Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Кирилл Фролов
Европейские структуры и американские политические круги и СМИ как демократического, так и республиканского лагеря, высказали свою недвусмысленную поддержку Виктору Ющенко. В условиях нарастающей международной изоляции нынешних Президента и Премьера остается надежда только на матушку-Россию. И это хорошо. Важно, чтобы Россия проявила политическую волю и настояла на претворении пророссийских деклараций Януковича в конкретные действия.
Конгрессу США предлагают ввести санкции против Украины.
15 сентября калифорнийский депутат-республиканец, член комитета по международным делам и председатель подкомитета по космосу и аэронавтике конгрессмен Дана Рорабахер внес законопроект «Для поддержки демократии, свободных, честных, прозрачных выборов и соблюдения прав человека и верховенства права в Украине» в Палату представителей.
Законопроект, который он подал, в случае одобрения может сделать всю нынешнюю украинскую власть невыездной в страны западного мира.
Пятая статья документа называется «Санкции против украинского правительства». Согласно документу, Украина будет поддаваться ежегодной сертификации, где будет анализ событий в ней.
Сертификат будут выдавать только если официальный Киев будет придерживаться трех пунктов требований. Цитируется дословно:
Первое: проведение свободных, честных и прозрачных президентских и парламентских выборов, которые полностью отвечают стандартам ОБСЕ о демократических выборах и проводятся в сотрудничестве с соответствующими организациями ОБСЕ и Советом Европы.
Второе: прекращение всех форм давления и репрессий против средств массовой информации, независимых профсоюзов, негосударственных организаций, религиозных организаций и политической оппозиции.
Третье: отзыв и прекращение политически мотивированных судебных обвинений против представителей оппозиции и независимых журналистов.
Если эти три пункта не соблюдены, сертификата нет. Тогда, как предусматривает законопроект, «президент США должен отдать приказ о немедленном применении санкций против Украины».
Санкции изложены в подразделе (с).
Пункт 1 «Отказ во въезде в Соединенные Штаты Америки». «Президент США может приказать Министру внутренней безопасности запретить въезд в США любому иностранцу, если он:
– высшее должностное лицо действующей власти Украины, или
– жена/муж, несовершеннолетний ребенок или их доверенное лицо.
Пункт 2 касается «конфискации имущества в США».
Американский президент должен приказать Министерству финансов определить и конфисковать личное имущество и личные финансовые счета в США, полученные нечестным или незаконным путем, любым иностранцем, если он:
– высшее должностное лицо действующей власти Украины;
– жена/муж, несовершеннолетний ребенок или их доверенное лицо.
Под определение «высшее должностное лицо» подпадает:
– президент, премьер-министр, вице-премьер-министры, министры; главы и члены госкомитетов, включительно с Центризбиркомом и местными избирательными комиссиями; работники администрации президента; члены парламента; главы Службы безопасности, Государственной налоговой администрации и Государственной таможенной службы;
– любое должностное лицо в правительстве, которое лично подавляет свободу и сдерживает свободные, честные и прозрачные выборы в Украине, включая судей, работников правоохранительных органов, прокуроров, председателей областных администраций, мэров;
– любое другое лицо, определенное госсекретарем США таким, которое лично занимается разработкой политики или выполнением деятельности, которая противоречит международно признаным правам человека и свободным, честным и прозрачным избирательным стандартам.
Пункт 3 – «запрет займов и инвестиций». Касается санкций как против конкретных руководителей Украины, так и государства. Президент США должен отдать приказ о запрете:
(А) любому агентству США, включая Экспортно-импортный банк США и Корпорацию частных иностранных инвестиций, предоставлять займы, кредитные гарантии, страхование, финансирование или другую подобную финансовую помощь властям Украины (кроме гуманитарной помощи и сельскохозяйственных и медицинских товаров);
(Б) Агентству США по торговле и развития предоставлять любые средства для любой деятельности или проектов Агентства в Украине.
Пункт 4 законопроекта адресован «международным финансовым организациям». Президент США должен приказать министру финансов, чтобы представители Америки в таких организациях голосовали против продолжения любого займа, финансовой или технической помощи или гранта для правительства Украины (кроме займов и помощи в гуманитарных целях).
Президент США может отказаться от применения санкций в трех случаях:
(А) если он считает, что делает это с целью защиты национальных интересов США;
(Б) если новый президент Украины, избранный в ноябре 2004 года во время выборов избежал злоупотреблений и нарушений и пообещал провести свободные, честные и прозрачные выборы в парламент в марте 2006 года;
(В) в случае применения какого-либо пункта против лица, которое прямо или непосредственно не причастно к злоупотреблениям и нарушениям во время выборов.
Статья 4: президент США должен координировать с другими странами – в частности, с европейскими – стратегию для достижения целей этого закона. Кроме другого предлагается, чтобы американская администрация поощрила другие страны принять похожие меры к Украине.
Кроме санкций, законопроект содержит беспрецедентно резкие оценки нынешней ситуации:
«Выборы, проведенные властью Украины на протяжении последних десяти лет, не отвечали критериям свободного выбора, честности и прозрачности, что предусмотрено ОБСЕ и Европейскими демократическими стандартами.
Георгий Гонгадзе, Игорь Александрова и прочие независимые журналисты в Украине, которые поддерживали демократию и публиковали критические материалы о действиях власти, были убиты или исчезли.
Бывшие официальные лица Украины заявили и предоставили доказательства, что высшие должностные лица настоящей власти имеют отношение к исчезновениям.
Нынешняя власть в Украине, возглавляемая президентом Леонидом Кучмой и премьер-министром Януковичем:
– постоянно преследует и поддает репрессиям независимые масс-медиа, независимые профессиональные союзы и журналистов;
– активно подавляет свободу слова и высказываний и стимулирует замалчивание на национальных телеканалах главных кандидатов демократической оппозиции;
– использует милицию для блокирования передвижения оппозиционных кандидатов и отказывает самолетам оппозиционных кандидатов приземлиться в аэропортах городов, где проходят предвыборные встречи;
– использует мусоровозы и бульдозеры государственных и муниципальных предприятий, чтобы заблокировать доступ избирателей к местам встреч с оппозиционными кандидатами;
– не позволяет оппозиционным кандидатам арендовать государственные помещения и общественные места для встреч с избирателями;
– задерживает почтовые доставки оппозиционной литературы.
Вопреки нынещним и бывшим заявлениям президента Кучмы и премьера Януковича, что будущие выборы будут свободным, честными и прозрачными с честным подсчетом голосов, президентские выборы в 1999 году, референдум 2000 года, парламентские выборы в 2002 году и довыборы в парламент и выборы мэров городов, включая выборы в Мукачеве, были признаны ОБСЕ и другими наблюдателями как полностью нечестные».
(по материалам «Украинской правды», 18.09.2004)
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |