Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Независимая Молдова»,
15 сентября 2004
- Владимир Николаевич, почему Вы не поехали в Астану?
- Вы знаете, что в Астане одновременно проходят два саммита - СНГ и стран Единого Экономического пространства. Повестка дня саммита СНГ такова, что присутствия премьер-министра Молдовы на этом мероприятии вполне достаточно. С другой стороны, ключевые темы и наиболее интересные подходы рассматриваются в рамках встречи четверки - глав государств ЕЭП - России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Это очень высокий уровень прагматики, президентам этих стран есть о чем говорить, у них есть реальная, а не виртуальная повестка дня. И эта встреча - главное событие в Астане. А саммит СНГ - это такая организованная массовка вокруг этого основного блюда.
- Что же мешает Молдове приблизиться к странам, строящим единое экономическое пространство? Почему мы не вошли в ЕЭП?
- Почему? По двум причинам. Во-первых, даже, если бы мы очень хотели войти в ЕЭП, это было бы исключено. Нас бы туда не приняли. В эту организацию не попали даже такие страны, как Киргизия и Таджикистан, входившие некогда в таможенный союз и ЕВРАЗЭС. В эту организацию не вошла Армения. Все эти страны, включая нашу страну, - члены ВТО, что исключает вхождение в ЕЭП. А для России, Украины, Белоруссии и Казахстана наиболее оптимален как раз путь синхронного вхождения во Всемирную торговую организацию. И это, кстати говоря, одна из основных причин возникновения ЕЭП: двигаться вместе, по единому плану.
Во-вторых, Республика Молдова твердо определилась в своих интеграционных приоритетах. Нынешней осенью будет подписан двусторонний план "ЕС-Молдова". И это очень важное событие, во многом обязывающее нашу страну модернизировать не только законодательство, но и весь государственный менеджмент.
- И что же теперь будет с СНГ?
- Я считаю, и с этим согласны практически все президенты СНГ, что потенциал Содружества не используется в полную силу. Мы очень активно сотрудничали все годы в структурах СНГ, предлагали пути реформирования Содружества. Выдвигали даже идею необходимости дальнейшего строительства СНГ на основе правовых стандартов Европейского союза. За последнее время Молдова поставила даже своеобразный рекорд по числу ратифицированных соглашений. Но СНГ так и осталось просто клубом государств, входивших когда-то в СССР. И все! Интеграционная динамика СНГ идет на спад. Но, тем не менее, мы дорожим сложившейся в СНГ системой многосторонних отношений. Это лучше, чем ничего. Эта система не противоречит европейскому выбору Молдовы, а углубленная интеграция Молдовы в европейские структуры не требует выхода из Содружества.
- У многих вызывает тревогу определенная напряженность в отношениях между Украиной и Молдовой. Обращают внимание и на то, что Украина не ратифицировала подписанный договор о свободной торговле между нашими странами. Международные структуры высказывают озабоченность прямой и открытой поддержкой со стороны Украины политики, которую проводят лидеры Приднестровья. Какова будет динамика дальнейших отношений с Украиной?
- На днях я направил господину Виктору Януковичу довольно откровенное письмо. В нем приводились все конкретные факты прямого соучастия представителей украинских властей в контрабанде на приднестровском участке молдавско-украинской границы. Полагаю, что уважаемый премьер сумеет вернуть Украину в рамки соблюдения международного права и традиционно добрых отношений между нашими странами и народами.
Со своей стороны, мы не просто сожалеем о происходящем, мы используем и будем использовать все существующие инструменты для того, чтобы зарвавшиеся чиновники соседнего государства научились уважать границы Молдовы, ее суверенитет и территориальную целостность. Особо возмущает то, что вся эта чиновная рать, находящаяся на подкормке у приднестровских олигархов, все время пытается прикрыть свои действия интересами населения Приднестровья.
- Вы думаете, что в Приднестровье все еще верят в искренность этих заявлений о заботе и защите?
- Думаю, что наивных в Приднестровье осталось немного. Почти каждый день я встречаюсь с людьми из этого региона. Это и простые люди, и предприниматели, и депутаты Верховного Совета. Знаете, за последние два года настроения сильно изменились. Народ в Приднестровье устал быть прислугой на пиру зарвавшихся политиканов. Люди хотят жить в условиях признанной страны, нормальных законов, носить в карманах реальные, а не фальшивые паспорта, получать высокую пенсию и зарплату. Приднестровский бизнес не может эффективно работать в условиях двойных стандартов, он вырос до серьезных и ответственных международных контрактов, а от него требуют соблюдения правил времен 1937 года.
В угрозу молдавской агрессии никто уже не верит в Приднестровье, включая рядовых работников милиции и спецслужб. Другое дело, что очень многие в Приднестровье рассчитывали на то, что экономические мероприятия нашего правительства получат серьезную внешнеполитическую поддержку с Востока, и нам удастся, наконец, создать единое экономическое пространство на обоих берегах Днестра. Однако, к сожалению, поддержка пришла не к предприятиям и населению, а, как всегда, к полутора десятку непотопляемых авторитетов. Но думаю, что это всего лишь первая реакция. У России есть сегодня самые серьезные основания корректно и всесторонне оценивать то, что происходит в Приднестровье.
- Считаете ли Вы, что приднестровский вопрос можно решить иначе, чем путем политического диалога, путем переговоров?
- Напротив, только путем переговоров, только путем диалога и всестороннего компромисса можно и нужно решать приднестровский вопрос. Альтернативы политическому урегулированию нет.
Но с сегодняшними главарями приднестровского региона нам не о чем говорить. Уверен, что с таким ответом сегодня согласятся уже не только в Европе, но и в Москве и Вашингтоне. Наша же общая задача, вместе с посредниками, помочь жителям Приднестровья найти себе новых, ответственных представителей своих интересов, политиков, способных мыслить в соответствии с современными демократическими реалиями. Таких людей в Приднестровье немало. Уверен, что именно за ними будущее и успех мирного и окончательного урегулирования проблемы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |