Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Грозин, Е.Борисова
Впервые выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан прошли таким образом, что в них участвовали все действующие в стране политические партии, которых насчитывается 12. При этом каждая из них выдвинула как свой партийный список, так и кандидатов по одномандатным округам.
Результаты выборов оказались предсказуемыми. Еще до выборов большинство экспертов предсказывали победу представителей основных провластных партий. Некоторой неожиданностью стало то, что, по данным на 23 сентября, по партийным спискам на второе место после «Отана» вышла умеренно оппозиционная партия «Ак жол», опередившая даже такую сильно «разпиаренную» за последние месяцы партию Д.Назарбаевой «Асар». Эта победа оппозиционной партии, однако, нивелируется тем, что три партии, преодолевшие семипроцентный барьер, и, занявшие 2, 3 и 4 места, в конечном итоге, будут иметь по одному представителю от партии, тогда как «Отан», набравший 60,62% голосов избирателей, займет 7 мест в парламенте (не считая тех представителей партии, которые победили в одномандатных округах).
Согласно предварительным данным ЦИК, за партию “Ак жол” проголосовало 12,04% избирателей. На третьем месте – партия “Асар”, получившая 11,38% голосов. Четвертое место занял блок “АИСТ” – за него было отдано 7,07% голосов. Все три партии будут иметь равное количество представителей в парламенте – по одному человеку.
Одна из особенностей этих выборов заключалась в том, что впервые ради преодоления 7% барьера и победы стали образовываться блоки партий. Гражданская и Аграрная партии объединились в блок «АИСТ» - Аграрно-индустриальный союз трудящихся. Ее лидеры, Азат Перуашев и Ромин Мадинов, отмечали, что социальная и идейная база ГПК и АПК очень схожи, только расположение их разное - у одних это преимущественно сельские регионы, у других - промышленные центры. И, естественно, общее понимание «курса реформ» и «задач, стоящих перед обществом». Руководство партий подготовило единую платформу блока, которая называется «Программа-2007: новые стандарты качества, реальная политика, социальные новации». Целью предвыборной платформы было заявлено создание реальных условий для формирования среднего класса, «основу которого должны составлять граждане Казахстана, работающие в промышленном и аграрном секторах экономики».
Стоит заметить, что ряд как государственно дотируемых, так и независимых социологических исследований фиксируют расширение среднего класса в Казахстане. В данной связи электоральные предпочтения этой группы населения будут оказывать все большее влияние на партийную жизнь в стране.
Оппозиционные партии на этих выборах также смогли показать свою зрелость. Некоторым из них, наконец, удалось выстроить объединенную стратегию, выйдя на уровень создания более крупных объединений.
Коммунистическая партия Казахстана и народная партия «Демократический выбор Казахстана» объединились в «Оппозиционный народный союз коммунистов и ДВК». Несмотря на данное объединение, блоку не удалось преодолеть 7% барьер, хотя по данным на 20 сентября до 7% им оставалось не много. На тот момент они имели 6,21% голосов избирателей. Является некоторой странностью поражение данного блока на выборах, обладающего значительной поддержкой населения. Очевидно, что голоса их сторонников были распылены между более мелкими партиями (такими как Демократическая партия Казахстана, Партия патриотов и пр.). Не малую роль в этом сыграл и раскол коммунистов перед выборами на 2 партии. Часть голосов на себя оттянула и партия «Асар», активно использовавшая медийный ресурс и лозунги, ориентированные на социально незащищенные слои населения.
Приятной особенностью этих выборов стало заметное уменьшение давление власти на оппозицию. Властный ресурс против оппозиционных партий использовался в значительно меньшей степени, чем на предыдущих выборах. Это отмечалось многими наблюдателями.
В частности, Центральная избирательная комиссия предпочла не ставить лишний раз «палки в колеса» Оппозиционному блоку и после некоторой заминки, связанной с первоначальным названием Союза, зарегистрировала его, несмотря на протесты КНПК, выступившей против использования слова «коммунисты» в новом названии блока. Скандал, связанный с телевизионным роликом Оппозиционного союза (снятие с эфира за несколько дней до выборов) был также разрешен в его пользу.
Тем не менее, из всех оппозиционных партий, семипроцентный барьер смогла преодолеть только партия, считающаяся конструктивной оппозицией - «Ак жол».
Как и в подавляющем большинстве выборных кампаний на постсоветском пространстве, основная борьба за голоса избирателей в Казахстане велась на поле PR-технологий, и программы партий не играли существенной роли. Избиратель определял свою позицию не на основе изучения программных документов партий, а между рекламными компаниями, медиа-образами и собственными представлениями о ситуации в республике.
Что касается столь внушительной победы «Отана», то она, конечно, объясняется не только умело проведенной избирательной компанией, а, прежде всего, поддержкой президента, продолжающего пользоваться доверием большинства населения. Стабильность в стране – основной ресурс этой партии.
С одной стороны, ошеломляющая победа «Отана» позволила говорить о появлении единой силы в политической жизни общества. С другой - преодоление 7% барьера «Ак жолом» и «Асаром» выявило активизацию и других элементов политического поля.
Похоже, что политические процессы на определенной части постсоветского пространства во многом развиваются в одном русле. Наблюдается консолидация народа вокруг одного лидера – президента страны. Выявление единой силы, черпающей свою мощь в поддержке президента говорит о стремлении народа к стабильности, которая в сознании людей неразрывно связывается с действующим главой государства. Данное явление указывает также на то, что во многих странах СНГ идет процесс построения жесткой вертикали власти. Этот процесс можно оценивать позитивно или негативно, но, представляется, что он является объективным, не зависящим от той или иной конкретной личности, находящейся во главе государства.
По официальной информации ЦИК РК, в 45 одномандатных округах депутаты избраны, еще в 22 округах состоится повторное голосование. Большинство избранных депутатов – 33 (26 одномандатников и 7 по партийным спискам), представляют партию “Отан”. Кандидаты от блока “АИСТ” одержали победу в 9 округах. Кандидаты от партии “Асар” победили в 2 округах. Еще 7 избранных депутатов участвовали в выборах самостоятельно.
Таким образом, на сегодня, после первого тура партия “Отан” имеет 34 места в нижней палате парламента, блок “АИСТ” - 10 мест, партия “Асар” - 3 места и партия “Ак жол” - 1, независимые депутаты занимают 7 мест.
Повторное голосование в одномандатных округах предполагается провести 3 октября. Второго тура выборов не будет в Астане, Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях. Во втором туре примет участие 15 кандидатов от партии “Отан”, 5 представителей блока “АИСТ”, 2 кандидата от Демпартии, по одному представителю “Ак жола”, “Асара”, блока Компартии и ДВК, Партии патриотов, а также 15 самовыдвиженцев.
В новом парламенте гарантированно будет две фракции. Одну образуют представители «Отана». Лидеры Аграрной и Гражданской партий заявили, что уже принято решение о создании собственной единой фракции. В связи с малым представительством прочих, прошедших в парламент партий, образование других фракций маловероятно. Зато с большой долей уверенности можно ожидать появления значительного числа депутатских групп, которые будут образованы самовыдвиженцами и единичными представителями оппозиционных партий, сумевших пробиться в парламент.
Отдельно стоит сказать о том, что впервые на выборах в Казахстане на 10% избирательных участков страны граждане получили возможность выбирать «бумажный» или «электронный» способ передачи своего голоса. Несмотря на сбои в системе электронного голосования, оно было признано успешным.
Оппозиционные партии грозили даже бойкотировать выборы в том случае, если будет использоваться электронная система голосования, утверждая, что она недостаточно надежно защищена от несанкционированного доступа. Однако бойкота выборов со стороны оппозиции не случилось.
Примечательно, что по итогам электронного голосования (в котором приняло участие около 350 тысяч казахстанцев) блок коммунистов и ДВК, за который электронно проголосовало 6,8% избирателей, шел впереди блока АИСТ. Так что, если бы в Казахстане было проведено массовое электронное голосование, возможно, расстановка сил была бы несколько иной. Насколько иной, судить трудно, так как ЦИК не огласила окончательные результаты партий, не преодолевших 7%-ный барьер.
Международные наблюдатели на прошедших выборах отметили прогресс в сторону демократии по сравнению с выборами 1999 года в парламент. Международные наблюдатели от СНГ признали парламентские выборы в Казахстане честными и легитимными. Наблюдатели от США назвали выборы 19 сентября наиболее открытыми в истории независимого Казахстана. Менее восторженно оценило прошедшую кампанию правительство США. Как указывается в его заявлении, правительство США "согласно с мнением ОБСЕ о том, что прошедшие выборы не соответствовали международным стандартам". Вместе с тем американское правительство отметило, что "воскресные выборы прошли лучше, чем предыдущие парламентские выборы в Казахстане".
Представитель ПАСЕ Тадеуш Ивински отметил несколько положительных моментов этих выборов: политический плюрализм, теледебаты и огромное количество международных наблюдателей от ОБСЕ, Совета Европы, депутатов других стран. Всего присутствовало около 800 международных наблюдателей.
Вице-президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Игорь Осташ, присутствовавший на выборах в качестве координатора, выразил свое «разочарование» тем, что «положительные изменения в электоральном законодательстве не привели к более честным и открытым выборам». «Однако мы отметили некоторые улучшения по сравнению с предыдущими выборами и готовы продолжать работу с государственными органами, ответственными за выборы, для улучшения как законодательства, так и самого процесса», - сказал он.
В конечном итоге, большинство международных наблюдателей сошлись во мнении, что хотя процесс голосования прошел не идеально, практически все имевшие место нарушения следует отнести к недочетам, а не к злостным злоупотреблениям. В ряде округов наблюдалось некоторое давление руководителей администраций на избирателей. Небольшие нарекания вызвала система составления избирательных списков – именно в этой сфере было отмечено больше всего ошибок.
Повод для критических замечаний чаще всего создавали именно местные избиркомы, которые, в частности, халатно отнеслись к составлению списков избирателей, в результате чего, многие люди, имеющие право голоса в эти списки так и не попали.
Значительное количество нарушений зарегистрировала и Генеральная прокуратура Казахстана. За время подготовки и проведения выборов было рассмотрено 754 обращения граждан и юридических лиц по поводу нарушений законодательства о выборах. Возбуждено 5 уголовных дел. Наибольшее количество жалоб, как и следовало ожидать, поступило от оппозиционных партий: «Ак жол» - 108 и избирательного блока коммунистов и ДВК - 83.
В целом, состоявшиеся выборы показали, что партийная жизнь в Казахстане заметно оживилась. Спектр политических партий, представляющих интересы различных слоев населения существенно расширился, и, хоть и не значительно, увеличилось представительство партий в парламенте, что свидетельствует о большей состязательности этой избирательной компании. В целом, после некоторого периода застоя, наметилось движение в сторону более активного партстроительства. Заметно активизировались и качественно обновились методики работы партий среди населения.
Можно также ожидать, что, благодаря представителям новых партий, парламент нового созыва будет работать более активно и интенсивно. Это обстоятельство может существенно изменить не только расклад политических сил внутри Мажилиса, но и, видимо, стиль деятельности этой палаты.
В определенной степени должен повысится уровень элитарности состава депутатского корпуса Мажилиса. Особенно важным моментом в этом плане будет возможное присутствие здесь лидеров тех или иных партий. Также вполне возможно создание и функционирование в парламенте большего, чем сейчас, числа депутатских фракций и групп разных партий. В связи с этим процесс законодательства будет проходить в рамках межпартийной конкуренции, что может принести положительные результаты, прежде всего с точки зрения качества и общественной значимости будущих принимаемых законов.
Результаты выборов также могут привести к формированию партий парламентского типа. В развитых странах мира таковыми являются практически все ведущие партии. Их деятельность органично связана с функционированием национального парламента. Тем более что через свое присутствие в парламенте эти партии либо непосредственно формируют правительство, либо осуществляют контроль за его деятельностью.
Несмотря на критику, на прошедших выборах применялись более цивилизованные методы борьбы, чем на выборах 1999 года. Заметно повысился уровень PR-технологий. Более цивилизованные формы приняла борьба партий за голоса избирателей.
Хотя выборы и не были идеальными, но они показали, что политический процесс в Казахстане развивается и демонстрирует все большую зрелость, а это не может не говорить о становлении гражданского общества в республике и о большей вовлеченности граждан в процессы принятия решений. В то же время достаточно низкая явка избирателей (в целом по стране на участки пришло около 56% избирателей, но в Алматы - по данным фонда «Открытое общество», суммарная явка избирателей составила всего 29,3%) требует глубокого анализа. Во многом это объясняется «усталостью» населения от предвыборной кампании, в которой казахстанские политические партии в течение нескольких месяцев интенсивно боролись за благосклонность избирателя. В конечном итоге электорат, к моменту голосования, начал демонстрировать негативную реакцию на «агрессивные» предвыборные технологии, используемые всеми партиями Казахстана.
Основным выводом, который можно сделать по итогам парламентских выборов в Казахстане, является то, что страна сделала реальный шаг в сторону создания политической системы, основанной на конкуренции и отвечающей реальному положению дел в обществе, настроениям большинства населения. «Предсказуемость» же прошедших казахстанских выборов, по нашему мнению, во многом была обусловлена едиными процессами, протекающими на всем постсоветском пространстве.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |