Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Первой реакцией на последние события стали административные решения и кадровые перестновки. Что стоит за ними? Какие только изменения не претерпело учреждение, отвечавшее в России за "национальный" вопрос. После появления в 1991 году Государственного комитета по национальной политике (Госкомнац) его делили на отдельные ведомства, затем "сливали" в одну структуру, затем снова делили. За 13 лет оно несколько раз меняло название. Сменилось восемь министров, пока в 2001 году его решили упразднить. Чтобы сейчас создать его вновь - теперь уже под названием Министерство по региональному развитию...
О том, как "национальный" вопрос решался - и решается - в Правительстве РФ, рассказывает бывший председатель Госкомнаца, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий ТИШКОВ.
17.09.2004., Московские новости
Санобар Шерматова
- Вы ушли с поста руководителя Госкомнаца в конце 1992 года из-за несогласия с политикой Кремля в решении этнических проблем. Как вы оцениваете появление в очередной раз министерства, отвечающего за развитие регионов?
- Такое министерство необходимо. Правда, я напрягся, когда услышал вначале, что создается Министерство по национальной политике. Знаете, термины, которыми пользуются политики, говорят о многом. Коварный термин - "национальная политика". Это старое советское клише - неудачное, на мой взгляд, несовременное. Во всем мире "национальный" означает "государственный". Не может у нас быть внутренней национальной политики, как и министерства, занимающегося подобной деятельностью. Вы выезжаете за границу, в графе "национальность" обычно указываете - "Россия", невзирая на то, чеченец ли вы, калмык или татарин. Потому что национальность во всем мире идентична гражданству.
- Просто терминологический спор, на мой взгляд.
- Это отнюдь не проблема употребления терминов, как может показаться, - за ними скрывается очень многое. В том числе наше устаревшее представление о том, какой должна быть политика по отношению к населяющим Россию этническим общностям
- И какой она должна быть?
- Нужны новые подходы. Я в свое время не особенно оплакивал похороны Министерства по делам национальностей, потому что оно было испорченное. Один департамент занимался делами немцев, другой - репрессированными народами, и так далее; этакие закрытые структуры, занимавшиеся лоббированием. В России уже давно идет процесс размывания этнических различий - люди начинают ощущать себя россиянами, оставаясь при этом русскими, евреями, башкирами, и другими. Вот на это и должна быть направлена федеральная политика. А в тех министерствах погоду в основном делали старые деятели, пытавшиеся втиснуть народ России в узкие этнические ячейки.
Прежде всего, надо поменять язык, которым оперируют чиновники и политики, он должен отвечать современным требованиям. И понять, что мы хотим сохранять и развивать в России. Наследство от Сталина: нации мы жестко связали с территориями и республиканским статусом. Затем стали формировать "социалистические нации", составлять их перечень, закреплять в конституциях. Правильно сказал писатель Фазиль Искандер: "Национализм подогревается самой структурой нашего общества, где учет национальных интересов, изначально правильный и благородный, превратился в дурную формальность".
Несостоятельны попытки сформировать маленькие этнические государства на территории России. Государства строят не этнос, а демос; этнические границы, как правило, никогда не совпадают с государственными границами. Вот это нужно понять и бросить эти дерганья. Много глупостей было сделано в прежнее правление. Пора распрощаться с советским прошлым - хотя в нем было много хорошего.
- Как бы вы сформулировали суть той этнической политики, которая необходима России?
- Обеспечение прав народов путем расширения самостоятельности регионов, культурных автономий. Последовательная гражданская демократизация, защита прав отдельной личности. Только так можно добиться гармонизации межэтнических отношений.
- Это общий рецепт, рассчитанный на долгую перспективу. А что можно сделать сейчас, когда в Москве, к примеру, растет нетерпимость к выходцам с Кавказа? Как дагестанцу или чеченцу прикажете ощущать себя россиянином, если ему постоянно дают почувствовать, что он человек низшего сорта?
- Экстремизм ксенофобского толка, основанный на этнорасовой нетерпимости, наиболее опасен для страны с таким пестрым этническим составом, как Россия. Понятно, что, кроме всего прочего, военный конфликт в Чечне запустил механизм нетерпимости. Задача власти - обеспечить общий уровень развития страны, соблюдение равноправия. А когда приезжие с Кавказа начинают конкурировать с местными жителями за ресурсы - здесь и начинаются конфликты.
- Была ли - и является ли - война в Чечне межнациональной?
- Конечно, нет. Если бы, к примеру, вместо русских в республике проживали бы армяне, их также бы выгоняли, как и русских в начале 90-х годов. Так что дело не в национальности. Борьба за власть чеченских группировок, сепаратизм, неверная тактика федерального центра, внешнее влияние - вот причины, приведшие к трагедии.
- Есть ли выход из чеченского тупика?
- Бытует фраза "Они не начали бы войну с чеченцами, если бы читали "Хаджи Мурата". Чтобы эффективно управлять Кавказом, не надо читать "Хаджи-Мурата". Повесть Льва Толстого - явление литературы. И только. Не надо романтизировать этнографию. Пути решения нынешних проблем Чечни лежат совсем в другой плоскости.
- Возвращаясь к новому министерству: станет ли оно инструментом для эффективной региональной политики?
- Зависит от мандата, которым будет наделено министерство. В том числе - будут ли отпущены финансы не только на сам бюджет министерства, но и на программы и проекты. И еще - придут ли под новую крышу новые "мозги": молодые чиновники и эксперты и думают иначе, и по-другому ощущают проблемы. У нас сегодня полная беда: многие чиновники защищали диссертации. Есть ученые степени - нет ученых... Также важно, будет ли востребована научная экспертиза для выработки политических решений - до сих пор она затребовалась слабо.
- Потребуется ли все это новому министру Яковлеву?
- По поводу назначения Владимира Яковлева у меня комментариев нет.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |