друг с другом будут по успешному выполнению наказов избирателей.
Пропорциональная система выборов предполагает, по сути, передачу права выдвижения кандидатов в депутаты от граждан политическим организациям. Но нынешние партии, которые десять лет мимикрировали под действующий Закон о выборах, полностью растеряли даже минимальные формы внутрипартийной демократии. В партиях наблюдается полное отсутствие вертикальной и горизонтальной мобильности, а проще говоря, фантастический кадровый застой. И болезнь зашла так далеко, что самостоятельно, без законодательной помощи, наши партии из этого состояния никогда не выйдут.
Мне кажется, что в Закон о партиях надо внести насильственные меры по внедрению внутрипартийной демократии, как-то: положение о том, что все внутрипартийные выборы, в том числе и в избирательные партийные списки, должны проводиться исключительно на альтернативной основе и тайным голосованием.
И, наконец, о главном. Введение пропорциональной системы выборов, будь она отстроена даже самым идеальным образом, все равно не позволит в полной мере достичь заявленной цели повышения роли партий в обществе, если на этом все и остановится. Такой, чисто партийный парламент просто обязан формировать правительство. Иначе, утратив прямую выборность по округам, он превратится в бесполезный придаток исполнительной власти.
Но ранее заявленное стремление Президента перейти на формирование правительства парламентским большинством так и оставалось бы благим пожеланием при нынешней системе прямого избрания глав регионов. Теперь же появилась реальная возможность для продвижения от президентской к президентско-парламентской республике.
Другое дело, что переход на пропорциональную систему выборов депутатов Государственной Думы от федеральных партий, да еще сопряженный с новым порядком избрания глав регионов, существенно изменяет политический баланс между федеральным центром и субъектами федерации. И для того, чтобы минимизировать те проблемы, которые могут при этом возникнуть, совершенно необходимо восстановить прямую выборность депутатов Совета Федерации. Именно наличие верхней палаты парламента, в которую регионы прямым голосованием избирают равное количество депутатов вне зависимости от их численности, и отличает федерацию от унитарного государства.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |