Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Молодежь Эстонии,
24 сентября 2004

Россия и диаспора: взгляд из Москвы

Светлана Рагрина

В последние годы поддержка соотечественников за рубежом приобретает в РФ системный характер, создана правовая база, регулирующая эту важную область внешнеполитических отношений. Надо сказать, что каждый из этих правовых документов заслуживает отдельного разговора, поскольку, по замыслу законодателей, касается всех нас. Например, в 1999 году был принят федеральный закон «О политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», из которого следует, что РФ считает соотечественниками не только граждан России, постоянно проживающих за рубежом, но и тех, кто имеет гражданство государств, входивших в состав СССР. Кроме того, к категории соотечественников относятся лица без гражданства, выходцы из Российской империи, Российской республики, РСФСР, СССР и РФ, ставшие гражданами иностранных государств, а также их потомки по прямой нисходящей линии. Естественно, что для граждан иностранных государств принадлежность к числу соотечественников является актом свободного выбора. В законе сформулировано намерение России оказывать соотечественникам поддержку в экономической и социальной областях, в сфере культуры, языка и образования, обязательство защищать от дискриминации, при этом строго придерживаясь принципов международного права, невмешательства во внутренние дела государств проживания соотечественников и стремясь к сотрудничеству с этими странами.

Аналитической работой, изучением процессов на постсоветском пространстве и в диаспоре, рассеянной по всему миру, прогнозированием ситуации занимается Институт стран СНГ (Институт диаспоры и интеграции), созданный в 1996 г. по инициативе нынешнего директора института, депутата Государственной думы К.Затулина. О работе института рассказывает Александра ДОКУЧАЕВА, заведующая отделом диаспоры.

— Александра Викторовна, давайте поговорим о законодательной базе, касающейся соотечественников. Каким образом повлиял на работу с диаспорой целый ряд законов, принятых после федерального закона 1999 г. «О политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», например, новый Закон о гражданстве и Закон о правовом положении иностранцев в РФ?

— Российская Федерация определила работу с соотечественниками за рубежом как один из своих приоритетов. В 1994 г. была создана специальная правительственная комиссия, с 1995 г. в российском бюджете появилась отдельная строка о выделении средств на поддержку соотечественников. Бюджетные средства расходуются в основном на переподготовку учителей, проведение летнего отдыха детей, учебную и методическую литературу, программы обмена. Часть денег выделяется непосредственно в посольства РФ для персональной поддержки нуждающихся россиян, для проведения культурно-образовательных мероприятий, связанных с датами российской истории. Принятие в 1999 году закона о поддержке соотечественников закрепило всю предшествующую работу. И хотя закон часто подвергается критике как декларативный, но, может быть, важно было именно его символическое значение, подтверждение того, что российские соотечественники за рубежом — важный фактор политики РФ.

— Что же произошло после 1999 года?

— С сожалением должна сказать, что отношение к соотечественникам в последние годы претерпело ряд существенных деформаций в связи с принятием других законов, например, в связи с ужесточением российского законодательства в области гражданства и правового положения иностранных граждан в РФ. Законодатели вообще не учли существования такой категории, как российские соотечественники за рубежом, тем самым это важное направление российской политики было авторами законов о гражданстве и правовом положении иностранных граждан фактически проигнорировано. Более того, закон о гражданстве 2002 года отменил 11-ю статью закона о соотечественниках, которая декларировала упрощенный порядок приобретения российского гражданства для этой категории лиц. Сейчас даже те, кто родился в России, но оказался в бывших республиках СССР, попадают при получении гражданства в те же условия, что и все остальные иностранцы. Это несправедливо, неправильно, противоречит, на мой взгляд, интересам России. РФ заинтересована в том, чтобы ее население пополнялось образованными, энергичными людьми. Россия сегодня переживает демографический кризис и в то же время закрывается от своих же соотечественников — это противоречит нашим национальным интересам. Та же история с законом о правовом положении иностранцев. Российские соотечественники, которые живут за рубежом, для России в правовом отношении оказываются такими же иностранцами, как и те, кто к РФ не имеет вообще никакого отношения.

— Вызывают ли озабоченность эти явные правовые противоречия в Государственной думе?

— Безусловно, ситуация нуждается в исправлении, и будем надеяться, что до этого дойдут руки у законодателей, так как такая необходимость все же осознана. Весной этого года в Государственной думе прошли специальные слушания о законодательстве в отношении соотечественников с точки зрения защиты их прав и учета государственных интересов России. В рекомендациях после этих слушаний четко записаны положения о необходимости исправления ситуации.

— Насколько мне известно, российских соотечественников волнует августовский «Закон о внесении изменений в законодательные акты РФ» 2004 года, который, как считается, отказывает регионам в праве самостоятельно осуществлять поддержку соотечественников за рубежом.

— Действительно, в августе этого года Государственная дума приняла закон о внесении поправок в законодательство, касающееся разграничения полномочий центра и регионов. При принятии этих поправок законодатель не учел, что поддержку соотечественников за рубежом осуществляет не только центр, но и регионы. Если ничего не изменится, то российские регионы, в том числе и Москва, будут лишены права самостоятельно вести работу по поддержке соотечественников. Таким образом будет перечеркнута половина той работы, которая сегодня ведется, поскольку Москва осуществляет, кстати, в основном именно в Прибалтике, программу «Стипендия мэра Москвы», строит свои культурные центры в разных странах. Учрежден Московский дом соотечественника, который призван быть организующим центром работы в этом направлении. Все это делается на бюджетные средства Москвы, а не федерального центра. Но, по мнению нынешнего правительства РФ, вся деятельность должна быть сосредоточена на федеральном уровне. Надо сказать, что при принятии этого закона К. Затулин и несколько других депутатов Думы внесли поправки, которые сохраняли это право у субъектов федерации, но безрезультатно. Правда, правительство обещало, что осенью будет внесен законопроект, по которому регионам снова будет делегировано право самостоятельно работать с соотечественниками. Однако ситуация в целом тревожная и достойная сожаления — правительственная комиссия по делам соотечественников не работает, не существует и единого федерального органа, который бы занимался этим направлением. Решается вопрос о восстановлении Росзарубежцентра, центра культурных и гуманитарных связей за рубежом, который долгие годы возглавляла В. Терешкова, сейчас его будет возглавлять Э. Митрофанова, до недавнего времени замминистра иностранных дел.

— Означает ли сказанное вами, что Москва, Санкт-Петербург уже сейчас не имеют законного права самостоятельно поддерживать соотечественников за рубежом?

— Пока не означает, так как закон вступает в силу с 1 января 2006 года. Если до этого времени будет принят закон о делегировании центром этого права регионам, то вновь надо будет внести поправки в закон 1999 года и восстановить то положение, которое сейчас существует. Абсурдность этой ситуации понимают многие. Более того, министр иностранных дел С. Лавров обратился в Госдуму с просьбой не вычеркивать субъекты федерации из закона о соотечественниках 1999 года, не лишать регионы права помогать соотечественникам. Министр указал на то, что в противном случае по всей работе с соотечественниками за рубежом будет нанесен очень серьезный удар. Тем не менее Дума не вняла, хотя само голосование носило очень интересный и показательный характер. Всего 30 депутатов из 450 проголосовали за отклонение поправки и двое воздержались (все — из партии «Единая Россия»). Но 265 человек не голосовали (219 из них — единороссы). Эти «уклонившиеся» от голосования депутаты и провалили поправку.

— Александра Викторовна, не могу не задать вам сложный вопрос о содержании самих программ помощи соотечественникам. Создается впечатление, что программы в основном рассчитаны на адаптированного в обществе человека, трудоустроенного, со знанием языка страны проживания, который сам уже решил все свои проблемы, на поддержание в нем «русскости» на досуге. А ведь россиянам за рубежом порой трудно адаптироваться в стране проживания, решить самые насущные вопросы, подумать о будущем детей. Может Россия помочь своим соотечественникам в этом? Хотелось бы услышать ваше личное мнение.

— Действительно, надо признать, что большинство гуманитарных программ, которые сейчас финансируются, касаются того, что вы назвали досугом. За исключением одной части — поддержки образования на русском языке. В РФ существуют для абитуриентов из СНГ те же правила поступления, что и для россиян. Но для Прибалтики, увы, правила уже иные. Студенты из Эстонии, Латвии, Литвы могут учиться только как иностранцы, на платной основе. Поэтому очень важна программа «Стипендия мэра Москвы», благодаря которой уже 1500 студентов смогли получить высшее образование на русском языке. Вопрос повседневной жизни людей, которые не могут адаптироваться в странах проживания, но и не имеют возможности уехать, купить жилье, не могут получить в странах проживания достойной работы, очень сложен. К сожалению, эта линия никак не затронута в программах поддержки соотечественников. Оказывается только консультационная помощь тем, кто желал бы переехать и работать в России.

В наших новых программах мы делаем особую ставку на молодежь. Те, кто родился в СССР, все равно останутся с этой памятью единой нации, как бы нас ни разделяли. А вот у молодых этого чувства нет. Кстати, в Москве сейчас проходит форум руководителей молодежных организаций соотечественников. Проводят форум правительство Москвы, Московский дом соотечественников. Наш институт тоже участвует в этом. Сейчас обсуждается возможность создания международной молодежной организации соотечественников. Очень важно разворачивать молодежный туризм, исторический туризм, программы обмена.

— Это все к вопросу о том, что может сделать Россия для соотечественников. А что соотечественники могут сделать для России? Какие у вас в этом отношении ожидания? Не секрет, что многие из зарубежных россиян имеют уровень жизни выше, чем в среднем по России, и рассчитывать на благотворительность со стороны РФ в этом случае было бы как-то странно.

— Конечно, вопрос о том, что могли бы соотечественники сделать для России, тоже обсуждается. Москва провела уже три семинара, собирая соотечественников-бизнесменов, чтобы наладить взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Надежды на то, что российский бизнес за рубежом, как национальный капитал во многих странах, тоже повернется в сторону России, есть, хотя сегодня это пока что только мечты! Наверное, это связано не с какими-то особо непатриотичными чертами российского зарубежного бизнеса, а с отсутствием привлекательного инвестиционного климата в стране, который бы способствовал возвращению денег в Россию. Нередко приезжают люди с единственным желанием получить здесь какие-то преференции, выгоды для развертывания своего бизнеса в Москве. Это тоже, конечно, важно. Пусть Россия даст возможность нашим соотечественникам твердо встать на ноги, и пусть они за рубежом поддержат другие, уже некоммерческие организации соотечественников, не обладающие материальной базой. Но какого-то массового порыва, движения в сторону поддержки организаций соотечественников со стороны наших успешных бизнесменов, живущих за рубежом, пока что-то не наблюдается. Хотя примеры того, как российский зарубежный бизнес поддерживает организации соотечественников, все же можно назвать, например, в той же Латвии, и будем надеяться, что их будет все больше.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ