Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
20 - 27 сентября 2004 г., Белорусский рынок
Семен Калмыков
Беларусь готовится присоединиться к общеевропейской системе транзита. Государственный таможенный комитет (ГТК) Республики Беларусь планирует масштабную реорганизацию таможенных органов страны, в результате которой на их базе будет создана отдельная оперативная служба. ГТК также проводит мероприятия по присоединению Беларуси к общеевропейским процедурам транзита, что позволит сократить издержки на таможенное оформление товаров.
На состоявшейся 16 сентября пресс-конференции председатель ГТК Александр Шпилевский сообщил, что в ближайшее время предполагается создание так называемой оперативной таможни в Минске, которая будет способна в течение одного дня "закрыть" любой пункт пропуска по предписанию председателя комитета. При этом "проштрафившиеся" должностные лица таможни будут отстраняться от исполнения своих обязанностей. Их оперативно заменят другие подготовленные сотрудники, которые будут находиться в этом пункте столько, сколько понадобится. "Лица должны подбираться внутри системы, формироваться, располагаться, въезжать в любую зону таможенного контроля и заменять те посты, которые мы не можем контролировать или считаем, что их держать нецелесообразно. Особенно на тех направлениях, которые не имеют нормальной кадровой подготовки", — отметил глава ГТК.
Количество самих таможен, которых сейчас 13, планируется сократить почти наполовину. Предполагается, что структуры борьбы с контрабандой, управления собственной безопасности будут выведены из штата комитета и объединены в единый блок. А. Шпилевский подчеркнул, однако, что это лишь его собственный подход, который еще должен быть рассмотрен правительством и главой государства. Если руководство страны не согласится с этими предложениями, будет выработана иная схема. По словам руководителя таможенной службы, он хотел бы иметь возможность в случае необходимости "закрыть" на время границу в любой зоне таможенного контроля. При этом А. Шпилевский в своей "службе и границе уверен", но отдельные последние события убедили его в необходимости изменить систему таможенного контроля и досмотра, чтобы сделать ее более совершенной.
Как отметил глава ГТК Беларуси, разработка концепции реорганизации и формирования новой структуры таможенных органов ведется с начала нынешнего года и в октябре-ноябре будет представлена на рассмотрение главы государства. Сам документ будет довольно объемным — 150-200 страниц. Специалисты, однако, полагают, что решить проблемы таможенных органов одними кадровыми перестановками и реорганизациями не удастся. Проблема, по большому счету, заключается в запутанности белорусского таможенного тарифа и сложности таможенных процедур. Пока же эта проблема не будет решена, всегда найдутся и предприниматели, желающие выдать женские колготки за детские, чтобы сэкономить на платежах, и таможенные чиновники, способные помочь им в этом за определенное вознаграждение. Только решение этой проблемы не входит в компетенцию ГТК.
А. Шпилевский заявил также, что ГТК не будет контролировать уплату НДС в торговле с Россией при переходе стран с 1 января 2005 г. на принцип косвенного налогообложения по стране назначения товара. "Налоги будут идти через Министерство по налогам и сборам, а также через его структуры. Контроль за уплатой косвенных налогов будут осуществлять налоговые органы по месту постановки на учет налогоплательщика России и Беларуси. Таможенный комитет к этой теме отношения не имеет", — прокомментировал глава белорусской таможенной службы опасения ряда экспертов по поводу того, что переход на взимание косвенных платежей по принципу страны назначения в торговле Беларуси и России приведет к восстановлению таможенных границ с целью контроля за перемещением товаров.
В свою очередь начальник управления организации таможенного контроля ГТК Сергей Борисюк сообщил, что таможенным комитетом проводятся мероприятия по присоединению Беларуси к системе таможенного контроля за грузами, следующими по территории Европейского Союза (общеевропейская процедура транзита), с применением новой компьютеризированной транзитной системы NCTS (New computerized transit system). По его словам, в настоящее время таможенный комитет совместно с таможенными службами России и Украины рассматривает вопрос внедрения отдельных элементов NCTS на территории этих государств. "В результате консультаций с соответствующими органами Евросоюза было установлено, что пока Беларусь не может присоединиться к общеевропейской процедуре транзита", — сообщил специалист. По его данным, в настоящее время выполняются мероприятия по унификации белорусских документов с используемыми при общеевропейской процедуре транзита, а также по максимальному приближению белорусской системы обеспечения уплаты таможенных платежей к европейской.
Новая компьютеризированная транзитная система позволяет значительно упростить процедуру таможенного оформления товаров, перемещаемых между странами ЕС и сопредельными государствами, — процедура оформления грузов сокращается до 10-15 минут. На таможенном посту перевозчик представляет пакет товаросопроводительных документов. Данные передаются в электронном виде в единую автоматизированную информационную систему главного таможенного органа страны, преобразуются там, затем поступают в таможенные органы страны ЕС и общеевропейскую систему NCTS, после обработки этой системой электронная копия возвращается назад, где таможенный инспектор распечатывает документ с уникальным номером, присвоенным ему системой. Полученная электронная копия единого административного документа предъявляется при транзите таможенным органам стран ЕС.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |