Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
(Проект аналитического доклада отдела Белоруссии Института стран СНГ)
1. Парламент Белоруссии, особенности его структуры, полномочия и роль в обществе
Выборы в Палату представителей Национального собрания Республики Белоруссия президентским указом назначены на 17 октября 2004 г. Национальное собрание РБ состоит из двух палат – Совета республики (верхняя палата) и Палаты представителей (нижняя палата). Белоруссия является унитарным государством, конституция республики не допускает делимости верховной государственной власти, как во внешнеполитической деятельности, так и в сфере внутренней политики, тем не менее, основной закон предусматривает функционирование двухпалатного парламента. Совет республики, состоящий из 56 депутатов, делегированных туда местными советами базового и областного территориальных уровней, и 8 депутатов, назначенных лично президентом, выступает в качестве парламентской надстройки с расплывчатыми полномочиями и функциями. В свое время, как представляется, верхняя палата белорусского парламента специально задумывалась и была создана как административно-управляемый привесок к законодательному органу в целях купирования возможной нежелательной для высшей власти активности депутатов Палаты представителей.
Местные советы, которые кооптируют, помимо президента, депутатов в Совет республики - палату территориального представительства, не могут рассматриваться в качестве института власти с развитыми полномочиями, тем более трудно представить их в роли органов государственно-территориальных образований, обладающими некими даже относительными суверенными правами. Реформа местных органов власти, проведенная президентской администрацией А.Лукашенко еще в 1995 г., лишила поселковые, районные, городские и областные советы остатков властных полномочий, оставив им лишь контроль на своей территории за учреждениями здравоохранения, «культобслуживания», школами и коммунальными объектами. На деле советы всех уровней в контексте парламентаризма представляют собой пусть и узаконенный, но «административный ресурс», функционирующий по инструкциям из Центра.
В состав Палаты представителей избираются 110 депутатов на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, срок их полномочий - четыре года. При этом важно подчеркнуть, что по поводу срока полномочий нижней палаты в Основном законе республики (ст. 94) есть разночтения. Конституция РБ содержит два термина, относящиеся к досрочному прекращению срока полномочий депутатов ПП, – собственно досрочное прекращение полномочий и «роспуск палат». Если исходить из первого понятия, то президент может в случае несогласия парламентариев с принципами деятельности правительства или с персоной премьер-министра при его назначении (главой государства), или по заключению Конституционного суда, в любой момент прекратить полномочия Палаты, в том числе и в первый год заседаний ее депутатов.
Национальное собрание Республики Белоруссия представляет собой пример бикамерального парламента со всеми свойственными ему недостатками: кооптацией депутатов, в том числе главой государства, усложнением законодательного процесса, медленным прохождением законопроектов, контролем верхней палаты, сформированной администрацией, за законотворчеством депутатов Палаты представителей.
Другим существенным недостатком парламентской системы Белоруссии, свидетельствующим о том, что процесс демократизации общества, разделения ветвей власти не завершен, является наличие двух государственных институтов, имеющих согласно конституции РБ 1994/1996 гг. полномочия принятия законодательных актов. Это – президент, издающий указы, распоряжения и декреты, имеющие силу законов, и обладающий правом назначения республиканских референдумов, внесения и отклонения законопроектов, а также Национальное собрание, в полномочия которого входит рассмотрение проектов законов и представление их окончательных вариантов на подпись президенту. Президент РБ Александр Лукашенко только за 1999 г., например, издал 43(!) декрета за своей подписью. Напомним, что в демократических государствах в основном законе содержится норма, которая определяет национальный парламент как единственный орган, наделенный правом принимать конституцию и законы.
Учитывая реализацию в Белоруссии президентской программы по формированию и массовому утверждению в сознании граждан государственной идеологии, необходимо подчеркнуть разницу между политикой белорусских властей и позицией развитых, передовых стран мира по данному вопросу. Стоит при этом отметить наличие в конституциях ряда таких стран положения о том, что само государство и его институты, в первую очередь парламент, свободны от любых идеологий. В Белоруссии президентская администрация вместе с правительством фактически реализуют не только управленческий потенциал, но и осуществляют на практике законодательную власть. Депутаты Палаты представителей высказывают свое мнение, обсуждают законопроекты и вносят в них поправки, но ключевую роль в принятии окончательных решений по принятию законов играет президент и, в какой-то мере, высшие чины его администрации и председатель правительства.
Статус Национального собрания РБ довольно неопределенен, оно действует в обстановке явного дефицита законодательной власти, в нем самом до настоящего времени отсутствовали фракции политических партий, кроме большой группы депутатов, представляющих на деле правящую партию чиновников. По сути, белорусский парламент лишен внутренней политической структуры, а, следовательно, в нем не действует система сдержек и противовесов. Депутатов белорусского парламента все время подключают к принятию государственных решений, но их участие в этом процессе весьма ограничено, иногда минимально. Монополия на разработку важнейших законов по-прежнему принадлежит президентской администрации. Последняя фактически признает за Палатой представителей только совещательную, консультативную роль и функцию внешнего соучастия в законодательном процессе.
Минимальны полномочия депутатов при принятии государственного бюджета Белоруссии и по контролю за его исполнением. Их участие в подготовке и принятии бюджета не наполнено конкретным содержанием, поскольку президентская администрация и правительство держат этот процесс в собственных руках, попутно легко решая проблемы корректировки текущего бюджета, который сами исполняют и сами контролируют ход исполнения. Как показывает практика, депутатский корпус не в состоянии отклонить проект бюджета в целом, поэтому, в частности, авторитета у парламента в рамках институционной системы государства при ограниченных бюджетных полномочиях, естественно, не добавляется. Поэтому с мнением депутатов Палаты представителей, природа которого может рассматриваться как только консультационная, высшие управленцы республики считаются мало. Низкий политический вес Национального собрания, его палат определяет и падение интереса к этому парламентскому институту со стороны белорусских граждан: на последних выборах в Палату представителей 2000 г. активность избирателей оказалась почти на 25% ниже, чем на президентских (2001 г.) – всего 61%.
Белорусский парламент второго созыва отличался слабой аналитической проработкой решений, низким качеством экспертной оценки, а также недостаточным профессионализмом большинства депутатского корпуса. За предшествующие годы своей деятельности депутаты обеих палат Национального собрания так и не смогли подняться до осознания себя как части властной элиты, сформулировать не только национальные, но даже свои собственные политические интересы. В стенах парламента не происходило столкновение сил и фракций, отстаивающих свои системы ценностей или интересов. Деятельность небольшой группы депутатов «Республика» была исключением, но не стала заметным фактором в силу крайней слабости ее позиций. Формирование, становление политических структур внутри парламента, что является неотъемлемой частью процесса демократизации общества, не происходило.
Вместе с тем, белорусская мажоритарная избирательная система (в Европе подобная только в Соединенном Королевстве), находящаяся под контролем президентской администрации, характеризуется стабильностью, неизменностью принципов, «правил игры» и рассчитана на долговременное функционирование в существующем виде. Все это делает возможным репродуцирование прежнего парламента со всеми его недостатками.
2. Главные тенденции в предвыборный период и новые факторы политической борьбы
Подготовку к референдуму по продлению полномочий нынешнего президента Александра Лукашенко президентская администрация начала еще 1,5 года назад. Осенью прошлого года план информационного обеспечения, алгоритм поведения кандидата власти – Александра Лукашенко, лейтмотив его выступлений в рамках «совета с народом», технология его проведения были абсолютно готовы. Оставалось только выбрать подходящий политический момент с тем, чтобы в 2004 г. (за два года до истечения полномочий Лукашенко) объявить и успешно провести сам референдум. Учитывая низкую явку «народа» на подобные мероприятия, который руководствуется в Белоруссии известной мудростью, что все уже предрешено заранее «сверху», было решено совместить референдум с выборами в Палату представителей. Заранее, учитывая дополнительные расходы на запланированный администрацией президента референдум, была увеличена смета расходов на избирательную кампанию, которая составила 12,7 млрд. белорусских рублей. Впервые почти 100 тысяч человек было прямо задействовано по линии Центральной комиссии Белоруссии по выборам и проведению республиканских референдумов на их организацию и проведение.
Действительно, 2004 год – это год парламентских выборов. Однако изначально избирательная кампания не стала главной темой в политической жизни республики. Наибольший накал дискуссий и политических страстей в белорусском социуме отмечался вокруг потенциального референдума. Кроме того, президентские поправки в конституцию Республики Белоруссия, в случае положительного для Лукашенко исхода референдума, должны определить новую расстановку сил в структуре государственной власти, - законодательная ветвь фактически потеряет свои (оставшиеся после первых двух референдумов предшествующих лет) формальные полномочия, окончательно уступив их исполнительной власти в лице президента республики. Да, и сама система принятия важнейших государственно-политических решений вне стен парламента, еще в большей степени снижала значение Национального собрания, которое и до этого имело весьма невысокий общественный рейтинг. Кроме того, новая редакция конституции позволяет Александру Лукашенко вновь и вновь выставлять свою кандидатуру на президентских выборах, поскольку предложенная им самим в телеобращении к народу редакция основного закона РБ уже не содержит ограничения в два срока для соискателей кресла главы белорусского государства. Нельзя совершенно исключать и дальнейшее развитие белорусского конституционного права в направлении делегирования права выборов президента Национальному собранию (как это практикуется, например, в Чехии, Венгрии).
7 сентября 2004 г. Лукашенко подписывает специальный указ № 431 о назначении республиканского референдума на 17 октября, совмещая его с выборами в нижнюю палату белорусского парламента. Фактически лидер Белоруссии вынес на референдум два вопроса (хотя уверял белорусских граждан, что один): 1. «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента; 2. Принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: "Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании."?" Особо в указе подчеркивается, что решение, принятое республиканским референдумом, имеет обязательную силу и является неотъемлемой частью Конституции Республики Белоруссия.
Очередные выборы депутатов Палаты представителей имеют ряд заметных отличий от предшествующих парламентских выборов. Так, предвыборная кампания рассматривалась официальной властью и оппозиционными структурами как решительная политическая акция в борьбе не только за парламентские кресла, но и вообще за рычаги управления республикой. При этом учитывался современный опыт новой организации государственных переворотов, в частности, в Югославии, в Грузии - управляемого внешними силами «перетекания» парламентских выборов, результаты которых якобы намеренно были сфальсифицированы правящим режимом, в чрезвычайные президентские. Это довольно актуально для республики, где большая часть белорусских граждан (54,4%) полагает, что президенту Александру Лукашенко необходимо сложить в соответствии с конституцией свои полномочия, а сам президент и его ближайшее окружение, напротив, прилагают значительные усилия для сохранения верховной власти в Белоруссии в собственных руках на более продолжительный срок.
Центральная комиссия Белоруссии по выборам и организации республиканских референдумов зарегистрировала 359 кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания, из них 78 – женщины. 137 кандидатов выдвинуто трудовыми коллективами, 71 – инициативными группами путем сбора подписей, 151 – политическими партиями. От партии Белорусский народный фронт (БНФ) зарегистрировано 24 кандидата, от Белорусской социально-демократической партии «Народная громада» (БСДП(НГ) – 25, Партии коммунистов белорусской (ПКБ) – 21, Коммунистической партии Белоруссии (КПБ) – 6, от Белорусской социально-демократической громады (БСДГ) – 8, Белорусской Либерально-демократической партии – 38, от Объединенной гражданской партии(ОГП) – 26, Социально-демократической партии народного согласия – 2, от Республиканской партии – 1. Почти 40% кандидатов, выдвинутых от оппозиционных структур, не были зарегистрированы. Среди них много довольно известных оппозиционных политиков, однако все оппозиционные лидеры, выдвинувшие свои кандидатуры в Палату представителей прошли этап регистрации без потерь. Кроме того, уже после прохождения рубежа регистрации по жалобам претендентов на места в списке кандидатов ЦИК республики расширил его, минимум на 40.
Несмотря на низкую активность белорусских граждан, отмеченную при проведении первого и второго референдумов, президентская администрация продолжает рассматривать референдумы в качестве важного института, позволяющего, прежде всего, продлевать существование сложившегося порядка государственного управления. Вместе с тем, власти республики были заинтересованы в проведении в парламент депутатов, лояльных президенту. Поэтому еще с осени прошлого года с целью взятия предвыборной ситуации, процесса подготовки референдума под полный контроль команда президента ограничила присутствие на информационном поле Белоруссии зарубежных, включая российские, средств массовой информации, а также решительно сократила количество внутренних информационных источников за счет закрытия неправительственных электронных и печатных СМИ. Александр Лукашенко на специальной встрече с руководителями государственных СМИ в Белтелерадиокомпании строго указал им, что перед ними стоит задача не растерять перед референдумом сторонников президента, которых насчитывается до 65%, помня о том, что хозяин у национальных средств массовой информации – государство, поэтому они обязаны выражать точку зрения государства.
Стоит подчеркнуть и то, что с весны 2004 г. были заморожены все работы, связанные с совершенствованием Избирательного кодекса РБ, а проблемы модернизации Кодекса стали замалчиваться государственными изданиями, перестали быть темами сюжетов Национального телевидения.
Радикальная белорусская оппозиция полностью проиграла до этого выборы в местные советы депутатов, что дало возможность президентской администрации в процессе выдвижения советами и исполкомами представителей в Совет республики, который начался 20 сентября и продолжится до 24 октября, провести на все места в верхней палате Национального собрания РБ сторонников президента Александра Лукашенко. Получив, таким образом, контроль за деятельностью Совета республики, Лукашенко уже обеспечил себе и ключевые позиции по манипулированию процессом разработки и принятия решений новым депутатским корпусом, по блокированию нежелательной для администрации законодательной активности нижней палаты и потенциальных инициатив со стороны отдельных депутатов или их групп. Это крайне важно, поскольку прерогативой Палаты представителей остается рассмотрение законопроектов по изменению и внесению дополнений в конституцию Белоруссии. Кроме того, депутаты нижней палаты парламента могут рассматривать и принимать законы о толковании основного закона республики. Поэтому сегодня для Лукашенко необходимо не только получить искомый результат в рамках референдума, но и используя информационный, административный и финансовые ресурсы государства, провести в Палату представителей максимальное количество лояльных нынешней власти, «управляемых» депутатов.
В условиях современной Белоруссии под термином «административный ресурс» понимается тотальный контроль за выборами и их результатами: процедура формирования избирательных комиссий «сверху», активное участие в предвыборной агитации и работе избирательных комиссий многочисленного аппарата чиновников исполкомов, других государственных органов, учреждений и правоохранительных структур, обход представителями властей избирателей «от двери к двери» для сбора подписей и агитации за «нужных» кандидатов, агитационная кампания в государственных электронных и печатных СМИ в пользу президента и его сторонников, создание правовых рогаток для неугодных режиму кандидатов, ликвидация неподконтрольных политических партий. В Белоруссии финансирование избирательной кампании каждого кандидата в Палату представителей осуществляется почти исключительно из государственного бюджета, на что выделяется минимальная сумма – до 500 долларов США. Привлечение внебюджетных средств в фонд кандидата в депутаты обставлено такими ограничениями, что делает его практически невозможным. В силу этого обстоятельства наибольшие шансы на выборах получают те «свои» кандидаты, которым власти республики намеренно оказывают все виды поддержки за государственный счет – скрытую финансовую, юридическую, информационную, материально-техническую и др.
К административному ресурсу следует отнести и такое патриархальное, недемократичное явление, сохранившееся с советских времен, как выдвижение кандидатов в депутаты на собраниях трудовых коллективов. Большинство предприятий в Белоруссии – государственные, их руководители назначаются правительством, республиканскими и местными властями и одобряются президентом. Поэтому и кандидаты выдвигаются соответствующие. В этом году, правда, впервые за всю историю независимой Белоруссии чиновники неожиданно столкнулись с таким явлением как массовое и открытое нежелание членов трудовых коллективов принимать участие в подобных собраниях. Больше всего вопросов у общественности остается по процедуре подсчета голосов избирателей, которую трудно контролировать, поскольку формирование избирательных комиссий находится в руках исполнительной власти, нет традиции составления на избирательном участке заверенной копии протокола подсчета голосов, а сам метод подсчета, особенно бюллетеней, поданных в ходе широко практикуемого досрочного голосования, не может не вызвать критики.
Успех президентской администрации в избирательной кампании во многом определен опорой на два мощных столпа белорусского государства – спецслужбы и централизованный государственный аппарат.
В Белоруссии специальные службы – Служба безопасности президента, КГБ, МВД – являются действенным актором политической жизни, имеют достаточно развитую структуру, солидное финансирование и осуществляют полный контроль за группами и отдельными политиками, деятельность которых может нести угрозу существующей власти. Генералитет специальных служб, силовых ведомств (министерства обороны, МЧС) предан президенту Лукашенко, поддерживает его политику.
Весьма многочисленный бюрократический аппарат республики (порядка 300 000 чиновников) занимает прочные позиции в системе государства и действует тем эффективнее, чем более понятные, соответствующие его внутренней консервативной философии задачи ставит перед ним глава государства. «Звериное чутье» высшего эшелона управленцев подсказывает им единственный путь самосохранения, политического и статусного «выживания», который в принципе не может быть совмещен с любыми вариантами системной модернизации, радикальными реформами экономики. Объективно нельзя ожидать от белорусских аппаратчиков проявления воли и мужества в плане глубоких социально-экономических, либеральных преобразований, инициативы «снизу», поскольку у большинства из них собственное миропонимание совпадает с охранительной позицией и государственными приоритетами президента. Отдельным высшим чиновникам сегодня хотелось бы видеть у руля государства другого политика, избавиться от «неудобного» Лукашенко. Однако они не способны активно содействовать смене главной фигуры в государстве, а при определенных обстоятельствах (невозможности Лукашенко исполнять далее свои обязанности, резкой и массовой общественной антипатией к нему) готовы легко променять его, но только на выходца из своей среды, который гарантирует им в будущем сохранение их положения и привилегий.
И, наконец, главное – в современной Белоруссии фактически нет разделения власти и собственности. Высший эшелон республиканской власти опирается на государственную собственность, что делает белорусскую бюрократию могущественной политической силой, недоступной никакому социальному и иному контролю. Все это объективно ведет к сверхмонополизации в экономике, абсолютизации политических функций и единовластию, постепенно трансформирующемуся в диктатуру и тяготеющему к подавлению конкурирующих групп и структур как в рамках политического спектра, так и на хозяйственной ниве. Сегодня собственность на все средства производства в Белоруссии сосредоточена в руках президента, который выступает не только как верховный управляющий, но и как носитель частной собственности на власть. На деле законность частной собственности в республике, которую власть только терпит в максимально ограниченном масштабе, полностью зависит от главы государства, от его прихоти. Такая централизованно управляемая модель государства при приоритете власти над собственностью должна характеризоваться как патриархально-азиатская. Она способствует всесильности государства, ликвидации общественного ресурса, позволяющего влиять на политическую власть, приводит к лишению гражданина демократических прав участия в управлении государством, прежде всего, через выборы. По этим параметрам Белоруссия не может считаться европейским государством.
Обращение президента Белоруссии к своему народу было буквально пронизано инстинктивным неприятием демократических принципов, недоверием к либерализму и стремлением законсервировать в республике национальную модель экономики, сложившийся (авторитарный, по сути) режим государственно-политической власти. Все это свидетельствует о том, что глубоких реформ, в которых нуждается республика, при Александре Лукашенко не следует ожидать, поскольку он, в силу своих личных, консервативных убеждений, ограничится, скорее всего, исключительно бюрократическими трансформациями, предпримет дальнейшие усилия по экономической автаркии, по реализации китайской формулы «опоры на собственные силы» и патронированию, ограждению от новаций закоснелой национальной хозяйственной структуры.
Такое поведение главы белорусского государства вполне объяснимо, учитывая отсутствие в Белоруссии среднего класса, рыночной экономики, полного разделения ветвей власти, развитых демократических институтов и традиций, в частности, институционализации политических партий. Имущественное расслоение в белорусском социуме незначительное, острых имущественных конфликтов не наблюдается, и во многом благодаря этому, несмотря на низкий уровень материального благосостояния, жесткий централизованный контроль государства и высокие налоги, большая часть населения предпочитает безмолвствовать. Сказывается и достаточно медленное повышение общего уровня образованности, культуры и политического сознания населения не только в сельской местности, но и в городах, за исключением Минска. Экономических, а тем более, политических свобод сегодня в Белоруссии добивается лишь незначительная часть общества, преимущественно западноевропейской ориентации. Еще дальше белорусы отстоят от осознания действительных причин экономической и социально-политической отсталости собственной страны, а если и ищут их, то за пределами Белоруссии, обвиняя в трудностях и недостатках некие внешние, коварные и враждебные суверенному государству силы (российских «олигархов», например).
Аргументы, которые привел в пользу своего участия в будущих президентских выборах Александр Лукашенко, далеко не новы – это его собственные заслуги (действительные и мнимые) по сохранению в республике порядка и спокойствия, по защите белорусского населения от неких посягательств врагов, по выводу белорусской экономики из кризиса, ограждению народного хозяйства от разграбления алчными зарубежными бизнесменами. Со свойственной ему всегда демагогией, белорусский лидер определил сам себя в качестве единственного гаранта, якобы способного уберечь белорусов от терроризма, вооруженных конфликтов, от участия в «международных авантюрах». Не смог избежать Лукашенко и соблазна прибегнуть к запугиванию своих граждан (если ему не дадут разрешение на участие в выборах) потрясениями, которые не только поставят под угрозу их жизнь и безопасность, но и жизнь, здоровье детей и внуков.
Со свойственной ему всегда демагогией, белорусский лидер определил сам себя в качестве единственного гаранта, якобы способного уберечь белорусов от терроризма, вооруженных конфликтов, от участия в «международных авантюрах». Не смог избежать Лукашенко и соблазна прибегнуть к запугиванию своих граждан (если ему не дадут разрешение на участие в выборах) потрясениями, которые не только поставят под угрозу их жизнь и безопасность, но и жизнь, здоровье детей и внуков.
Референдум или иное действо, направленные на пролонгирование полномочий нынешнего президента, были неизбежны, поскольку Александр Лукашенко не видит для себя иной достойной ниши в рамках политического пространства республики. К тому же воззрения самого белорусского лидера таковы, что он считает свою личную, верховную власть такой ценностной данностью, которую нельзя заменить никакой другой (ну, разве еще более высокой…). Лукашенко относится к тому типу политиков, которые считают (и не без основания), что потеря достигнутого благодаря исключительному стечению обстоятельств высокого положения будет означать для них не только политическую смерть, но и неизбежные преследования, а, возможно, и арест, лишение свободы.
3. Перспективы победы на выборах и тактика различных политических групп
В силу того, что исполнительная власть в республике переплелась с законодательной, и при отсутствии жестких конституционных барьеров к такому слиянию, вряд ли можно серьезно говорить о самостоятельности депутатов Национального собрания. Они объективно вынуждены придерживаться определенных «инструкциями» свыше границ законодательной деятельности, находятся в зависимости от президентской администрации и правительства, лишены возможности строить свою работу по принципу «свободного мандата». Выход белорусского парламента из тени президента и правительства, превращение Национального собрания в высший реальный институт законодательной власти, становление его как классического европейского парламента – дело будущего. Существующие белорусские реалии не позволяют надеяться на радикальные изменения в политическом и экономическом курсе республики только за счет активизации внутренних политических сил. Следовательно, результаты внутриполитической борьбы в Белоруссии, развитие политической ситуации там будут в определяющей степени зависеть от внешних факторов.
Дорабатывающие сейчас последние месяцы депутаты Палаты представителей (срок их полномочий истечет 21 ноября этого года) впервые в парламентской практике республики отработали свои четыре положенных года, заседая в парламенте на «профессиональной основе». Деятельность парламентариев, за исключением небольшой группы (12-13 человек) относительно независимых депутатов, в истекший период вполне органично увязывалась с направляющей и руководящей линией президента и его аппарата, являясь законодательным довеском исполнительной власти. Абсолютно все законопроекты, которые инициировались высшей властью республики, получили одобрение парламентариев.
Поэтому со стороны президентской команды первоначально наблюдалось явное стремление сохранить данный ресурс, путем проведения лояльного ей большинства нынешнего депутатского корпуса через октябрьские выборы без существенных потерь и с помощью всей административной базы госаппарата. Из 108 продолжающих сегодня работать депутатов нижней палаты Национального собрания 91 объявили о намерении баллотироваться на новый срок. Однако только 54 депутата были в итоге зарегистрированы ЦИК Белоруссии в качестве кандидатов, что можно расценивать как определенную сенсацию. Кроме того, не позволено было пройти барьер регистрации по формальным основаниям и большой группе кандидатов от всевозможных общественных движений и объединений, которые накануне выборов усиленно демонстрировали свою поддержку политическому курсу и лично Александру Лукашенко. Все это говорит о том, что за десять лет президентская администрация научилась использовать более тонкие и изощренные избирательные технологии. Нельзя, кроме того, и упускать из виду, что 17 октября главной целью для верхнего эшелона республиканской власти является все-таки победа на референдуме. Поэтому для обеспечения успеха на референдуме необходимо было создать необходимый благоприятный фон, как говорят шахматисты – пожертвовать пешку с тем, чтобы получить лучшее качество.
Есть и другое вероятное объяснение такого поведения ЦИК: республиканская комиссия следовала прямому указанию президента о том, что в новом депутатском корпусе до 40% мест должно принадлежать женщинам. Поэтому ЦИК РБ зарегистрировал 78 женщин в качестве кандидатов. Задача феминизации парламента вполне понятна, если исходить из того, что по своей биологической природе и менталитету большинство женщин более послушно власти, восприимчиво к ее указаниям и консервативно настроено. Женщины, как правило, не являются сторонницами радикальных реформ, планов глубинных социально-экономических преобразований. К тому же вполне естественно, что женщины-депутаты больше интересуются социальными вопросами – охраной материнства, организацией воспитания детей, медицинского контроля за их здоровьем, проблемами системы образования, помощью государства престарелым гражданам и т.п. Именно социальные программы всегда являлись сильным местом нынешнего президента, что уже само по себе способно обеспечить ему прочную поддержку со стороны женской части депутатов Палаты представителей.
Радикальная оппозиция, большей частью игнорировавшая, бойкотировавшая, либо «проспавшая» выборы-2000, столь небывало рано (с марта 2003 г.(!) и так яростно, напористо вступила в нынешнюю парламентскую гонку, если цена ее усилий, по утверждениям самих же оппозиционеров, в лучшем случае составит два-три депутатских мандата. Вероятно все же нельзя исключать неких решительных сигналов, твердых заверений извне, которые получила часть оппозиционного спектра, что и заставило руководство многих политических групп отложить на время межпартийную грызню и явно демонстрировать стремление к сближению с недавними политическими конкурентами. Белорусская оппозиция главным образом полагается на внешний фактор в рамках борьбы с правящим режимом, получает финансовую и организационно-материальную помощь от целого ряда западных фондов, имеет парламентское и дипломатическое прикрытие европейских и американских политических структур.
В целом, белорусские оппозиционные партии и группы в преддверии выборов сумели впервые за всю свою историю подойти довольно близко к реальной консолидации не только в плане достижения тактических целей, но и на платформе сближения собственных программ. По крайней мере пять оппозиционных партий («5+») – партия БНФ, Объединенная гражданская партия, Партия коммунистов Белорусская, Белорусская партия труда и Белорусская социал-демократическая Грамада, к которым примкнуло более 200 различных мелких групп и ассоциаций, смогли презентовать программу совместных действий под названием «Пять шагов к лучшей жизни». Только одна из оппозиционных партий, крайне радикальная, антирусская Консервативно-христианская партия (КХП) БНФ (в Белоруссии существуют две партии, именующие себя Белорусским народным фронтом) отказалась от участия в парламентских выборах. По всей видимости, это было сделано из-за опасения с треском провалиться. КХП обвинила другие оппозиционные общественные и политические объединения в «пособничестве режиму и предательстве национальных интересов в обмен на подачки Запада». Структуры КХП БНФ приступили к подготовке президентской предвыборной кампании их лидера Зянона Пазьняка (в настоящее время находится в США в добровольной эмиграции), который намерен выставить свою кандидатуру на президентских выборах летом 2006 г. Руководящий орган (сойм) уже принял решение о создании соответствующей инициативной группы.
Конечно, этот документ трудно квалифицировать как единую политическую платформу. Но когда столь различные политические структуры, продолжающие сохранять в своем партийном багаже принципиальные программные разногласия и имеющие часто полярно противоположные взгляды на будущее государственное устройство республики, сумели, по крайней мере, составить некий единый список кандидатов то это невольно наводит на мысль о сильной воле, пытающейся сложить нужное мозаичное панно из столь разношерстных, враждебных друг другу и разноцветных политических кусочков. Представители пятипартийной коалиции сами подтверждают наличие внешних сил, способствующих сложению механизма по расшатыванию существующего политического режима в Белоруссии в ходе выборов-2004, и зарубежной помощи. Правда, на деле оказалось, что поделить избирательные округа в ряде регионов оппозиционерам так и не удалось – т.н. дублеров зарегистрировалось больше, чем планировалось. Такая внутренняя конкуренция в среде оппозиционеров по конкретным избирательным округам еще больше ослабила их позиции.
Кандидаты от коалиции «5+» имеют минимальные шансы на победу в выборах, поскольку входящие в нее партии не являются многочисленными и авторитетными, они, как, впрочем, и другие партии оппозиционного спектра, не включены в существующую в республике политическую систему, являются маргинальными структурами. Над лидерами этого неустойчивого политического объединения довлеет груз прошлых политических провалов и поражений, и, что показательно, как раз на парламентских и президентских выборах. В рядах партийного руководства членов коалиции за последние годы, по сути, не произошло смены кадров, ядро этих структур закоснело, погрязло во внутренних интригах и вследствие этого оказалось не способным выдвинуть из своей среды новое поколение молодых, ярких и харизматических деятелей. Существующая власть во многом растеряла свой авторитет и поддержку населения республики, но имеющиеся сегодня в наличии и скомпрометировавшие себя группы организованной оппозиции, ориентирующейся на Западный альянс, не способны возглавить критическую массу недовольных людей, завоевать доверие белорусского электората.
В ходе предвыборной кампании деятельность оппозиционных партий и общественных объединений помимо решения чисто избирательных задач направлены на создание предпосылок для дискредитации итогов выборов в парламент и голосования на референдуме и обвинения властей в их фальсификации. С этой целью в Белоруссии с помощью западных структур формируется сеть т. н. независимого наблюдения. Создана двухступенчатая система подготовки кадров соответствующего профиля. Так в первой декаде сентября для функционеров оппозиционных партий и общественных объединений, входящих в Народную коалицию «5+» и Европейскую коалицию «Свободная Беларусь» американским Национальным демократическим институтом (NDI) был проведен семинар по подготовке инструкторов для организации в последующем порядка пятидесяти учебно-методических мероприятий по подготовке наблюдателей от партий. Всего предполагается подготовить необходимое количество «независимых» оплачиваемых наблюдателей для обеспечения последними почти тысячи избирательных участков по всей республике.
По решению представителей NDI семинары проводятся в основном за пределами Белоруссии. Так, наблюдатели из Брестской и Гродненской областей проходят обучение в Польше, Гомельской области – на Украине, Витебской и Могилевской областей – на территории Российской Федерации. Подобные семинары были организованы также (на Украине) фондом «Национальный вклад в демократию» (NED, США). Главная задача, которая ставится перед участниками семинаров – получение навыков по подготовке «протоколов выявленных нарушений», с последующей их передачей в органы ОБСЕ и Европейского союза.
Помимо обучения «независимых» наблюдателей соответствующую подготовку прошли и журналисты оппозиционных средств массовой информации. С середины лета в Словакии действуют курсы по специальному обучению «независимых» журналистов. Они созданы международной организацией «Артикль 19» при участии оппозиционной Белорусской ассоциации журналистов. (БАЖ). В ходе обучения особое внимание уделяется фиксированию нарушений прав журналистов со стороны властей и ограничений в получении информации с избирательных участков. Активное участие в работе названных курсов принимают корреспонденты западных, в первую очередь польских, изданий в Белоруссии.
Еще одним элементом «независимого» контроля за выборами и проведением референдума являются оппозиционные социологические службы, которые принимают активное участие в формировании отрицательного (по отношению к властям) информационно-психологического фона в республике. В настоящий период развернулась настоящая информационная война между проправительственными и антипрезидентскими социологическими структурами. Так, к примеру, в соответствии с исследованиями аналитического центра «Экоом» в конце августа 2004 г. за Александра Лукашенко готовы были голосовать 66,5% белорусских избирателей. Картину прямо противоположную рисуют данные, обнародованные иностранной социологической службой The Gallup organization/ Baltic surveys, в соответствии с которыми лишь 23% граждан Белоруссии готовы поддержать инициативы президента по изменению конституции. В любом случае доверять социологическим службам накануне выборов и референдума было бы весьма опрометчиво.
Кроме этого, оппозиционные социологические центры (в частности, Независимый институт социально-экономических и политических исследований, НИСЭПИ) намерены в самым канун выборов провести социологические замеры, результаты которых призваны стать «веским» доводом в пользу утверждения о фальсификации властями результатов голосования. Следует заметить, что уже с самого начала избирательной кампании «Партнерство» и другие «независимые» наблюдатели стали публиковать в оппозиционных СМИ и направлять в ОБСЕ, ПАСЕ и Евросоюз многочисленные отчеты о массовых нарушениях при проведении парламентских выборов в Белоруссии.
Со стороны международных организаций ход выборов будут отслеживать две группы наблюдателей. 18 членов наблюдательной группы от СНГ. Руководителем этой миссии является председатель Исполнительного комитета СНГ – исполнительный секретарь Владимир Рушайло. Вторую группу наблюдателей возглавляет посол Великобритании – Одри Гловер. Миссия в составе 32 человек, представляющих 17 стран, делегирована в Белоруссию Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Незадолго до дня проведения выборов ОБСЕ/БДИПЧ направит в Белоруссию 300 краткосрочных наблюдателей группами по 2 человека на каждый избирательный округ. Наблюдатели будут следить за открытием участков для голосования, процессом голосования, подсчетом голосов. Также в процессе наблюдения за ходом выборов будут участвовать 50 аккредитованных в Белоруссию сотрудников дипломатических миссий.
Избирательным кодексом республики предусматриваются три варианта выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты: от политической партии, от трудового коллектива или путем сбора подписей в свою поддержку от граждан (не менее тысячи). В условиях авторитарного режима наиболее позитивным путем выдвижения кандидатов в нижнюю палату парламента следовало бы признать последний. Однако жесткие сроки, определенные для регистрации инициативных групп «подписных кандидатов», и сам порядок их регистрации окружными избиркомами не выдерживают никакой критики. На этих выборах большинство кандидатов, подавших заявление на регистрацию инициативной группы, оказались беспартийными.
Из оставшихся на политическом поле Белоруссии после ликвидации властями республики БПТ 17 партий одиннадцать формально выдвинули своих кандидатов, но активно и реально участвуют в избирательной кампании только восеемь. Единственной партией, выдвинувшей своих кандидатов во всех 110 избирательных округах, стала пропрезидентская Либерально-демократическая партия (ЛДП). ЛДП такую тактику уже применяла на прошлых выборах 2000 года, однако тогда ей удалось провести в Палату представителей только одного депутата. Белорусский народный фронт (БНФ) выдвинул в кандидаты 52 функционера, Белорусская социал-демократическая грамада (БСДГ) - 16, Объединенная гражданская партия (ОГП) – 61, Партия коммунистов Белорусская (ПКБ) – 38, а Белорусская социал-демократическая партия (БСДП «Народная грамада») - 56. Вообще о падении престижа парламента РБ говорит тот факт, что количество претендентов на кресла депутатов Палаты представителей снизилось по сравнению с 2000 г. на 11,3% (в этом году документы на регистрацию кандидатами сдали 692 человека).
Депутаты нового состава Палаты представителей белорусского Национального собрания, как ожидается, будут преимущественно избраны по «разнарядке» президентской администрации. Они будут чувствовать себя обязанными команде президента, которая дала им шанс получить место в парламенте, связаны с верхушкой бюрократического аппарата власти, ее инструкциями и в значительно меньшей степени с наказами своих избирателей. Совершенно исключается при этом выражение интересов политических партий, фракций, отстаивание такими депутатами воли общественных объединений, следование умонастроениям и желаниям электоральных групп. Все затмит необходимость активной поддержки президента и правительства, или, по крайней мере, выражения лояльности к ним, толерантности к их политике.
Новый депутатский корпус, как представляется, изначально будет ориентирован не на отражение запросов и интересов электората, стремление отстаивать волю белорусских граждан, а на представление в стенах Национального собрания программных установок, сформулированных властной «верхушкой». В целом есть реальная опасность избрания, а точнее формирования «сверху» политически аморфного парламента, депутаты которого не будут тяготеть к критическому осмыслению стратегии и решений правящих кругов, а, тем более, к активному отстаиванию собственной позиции.
Такой возможный, оборот событий нанесет еще больший ущерб и так значительно пошатнувшемуся престижу Национального собрания РБ, а по большому счету неизбежно поставит и вопрос о степени легитимности подобного законодательного органа. С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что новый состав нижней палаты белорусского парламента будет уступать по уровню политической зрелости депутатам предшествующего, поскольку в депутатский корпус, скорее всего, придут люди далекие от политической деятельности, не стремящиеся самостоятельно разбираться в сложных проблемах государственного строительства и выработать свое видение стратегии развития республики.
4. Потенциальное воздействие референдума и парламентских выборов на процессы межгосударственной интеграции
Парламент Белоруссии второго созыва не смог за все годы своей деятельности выработать собственную позицию по отношению к интеграции с Россией, к созданию новых форм и видов межгосударственных объединений с другими странами СНГ. Тем более, трудно этого ожидать от нового депутатского корпуса. Вся стратегия потенциальной интеграции по-прежнему будет определяться президентом Республики Белоруссия и его ближайшим окружением.
Совмещение парламентских выборов и конституционного референдума послужило серьезным стимулом для консолидации практически всех антироссийских оппозиционных сил в Белоруссии. Белорусская оппозиция при активном содействии западных специализированных организаций достаточно серьезно подготовилась к нынешней предвыборной кампании. Особую активную поддержку оппозиции оказывают Национальный демократический институт (NDI, США), фонд «Национальный вклад в демократию» (NED, США) «Восточноевропейский демократический центр» (EEDC) и некоторые другие иностранные организации посредством организационной, методической и финансовой помощи.
Необходимо констатировать, что в Белоруссии нет ни одной пророссийской политической организации, что во многом объясняется тем, что со стороны Россиии отсутствует какой-либо интерес к этому вопросу.
Ответственные руководители Белоруссии, президент республики Александр Лукашенко вполне отдают себе отчет в том, что Белоруссия, как малое и слабое в экономическом, военно-техническом отношении государство, практически лишенное природно-сырьевых ресурсов, энергоносителей, не способно в одиночку, самостоятельно успешно развиваться и достигать значимых рубежей. Однако достижение на практике намеченных республиканским руководством амбициозных целей, включая удвоение в ближайшей перспективе ВВП, повышение в следующем году средней заработной платы по стране до 250 долл. США и др., президентская администрация и правительство РБ не связывают с реальной интеграцией в рамках российско-белорусского Союзного государства, с глубокой финансовой и экономической кооперацией в контексте Единого экономического пространства «четверки» (тем более СНГ). Предпочтение отдается внешнеполитическим действиям по созданию на возможно долгий срок у своих союзников и партнеров мнения, впечатления об искренней заинтересованности и приверженности интеграционным процессам, без масштабного и реального воплощения кооперационных программ в жизнь.
Такая политика обусловлена в первую очередь тем, что любые формы интеграционных моделей не воспринимаются высшими управленцами Белоруссии в силу того, что не гарантируют им приоритета в этих объединительных структурах, не позволяют реализовывать внутри них в полной мере собственные властные полномочия. Белорусская экономическая система не претерпела радикальных реформ и остается отсталой, демократические институты в республике развиты слабо. Однако белорусская властная элита продолжает считать национальную государственно-политическую систему и экономическую структуру единственно ценными и правильными. Подобная система ценностных ориентаций белорусской «горки» в значительной мере затрудняет создание любых надгосударственных и даже межгосударственных объединений с другими странами, поскольку они изначально выступают как разнородные, а, следовательно, крайне неустойчивые, со слабыми внутренними связями.
Белорусская национальная государственная модель, и это в очередной раз показал нынешний процесс подготовки и проведения референдума и парламентских выборов, устроена на основе объединения всех функций под личность Александра Лукашенко, фактически авторитарного главы государства. Такая личностная форма государственности уже по своей природе не может рассматриваться в качестве приемлемой для образования равноправных союзов, вхождения в конфедерации, а, тем более, федерации. Все это способствует консервации вяло протекающего процесса интеграции. Тем не менее, при определенных условиях (попытках Западного альянса ввести экономические и иные санкции против Минска) активизация объединительного движения со стороны президентской администрации возможна, но только в контексте группы кооперирующихся в сфере экономики, поставок энергоресурсов и сырья стран-союзниц.
Выводы:
1. Анализ ситуации в Белоруссии показывает, что в условиях полной концентрации политической и хозяйственной власти, финансовых ресурсов государства в руках президента и преобладания политического начала, выборы и референдум пройдут по сценарию президентской администрации. Победу на выборах 17 октября 2004 г. одержат сторонники Александра Лукашенко. Последний, несмотря на отсутствие масштабной общественной поддержки, выполнит важную для себя задачу – добьется избрания парламента, полностью лояльного главе государства. Абсолютное большинство мест в Палате представителей Национального собрания займут кандидаты, выдвинутые и поддержанные властью. Состав нижней палаты будет значительно обновлен, только половину нового депутатского корпуса, как можно ожидать, составят действующие депутаты второго созыва. В палате, согласно указаниям президента, появится большая группа новых депутатов-женщин.
2. В результате республиканского референдума главе белорусского государства Александру Лукашенко 17 октября с.г. будет разрешено баллотироваться в президенты на третий срок. Конституция Республики Белоруссия по итогам «совета с народом» будет одновременно изменена – из основного закона будет изъята норма, ограничивающая двумя сроками пребывание одного лица на посту президента страны. По официальным данным, как можно прогнозировать, за такое решение (принимая во внимание потенциальные фальсификации результатов голосования со стороны властей) выскажутся 65 -70% белорусских граждан, принявших участие в референдуме. Реальное соотношение сторонников и противников нынешнего президента, выявившееся в ходе республиканского референдума, будет, скорее всего, скрыто от общественности. Первый президент Белоруссии Александр Лукашенко, таким образом, получит право снова и снова выставлять свою кандидатуру на высший государственный пост.
3. Белорусская радикальная оппозиция, скорее всего, потерпит очередное сокрушительное поражение на парламентских выборах, которые пройдут в спокойной обстановке. Представителям коалиции политических партий «Пятерка плюс» не удастся разогреть политическую ситуацию, оппозиция может вообще оказаться без депутатских мандатов. Вместе с тем нельзя исключать, что по соображениям, касающимся признания со стороны международного сообщества референдума и выборов легитимными, одного - двух оппозиционных лидеров власти допустят в нижнюю палату Национального собрания. В силу этого обстоятельства не потеряли шансов на успех Сергей Калякин (ПКБ), Николай Статкевич (БСДП «НГ»), Александр Добровольский (ОГП) и ген. Валерий Фролов (депутатская группа «Республика»). Не приведет к положительному (для политических оппонентов режима) результату и акция оппозиции в рамках республиканского референдума под девизом «скажи НЕТ Лукашенко».
4. Политический курс белорусского республиканского руководства, учитывая консервативные взгляды главы государства, после парламентских выборов и референдума не претерпит глубоких изменений. Президент Белоруссии Александр Лукашенко сохранит хорошие шансы на то, чтобы быть избранным летом 2006 г. на третий срок подряд. Однако, и Лукашенко полностью отдает себе в этом отчет, для этого необходимо отказаться в ближайшей перспективе от любых радикальных реформ, которые объективно нарушат стабильность, существующую благодаря устоявшейся государственной модели. Для белорусского народа победа нынешнего главы государства на выборах будет означать не только сохранение неэффективной экономической структуры, препятствующей выходу из бедности, но и активизацию процесса свертывания начальных форм демократии и усиления авторитаризма.
5. Мандат на управление республикой в результате выборов и референдума останется в руках партии власти – национальной бюрократии. Противоборство политических сил, отстаивающих определенные ценности или интересы, в Национальном собрании третьего созыва исключено. Процесс дальнейшего формирования политических групп, партий и общественно-политических организаций оппозиционного спектра в Белоруссии будет по-прежнему идти вне стен парламента. В случае возрастания значимости внепарламентских политических структур (пока они недееспособны) возникнет ситуация, которая дестабилизирует обстановку в республике.
6. Оппозиция впервые в ходе предвыборной борьбы смогла сгладить противоречия в своей среде, достичь соглашения между рядом различных политических групп. Перед президентскими выборами 2006 г. оппозиционные структуры постараются достичь соглашения с основными электоральными группами, используя свое интеллектуальное превосходство над бюрократическими политиками и их промахи.
7. Белоруссия останется страной с сильным президентским правлением, но со слабым парламентом, не способным осуществлять демократические реформы и власть. Депутатский корпус в еще большей степени станет испытывать давление президентской администрации, продавливающей новые и новые конституционные полномочия и права для президента. Белорусские граждане сохранят свою почти полную зависимость от государственного аппарата, выборы и референдум осложнят движение общества к позитивной свободе.
8. Совсем исключать смену политического режима в Белоруссии в 2006 г. нельзя. Такая трансформация возможна, но не как результат победы политической стратегии оппозиции, а в случае выхода на авансцену республики нового харизматического лидера из той когорты политиков, само появление которых как удар молнии.
9. Существенного изменения внешней политики Белоруссии после выборов и референдума не произойдет. В процессах равноправной интеграции со странами СНГ белорусское руководство в целом не заинтересовано, идеи о создании любых наднациональных органов президентская администрация Александра Лукашенко отвергает. Активизация интеграционной политики возможна только в случае применения в отношении Белоруссии экономических и иных санкций со стороны Евросоюза или(и) США.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |