Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Хроника

14 сентября. Посол Казахстана в Китае Жаныбек Карибжанов сообщил, что строительство нефтепровода "Атасу - Алашанькоу" начнется в сентябре и завершится, как ожидается, в конце 2005 года.

Дипломат на пресс-конференции сказал, что после создания нефтепровода из Казахстана в Китай ежегодно будет поступать 10 млн нефти. Он заверил, что данный показатель был определен специалистами двух стран в результате глубокого анализа.

Ж. Карибжанов отметил, что Казахстан - открытая страна с рыночной экономикой, он будет приветствовать, если другие страны станут осуществлять поставки нефти на китайский рынок с использованием этого нефтепровода. "Считаю, что после строительства нефтепровода другие страны встанут в очередь за получением права на его использование," - с улыбкой сказал дипломат.

Вместе с тем посол дал понять, что благодаря тщательной подготовительной работе казахстанской и китайской сторон, включая разработку мер по обеспечению безопасности нефтепровода, стороны будут способны "защитить его от террористических атак".

Длина нефтепровода "Атасу - Алашанькоу" составит около 1000 километров. Он станет важным участком нефтепровода, связывающего западную часть Казахстана с западными районами Китая, общая протяженность которого превысит 3000 километров. Этот крупный проект станет составляющей частью китайского стратегического энергетического коридора Запад-Восток, в который войдут также нефтепроводы по транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов на западе Китая. Этот коридор сыграет важную роль в освоении нефтяных запасов западных районов и обеспечении энергетического снабжения восточной части страны.

14 сентября. К реализации проекта многоразового пилотируемого космического комплекса "Клипер-Зенит" с казахстанской стороны будут привлечены космодром Байконур, а также организации по обеспечению экологической безопасности района падения.

Об этом в Астане на 15-м заседании Группы высокого уровня (ГВУ) по формированию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана, России и Украины сообщил вице-министр иностранных дел Украины Владимир Макуха.

Наряду с Байконуром, предполагается задействовать "крупные силы Российской Федерации и Беларуси - "Энергия", НПО им. Лавочкина, "Энергомаш" и другие предприятия по производству комплектующих. На заседании ГВУ разработка технико-экономического обоснования проекта с учетом предложений государств-участников ЕЭП была поручена украинской стороне.

"Клипер-Зенит" должен прийти на смену пилотируемым кораблям типа "Союз" и предназначен для доставки экипажа численностью до 6 человек на низкую околоземную орбиту и возвращения их на Землю.

"Особенности проекта таковы - его исполнение предполагается осуществить в несколько этапов. Первый ориентировочно рассчитан на 2004-2008 годы. Будут обеспечены экспериментальные запуски беспилотного варианта кораблей "Клипер-Зенит". Стоимость проекта оценивается в 15 млн. долларов. Второй этап - 2009-2013 годы. Ожидается выполнение пилотируемых запусков кораблей под государственным правом Российской Федерации, а также по международным программам NASA и Европейского космического агентства. Затраты составят около 70 млн. долларов. Завершающий этап - это дальнейшее повышение уровня безопасности пилотируемого космического комплекса на всех этапах эксплуатации. Его стоимость – 35 млн. долларов", - сказал В.Макуха.

15 сентября. Как сообщили в штаб-квартире Североатлантического альянса в Брюсселе, НАТО создает пост специального уполномоченного по Кавказу и Ср.Азией.

В задачи назначенного на пост уполномоченного Роберта Ф. Симмонса младшего - бывшего советника государственного департамента США - входит поддержание связей с правительствами находящихся в регионе государств.

Одновременно за Симмонсом, непосредственно подчиненным на данном направлении генеральному секретарю НАТО Яапу де Хоопу-Схеферу, сохраняется занимаемое им в Брюсселе кресло заместителя главы департамента политики и безопасности альянса.

Учреждение данного поста является реализацией решения глав государств и правительств НАТО, принятого во время июньского саммита в Стамбуле.

16 сентября. По распространенной Интерфакс-АФИ, со ссылкой на The Wall Street Journal, информации, правительство Казахстана вновь подало заявку на покупку 17-процентной доли в международном консорциуме Agip KCO, ведущем нефтеразведочные работы на Кашаганском месторождении.

Министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Владимир Школьник пообещал, что в случае если правительство страны купит долю в Кашаганском проекте, оно не станет перепродавать ее Китаю.

Пекин был первым среди подавших заявку на покупку доли британской BG Group в международном консорциуме после того, как компания выставила ее на продажу в прошлом году. Однако участники Agip KCO заявили о своем приоритетном праве приобрести долю BG. Затем в процесс вмешался Казахстан, заявивший о стремлении частично вернуть контроль над своими природными ресурсами.

Правительство Казахстана намерено заплатить рыночную цену за долю в проекте, отметив, что Китай предлагал сумму в размере 1 млрд. долл., тогда как реальная сумма близка к 1,3 млрд. долл. Стоимость доли BG ранее оценивалась в 1,23 млрд. долл.

17 сентября. Президент РК Нурсултан Назарбаев на встрече с представителями казахстанских СМИ предложил ряд структурных реформ управленческого аппарата на центральном и местном уровнях.

Н. Назарбаев, в частности, предложил упразднить агентства, подчинявшиеся ранее непосредственно правительству, и преобразовать их в комитеты при министерствах за исключением трех агентств: Агентства по борьбе с экономической преступностью и коррупцией (финансовая полиция), Агентства по земельным ресурсам и Агентства по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. Министерство информации и министерство культуры предлагается преобразовать в министерство культуры, информации и спорта, Агентство РК по чрезвычайным ситуациям в министерство по чрезвычайным ситуациям.

Глава государства подчеркнул, что предложенная им реформа направлена на "адаптацию управленческого аппарата к требованиям сегодняшнего дня". Также необходимо исключить дублирующие функции и "кураторство сверху вниз".

Назарбаев сказал, что "мы долго работали над этой программой" и привлекали к этой работе иностранных специалистов.

17 сентября. Президент КиргизииАскар Акаев: "В СНГ есть необходимые механизмы для нанесения превентивных ударов по терроризму". Об этом глава Кыргызстана заявил на пресс-конференции в Астане, состоявшемся после заседания Совета глав государств. Как сообщает Казинформ, А. Акаев в частности, сказал: "Я являюсь решительным сторонником стратегии нанесения превентивных ударов. Несколько лет назад у нас не было механизмов, позволяющих использовать современные методы борьбы с терроризмом, сегодня же мы их имеем".

При этом А. Акаев отметил, что таким механизмом является Организация Договора коллективной безопасности, силы быстрого развертывания в центрально-азиатском направлении. "Недавние совместные военные учения "Рубеж-2004" показали блестящие результаты. Мы убедились в том, что возможно с высокой результативностью наносить превентивные удары для уничтожения террористов", - отметил президент Кыргызстана.

19 сентября. По мнению президента РК Н. Назарбаева, министерство охраны окружающей среды в связи с необходимостью концентрации усилий в природоохранном направлении следует преобразовать в министерство экологии и природных ресурсов.

По словам Н. Назарбаева, министерству должны быть переданы контрольные функции министерств энергетики и сельского хозяйства по охране недр, лесных, водных и рыбных ресурсов, а также животного мира. Президент подчеркнул, что "хозяйственные функции и ведомственный контроль в сфере лесного, водного и рыбного хозяйства останется в ведении министерства сельского хозяйства".

Кроме того, президент считает, что министерство сельского хозяйства должно сконцентрироваться на "эффективной реализации агропродовольственной политики и повышении конкурентоспособности сельскохозяйственного производства в свете предстоящих задач по вступлению в ВТО".

19 сентября. Бюджет Объединенной системы ПВО СНГ в 2005 году увеличится почти втрое. Такое решение принято на проходившем в Астане заседании глав государств СНГ, сообщило РИА "Новости" со ссылкой на администрацию президента Казахстана.

"Главы государств Содружества на заседании в Астане приняли решение выделить в 2005 году на развитие Объединенной системы ПВО 2,3 миллиарда рублей. Это почти втрое превышает объем средств, выделенных на эти цели в 2004 году, который составил 800 миллионов рублей", - отметили в администрации.

По информации администрации, в 2005 г. в рамках развития Объединенной системы ПВО запланировано проведение совместных оперативных тактических учений и учебно-методических сборов, ряд других совместных мероприятий.

В объединенную систему ПВО СНГ в настоящее время входят: Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Украина участвует в мероприятиях Объединенной системы ПВО Содружества на двусторонней основе.

19 сентября. В Казахстане состоялись выборы в нижнюю палату (Мажилис) парламента страны.

 На 77 мандатов (10 из них определятся в результате соперничества 12 политических партий и блоков, 67 - по одномандатным округам) претендуют около 550 кандидатов. Пропрезидентских партий - 5, включая блок АИСТ (Аграрно-индустриальный союз трудящихся). Оппозиционных – 4: Демократический выбор Казахстана (ДВК) и Коммунистическая партия Казахстана (КПК), образовавшие право-левый блок; появившийся в апреле 2004 года «клон» КПК Коммунистическая народная партия (КНПК); и умеренные оппозиционеры, партия «Ак жол» («Светлый путь»). Еще одна оппозиционная партия - Республиканская народная (РНПК), возглавляемая находящимся в вынужденной эмиграции экс-премьером Акежаном Кажегельдиным, - не прошла перерегистрацию и к выборам не допущена.

20 сентября. Начался визит в Киргизскую Республику управляющего директора крупнейшей энергетической компании Ирана "SUNIR" А. Кадходаи, прибывшего в КР по приглашению ОАО "Электрические станции". Основным вопросом переговоров стал экспорт электрической энергии из Киргизии в Иран.

25 февраля 2003 года был сделан первый шаг к установлению партнерских отношений энергосистем двух стран: в Тегеране состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между киргизской и иранской сторонами. В этом документе обе стороны согласовали основные вопросы взаимного интереса.

В ходе визита А.Кадходаи и генеральный директор ОАО "Электрические станции" С.Дордоев детально обсудили финансово-техническую сторону вопроса экспорта киргизской электроэнергии в Иран. В результате проведенных переговоров была выработана конкретная стратегия экспортных поставок электроэнергии из КР в ИРИ.

20 сентября. В Астане президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Республики Корея Ро Му-Хен, находящийся в Казахстане с государственным визитом, провели переговоры на высшем уровне, в ходе которых состоялся обмен мнениями по вопросам, представляющим взаимный интерес. На встрече обсуждались также пути дальнейшего укрепления сотрудничества двух стран, а по итогам переговоров стороны приняли совместное заявление.

В заявлении, в частности, говорится, что "стороны полагают необходимым дальнейшее укрепление двусторонних отношений в духе дружбы и сотрудничества, углубление взаимодействия в рамках международных и региональных организаций, а также поднятие на более высокий уровень практического взаимодействия в сфере торговли, энергетики, минеральных ресурсов, науки и технологии".

Согласно подписанному заявлению, Казахстан и Корея намерены "создать благоприятные условия для расширения и развития обмена между предпринимателями, и решили способствовать скорейшему проведению заседания совместной комиссии по торговому и экономическому сотрудничеству". "Республика Казахстан приветствует участие корейских компаний в разработке нефтяных месторождений и минеральных ресурсов в том числе участие Корейского нефтяного консорциума в разработке месторождений на Каспийском море, а также в создании инфраструктуры, включая строительство нефтехимических комплексов, кораблестроения и выражает намерение оказать корейской стороне необходимую поддержку", - говорится в заявлении. Стороны также намерены рассмотреть возможность "заключения соглашения в консульской сфере для упрощения въезда/выезда на территории государств сторон для граждан обеих стран".

20 сентября. По предварительным данным Центральной избирательной комиссии Казахстана, по итогам голосования по партийным спискам при помощи электронной системы голосования "Сайлау" на первом месте находится партия "Отан" (42,72%) или 147 тыс. 531 голос, передает агентство KZ-today.

На втором месте партия "Асар" - 19,47% или 67 тыс. 217 голосов. Партия "Ак жол" получила 16,12% или 55 тыс. 648 голосов. Блок АИСТ набрал 8,37% или 28 тыс. 903 голоса. Эти 4 партии перешагнули рубеж в 7% голосов, установленный по партийным спискам.

"Оппозиционный народный союз коммунистов и ДВК" набрал 6,21% или 21 тыс. 436 голосов, Коммунистическая народная партия Казахстана набрала 3% или 10 тыс. 345 голосов, Демпартия - 1,28% или 4 тыс. 403 голоса, "Ауыл" - 1,16% или 4 тыс. 20 голосов, партия патриотов РК - 1,14% или 3 тыс. 941 голос и "Руханият" - 0,54% или 1 тыс. 074 голоса.

По данным ЦИК, из 1 млн. 959 тыс. 375 человек, которые, как предполагалось, должны были проголосовать при помощи электронной системы голосования "Сайлау", в итоге проголосовало 353 тыс. 855 человек.

По словам председателя ЦИК РК Загипы Балиевой, в ближайшее время в распоряжение ЦИК должны поступить данные "с еще одного-двух участков, на которых проходило голосование с помощью "Сайлау", однако, по оценке Балиевой, "эти данные не существенно повлияют на общие результаты голосования с помощью "Сайлау"".

20 сентября. Министр информации Казахстана Алтынбек Сарсенбаев подал президенту Нурсултану Назарбаеву прошение об отставке. Об этом Сарсенбаев сообщил на пресс-конфренции в Алма-Ате.

Сарсенбаев заявил, что не считает возможным «находиться в составе правительства и быть частью исполнительной власти, которая активно вмешивалась в ход избирательной кампании, принимала участие в подтасовке и фальсификации итогов народного волеизъявления».

Как заявил А.Сарсенбаев: «К сожалению, мои ожидания не оправдались. Программа политических реформ оказалась декларацией, а прошедшие выборы не были справедливыми, честными и свободными. Власть показала, что она с самого начала не хотела проведения таких выборов. Они прошли с многочисленными нарушениями Конституции и законодательства страны.

…В сложившейся ситуации я считаю, что руководитель Администрации Президента Имангали Тасмагамбетов, председатель и члены Центральной избирательной комиссии, акимы областей, городов и районов, виновные в многочисленных нарушениях Конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан", должны подать в отставку.

А.Сарсенбаев является сопредседателем оппозиционной партии "Ак жол"("Светлый путь").

В интервью газете "Времени новостей" А.Сарсенбаев заявил, что жертвой фальсификаций стал, помимо «Ак жол», так же оппозиционный блок компартии и "Демвыбора" Казахстана, который набрал 7%, необходимые по закону для прохождения в парламент. По официальным данным, коммунисты и либерал-демократы набрали чуть меньше 7%. Экс-министр считает также, что проект Дариги Назарбаевой с созданием партии "Асар" в надежде обеспечить себе политический плацдарм для дальнейшего взлета к вершинам власти провалился. "Асар", по его словам, не получила столь массовой поддержки, на которую рассчитывали.

20 сентября. Международная миссия по наблюдению за выборами пришла к выводу, что проведенные 19 сентября в Казахстане парламентские выборы не соответствовали стандартам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Совета Европы.

Как говорится в заявлении международных наблюдателей, опубликованном на сайте ОБСЕ, в ходе предвыборной кампании казахстанские СМИ отдавали предпочтение пропрезидентским партиям. Кроме того, полагают наблюдатели, имело место массовое запугивание избирателей.

За выборами в Казахстане следили более 300 международных наблюдателей из 33 стран (Международная миссия наблюдателей за выборами) по поручению ОБСЕ и Совета Европы.

В заявлении ОБСЕ выражается глубокое сожаление по поводу того, что усовершенствованное выборное законодательство так и не привело к повышению прозрачности выборов. Парламентские выборы, прошедшие в Казахстане 19 сентября, во многих отношениях не соответствовали стандартам ОБСЕ и Совета Европы. Особое беспокойство вызвала неспособность полностью соблюсти новый закон о выборах, а также то, каким образом была введена система электронного голосования, что отнюдь не способствовало повышению доверия электората к избирательному процессу.

"Избиратели имели реальную возможность выбирать из 10 зарегистрированных партий и блоков, включая оппозиционную партию, которой было отказано в регистрации на прошлых выборах", - говорит Тана де Зулуета, глава парламентской делегации Совета Европы.

"Однако кажущееся политически мотивированным признание виновными двоих высокопоставленных оппозиционных лидеров и отсутствие политического баланса вызывали беспокойство, также как и очевидное благоволение СМИ пропрезидентским партиям", - добавляет де Зулуета.

"Наши наблюдатели сообщали о неразберихе и сумятице, царивших в день выборов. Отсутствие прозрачности в работе Центральной избирательной комиссии в ходе всего избирательного процесса, а также принятое в последний момент решение о проведении бумажного голосования параллельно с электронным голосованием создало неразбериху на многих избирательных участках как в ходе голосования, так и в процессе подсчета голосов. Расхождения между количеством фамилий в списках для бумажного и электронного голосования также внушают озабоченность", - заключил посол Роберт Л. Бэрри, глава долгосрочной миссии наблюдателей, направленной БДИПЧ ОБСЕ.

В то же время, наблюдатели отметили прогресс по сравнению с предыдущими выборами: в частности, ни одно СМИ не было закрыто, журналисты не арестовывались, местные наблюдатели получили больше прав.

Представители оппозиции говорят, что в день выборов вечером им было отказано в наблюдении за подсчетом голосов на многих избирательных участках.

20 сентября. Эстафета общественных чтений нового произведения Сапармурата Ниязова «Рухнама -2» была продолжена в Министерстве экономики и финансов страны. Этому событию был посвящен форум, с особой торжественностью прошедший в конференц-зале министерства.

Участники чтений отметили, в частности, что «Рухнама является путеводной звездой духовного возрождения туркменской нации, незыблемой основой эпохальных преобразований, происходящих ныне во всех сферах жизни страны. Будучи глубоко познавательной, с точки зрения самобытного духовного мира туркмен, эта книга в то же время дает мудрые ответы на животрепещущие вопросы современности, четко обозначая новые задачи, стоящие перед туркменским народом. Особо подчеркивалось, что, став гармоничным продолжением первой книги Рухнама, новое произведение главы государства послужит дальнейшему укреплению возрастающего день ото дня авторитета независимого нейтрального Туркменистана на международной арене, а также дальнейшему приумножению экономической мощи Туркменистана, достижению высоких рубежей, в том числе и тех, что будут намечены в проекте Государственного бюджета страны на 2005 год.»

21 сентября. Начался официальный визит в Киргизстан премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао.

В рамках визита прошли встречи и переговоры премьера Госсовета с президентом Аскаром Акаевым, премьер–министром Николаем Танаевым, спикерами обеих палат Жогорку Кенеша Абдыганы Эркебаевым и Алтаем Борубаевым. Стороны обсудили состояние и перспективы сотрудничества как на двустороннем уровне, так и в рамках ШОС. Состоялся «обмен мнениями по актуальным проблемам международной и региональной безопасности, выработки общих подходов к реагированию на современные вызовы и угрозы».

Приоритетной темой стало партнерство между КР и КНР в области транспортного сообщения, инфраструктуры и коммуникаций, энергетики, сельского хозяйства, в пищеперерабатывающей промышленности, финансовой и банковской сферах, в разработке золоторудных и других месторождений полезных ископаемых на территории Киргизии.

Особый акцент был сделан на реализацию проектов реконструкции автодороги Ош - Сары–Таш - Иркештам (для осуществления его правительством КНР был выделен грант в размере 60 миллионов юаней) и строительства железной дороги Китай - Киргизстан - Узбекистан.

21 сентября. Передача российской стороной охраны таджикско-афганской госграницы таджикским пограничникам – это внутренний вопрос Таджикистана, заявил представитель генсека ООН, руководитель Бюро ООН по миростроительству в Таджикистане Владимир Сотиров журналистам в Душанбе.

"Мне кажется правильным решение руководства страны укрепить свою независимость путем достижения договоренностей с российской стороной по постепенному уходу российских пограничников с таджикско-афганской границы", - сказал он.

В.Сотиров также отметил, что Таджикистан "не остается один на один с проблемой обеспечения безопасности на своих южных границах, так как за этим процессом следит мировое сообщество".

21 сентября. Киргизстан и Китай подписали Программу сотрудничества на 2004-2014 г.г. Данный документ подписали премьер-министры Киргизии Николай Танаев и премьер Госсовета Китая Вэнь Цзябао. По словам китайского премьера, этот документ является планом действий по реализации Договора о добрососедстве и дружбе, который был подписан в 2002 году. Данный документ регулирует и определяет перспективы развития двусторонних отношений по 18 направлениям. В частности, в политической, торгово-экономической, гуманитарно-культурной областях. Как сообщил В. Цзябао, по некоторым вопросам Программы уже приняты решения. В ходе переговоров глав правительств Киргизстана и КНР, стороны договорились о создании межправительственной комиссии по сотрудничеству в области науки и техники. "Программа уже подписана, но самый важный момент заключается в ее реализации",- отметил В.Цзябао. По его словам, правительства двух стран будут контролировать выполнение пунктов данного документа. Н. Танаев отметил, что программа станет новым импульсом для расширения торгово-экономических отношений между Китаем и Киргизстаном.

Помимо программы были подписаны и ряд важных соглашений и протоколов. Главы правительств Китая и Киргизии подписали Соглашение о демаркации государственной границы и Совместное коммюнике. Министр иностранных дел Киргизстана Аскар Айтматов и министр коммерции КНР Бо Силай подписали Соглашение о технико-экономическом сотрудничестве. Были подписаны также Соглашения о сотрудничестве между Нацбанком Киргизстана и Комиссией по банковскому регулированию КНР, между Пограничной службой республики и министерством общественной безопасности Китая, между Дипломатической академией МИД КР и Китайским университетом международных отношений.

22 сентября. Конституционный суд Киргизии отказался рассматривать вопрос о праве нынешнего президента страны Аскара Акаева баллотироваться на пост главы государства еще на один срок.

После нескольких часов совещания судьи КС пришли к выводу, что депутаты парламента, обратившиеся с этим запросом, не имели на это права. По этой причине делопроизводство было прекращено.

Запрос о том, имеет ли право нынешний глава Кыргызстана участвовать в президентских выборах еще один раз, в КС направили в начале сентября 2004 года несколько депутатов Законодательного собрания и Собрания народных представителей.

22 сентября. На встрече с премьером Госсовета КНР Вень Цзябао, президент Киргизстана Аскар Акаев предложил рассмотреть возможности совместного строительства новых ГЭС нарынского каскада, проведения совместной разведки и разработки новых месторождений полезных ископаемых.

Касаясь осуществления конкретных проектов, президент КР отметил особое значение начала строительства автомобильной дороги Ош - Иркештам - Кашгар, проведения технико-экономического обоснования строительства железной дороги, проходящей через Киргизию, Узбекистан, Китай, предоставления воздушного коридора для транзита воздушного транспорта из Кыргызстана в страны юго-восточной Азии.

23 сентября. В Бишкеке состоялось очередное заседание Совета глав правительств государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в котором приняли участие премьер-министр Казахстана Д.Ахметов, премьер Госсовета Китая Вэнь Цзябао, премьер-министр Киргизии Н.Танаев, председатель правительства России М.Фрадков, премьер-министр Таджикистан А.Акилов, премьер-министр Узбекистана Ш.Мирзияев.

В ходе заседания состоялось рассмотрение «широкого круга вопросов по дальнейшему развитию и углублению сотрудничества в рамках ШОС в торгово-экономической, транспортной, природоохранной, гуманитарной и других областях в свете реализации договоренностей, достигнутых на заседании Совета глав государств-членов ШОС в Ташкенте 17 июня 2004 года».

Главами правительств ШОС было утверждено Решение о Плане мероприятий по реализации долгосрочной Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества стран-участниц Организации (принята на встрече глав правительств в 2003 г. в Пекине), которая включает в себя свыше ста конкретных проектов, тем и направлений взаимодействия. В повестку дня встречи также вынесены вопросы, связанные с активизацией взаимоотношений ШОС с другими международными организациями и государствами.

Утверждены основные параметры бюджета ШОС на 2005 год, а также ряд документов по обеспечению финансовой дисциплины при исполнении смет расходов двух постоянно действующих органов Организации - Секретариата в Пекине и Исполнительного секретариата Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте.

"Считаю, что наша Организация может и должна быть активной силой в борьбе с терроризмом",- заявил во время заседания Совета премьер-министр России Михаил Фрадков. По его словам, для этого необходима хорошая информационная база и другие "не бумажные" формы сотрудничества. "Важно быть готовым к управлению кризисными ситуациями в различных вариантах",- сказал М. Фрадков. Российский премьер отметил, что надо ускорить подготовку комплексной программы ШОС по противодействию новым вызовам и угрозам. "Вместе с тем, как никогда становится очевидной тесная взаимосвязь практического сотрудничества в экономической области с решением задач борьбы с новыми угрозами. Чем сильнее мы все вместе будем сильнее экономически, тем эффективнее будет наша антитеррористическая сплоченность",- подчеркнул М. Фрадков.

Особое внимание участники заседания уделили выработке совместных механизмов по более эффективному противодействию современным вызовам и угрозам, в частности, международному терроризму, религиозному экстремизму и наркотрафику. В связи с событиями в России и Индонезии участники заседания обменяются мнениями по антитеррористической тематике.

По итогам заседания Главы правительств приняли Совместное коммюнике, в котором были отражены основные итоги состоявшейся дискуссии, в том числе по актуальным международным вопросам.

23 сентября. Как сообщает узбекский оппозиционный сайт ЭркинЮрт, в Узбекистане, в научно-производственном объединении "Восток" приступили к выпуску боеприпасов по французской технологии к российскому стрелковому оружию по цене 39 центов за штуку (со стружкой, скошенные капсулы и т.д.). по данным ЭркинЮрт, закупка патрона в России стоит на 50% дешевле, а для государств, входящих в ОДКБ (Армения, Казахстан, Киргизистан, Россия, Таджикистан) – еще дешевле, по ценам, установленным для армии РФ.

23 сентября. Центральная избирательная комиссия Казахстана объявила предварительные данные результатов выборов депутатов Мажилиса Парламента по одномандатным округам.

На 23 сентября всего по одномандатным округам избрано 45 депутатов Мажилиса Парламента РК, из них от Республиканской политической партии «Отан» - 26, Республиканской партии «Асар» - 2, блока "АИСТ" - 9, самовыдвиженцев - 8. В 22-х избирательных округах пройдет повторное голосование.

Было заявлено, что все поступившие в ЦИК РК жалобы и обращения в настоящее время находятся на рассмотрении.

23 – 25 сентября. На территории Джергитальского района Таджикистана состоялись командно-штабные тактические учения органов управления и подразделений Министерств обороны Киргизии и Таджикистана.

По сообщению пресс-службы Минобороны Киргизии, организаторы учения планируют отработали с таджикскими мотострелками и киргизскими бойцами спецназа вопросы взаимодействия, слаженности и полевой выучки в борьбе с бандформированиями международных террористов, а также повысили практические навыки командиров и штабов в организации совершения войсками многокилометрового марша и совместного планирования операции по ликвидации вторгнувшихся на территорию соседней республики боевиков.

В основу замысла учения был положен вариант возможного обострения военно-политической обстановки в государствах Центральной Азии, когда незаконные вооруженные формирования пытаются дестабилизировать ситуацию в приграничье, с целью захвата отдельных горных районов и создания локальных очагов напряженности.

По решению руководителей двух оборонных ведомств, для уничтожения боевиков, была создана группировка войск в составе мотострелковой роты Мобильных войск Таджикистана и трех разведгрупп отдельного соединения специального назначения Министерства обороны Киргизстана, поддерживаемая с воздуха вертолетами Ми-24, Ми-8, Ми-8 МТВ.

Учения прошли в два этапа. Первый этап предусматривал выдвижение подразделений в заданный район путем совершения многокилометрового марша на автомобильной технике, а также процедуру пересечения киргизскими военнослужащими государственной границы Таджикистана. В ходе второго этапа состоялось осуществление совместной антитеррористической операции.

24 сентября. По инициативе ряда оппозиционных партий Киргизии создан новый политический блок "Народное движение Кыргызстана".

Его возглавит депутат Законодательного собрания Жогорку Кенеша (парламента), экс-премьер-министр Курманбек Бакиев. В состав нового политического движения вошли обе компартии Киргизстана, партии "Новый Кыргызстан", ДДК, "Эркиндик", "Эрк", "Асаба", "Кайран эл", "Республика".

Решение о вхождении в новый политический блок было принято на закрытом совещании их лидеров.

Как заявил руководитель партии "Новый Кыргызстан" Досбол Нур уулу, цель создания движение - обеспечение справедливых и честных выборов в Кыргызстане, выработка общей позиции по кандидатам на предстоящих парламентских и президентских выборах.

Учредительный съезд нового политдвижение намечен на 7 октября.

24 сентября. Между президентом Узбекистан Исламом Каримовым и президентом Туркменистана Сапармурадом Ниязовым впервые за несколько лет состоялся телефонный разговор. Как сообщает газета «Времени новостей», произошла беседа по инициативе узбекского лидера.

В ходе беседы главы государств «подробно обсудили широкий круг вопросов дальнейшего развития двусторонних отношений, а также перспективы узбекско-туркменского сотрудничества в различных сферах». Президенты договорились провести ориентировочно в ноябре с.г. в г.Бухаре узбекско-туркменскую встречу на высшем уровне.

Как сообщила пресс-служба С.Ниязова, президенты «отметили, что сегодня у двух народов с давними и глубокими историческими традициями нет неразрешимых спорных вопросов, и имеется значительный потенциал дальнейшего сотрудничества». Реализацией этого потенциала займутся рабочие группы, которые подготовят соответствующие документы.

24 – 25 сентября. В соответствии с договоренностями, достигнутыми между лидерами Республики Казахстан и Китайской Народной Республики в ходе государственного визита Президента РК Н.Назарбаева в Китай в мае текущего года, Н.Назарбаев совершил рабочий визит в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР.

В ходе визита особое внимание было уделено «вопросам межрегионального сотрудничества, созданию благоприятных условий для развития приграничной торговли, перспективным направлениям сотрудничества в инвестиционной и транспортной областях». Также были обсуждены вопросы о создании благоприятных условий для инвестиционной активности компаний РК в Синьцзяне, улучшении инфраструктуры пограничных пропускных пунктов.

Стороны обсудили вопросы содействия реализации взаимовыгодных проектов строительства нефтепровода Атасу-Алашанькоу и Трансказахстанской железнодорожной магистрали.

Во время визита было заключено Соглашение о создании Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос". Соглашение предусматривает создание благоприятных условий для казахстанских компаний с Синьцзяне. В этом документе оговаривается режим эксплуатации нефтепровода Атасу – Алашанькоу, а также вопросы строительства и трансконтинентальной железной дороги, проходящей через Казахстан. Также соглашение устанавливает правовую базу решения проблемы трансграничных рек.

Нурсултан Назарбаев и секретарь партийного комитета СУАР Ван Лэцюань подписали соглашение о создании центра международного сотрудничества на границе Китая и Казахстана со статусом свободной экономической зоны.

Китай уже инвестировал в строительство инфраструктуры СЭЗ более миллиарда юаней и намерен сотрудничать с казахстанскими предпринимателями, в основном в сырьевом секторе.

26 сентября. Дефицит бюджета Казахстана в 2005г. ожидается на уровне 1,5% к прогнозируемому уровню ВВП в размере 43 млрд 211 млн 700,4 тыс. долл., сообщил министр финансов РК Арман Дунаев представляя проект республиканского бюджета на 2005г. Ожидается, что общий объем поступлений в республиканский бюджет (без учета государственных займов) составит 8 млрд 389 млн 717,8 тыс. долл. (19,4% к ВВП). Расходов составят 9 млрд 38 млн 262,7 тыс. долл. (20,9% к ВВП).

Дефицит планируется в размере 648 млн 544,8 тыс. долл., или 1,5% к прогнозируемому уровню ВВП. Рост доходов республиканского бюджета будет достигнут, в основном, за счет роста объема ВВП, внешнеторгового оборота, объема добычи нефти и газового конденсата, а также дополнительных поступлений.

В расходной части бюджета на текущие бюджетные программы выделено 6 млрд 213 млн 620,9 тыс. долл. (на 15,5% больше, чем в 2004г.). Расходы на социальный блок составят 3 млрд 146 млн 698,2 тыс. долл., или 34,8% от общего объема бюджета. Пенсии в 2005г. планируется проиндексировать с учетом уровня инфляции, При этом минимальный размер пенсии составит 45,8 долл., а минимальный размер заработной платы - 51,53 долл.

27 сентября. "Казахстан намерен принять участие, наряду с Ираном и Россией, в строительстве в Таджикистане Сангтудинской ГЭС мощностью 670 мегаватт", - заявил пресс-секретарь администрации президента Таджикистана Абдолфаттах Шарифов.

В интервью ИРНА, Шарифов сообщил, что недавно высокопоставленные лица Казахстана направили свой запрос по этому поводу президенту Таджикистана. "Казахи готовы выделить 30 миллионов долларов на первом этапе реализации этого проекта", - добавил Шарифов.

Следует отметить, что в настоящее время 51% инвестиций в строительство Сангтудинской ГЭС, или 480 млн. долл. в абсолютном выражении, обеспечивает Иран.

27 сентября. В Киргизстане были тайно усилены границы из-за пакистанской террористической группировки. Об этом сообщил премьер-министр Киргизии Николай Танаев на пресс-конференции по итогам заседания Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

"Мы не афишировали это событие для предотвращения паники среди населения. В связи с бегством 16 членов террористической группировки из Пакистана мы усилили охрану нашей границы. В течение 3 месяцев мы держали наши пограничные войска в усиленном порядке. Так, проходили проверки в каждом ущелье, были взяты под надзор, как объекты, так и население", - сказал Н.Танаев.

27 сентября. Пятеро жителей Пенджикентского района Согдийской области Таджикистана подорвались на минах, установленных Узбекистаном на таджикско-узбекской границе. Об этом сообщили в центре по минным вопросам при правительстве Таджикистана.

12-летний Мавлон Тиллоев, пасший скот вблизи кишлака Рогич погиб, подорвавшись на мине. Спешившие ему на помощь четверо взрослых односельчан были тяжело ранены в результате подрыва другой мины. Таким образом, с начала года на границе от подрывов мин, включая последний случай, погибли 6 человек, еще пятеро - ранены.

По данным центра, группа саперов после месячной работы в Согдийской области уже завершила общее исследование участков таджикско-узбекской госграницы. В ближайшее время по всему периметру госграницы, где существуют минные поля, будут установлены предупреждающие знаки. Сам процесс разминирования этого участка госграницы начнется лишь после достижения соответствующей договоренности с Ташкентом и подписания соответствующего межправительственного соглашения о делимитации госграницы между двумя странами.

28 сентября. В ходе двусторонней встречи премьер-министра Киргизстана Николая Танаева с главой правительства Казахстана Даниалом Ахметовым, казахская сторона проявила интерес к строительству Камбаратинского ГЭС-2. "Мы договорились, что на днях соберутся эксперты и определятся к какой части подключится Казахстан, в рамках соглашения, подписанного между нами и РАО ЕЭС",- сказал Н. Танаев.

28 сентября. В Киргизстан прибыла военная делегация из США. Основной целью визита, проходящего с 28 сентября по 3 октября, является участие в переговорах на высшем уровне по вопросам обороны. Американскую делегацию возглавил заместитель помощника министра обороны США по странам Евразии Джеймс МакДугалл.

Военная делегация США ознакомилась с оборонными приоритетами республики и обсудила с киргизскими коллегами вопросы двухстороннего военного сотрудничества. Подобные двухсторонние встречи проходили ранее, в 2002-2003 годах, в Вашингтоне и г. Хелена (штат Монтана).

Были обсуждены вопросы улучшения учебно-материальной базы Бишкекского высшего военного училища и 5-летний план сотрудничества силовых министерств и ведомств республики с США. Помимо этого, состоялся брифинг представителей Минобороны США по программе "Партнерство ради мира", ЦЕНТКОМА по операциям "Несокрушимая свобода", "Свобода Ирана" и Национальной Гвардии штата Монтана по двухстороннему военному сотрудничеству.

На 1 октября запланировано подписание протокола по итогам переговоров.

28 сентября. Казахстан начал строительство нефтепровода в Китай. Он станет первым, по которому республика сможет экспортировать свое сырье минуя территорию России.

Нефтепровод будет проложен от нефтеперекачивающей станции Атасу в Карагандинской области до железнодорожной станции Алашанькоу на территории Китая. Протяженность трубопровода составит 988 км, мощность - 10 млн. тонн в год, в дальнейшем ее планируется увеличить до 20 млн. тонн в год. Строительство первой очереди должно быть завершено в декабре 2005 г., и в начале 2006 г. ее введут в эксплуатацию. Вторая очередь может быть построена к 2011 г. По оценкам экспертов, на начальном этапе сооружения магистрали необходимо затратить порядка 650 млн. долл., и еще около 40 млн. долл. потребуется для ее дальнейшего расширения.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ