Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Росбалт,
16 апреля 2002
После событий 11 сентября 2001 г. прошло лишь семь месяцев, однако геополитическая карта мира изменилась весьма существенно. И нагляднее всего это видно на примере Центрально-азиатского региона (ЦАР), который за столь короткий исторический срок практически целиком вошел в зону американского влияния.
Объемы военного присутствия американцев в регионе общеизвестны. Как отразилось их появление на повседневном бытии государств Центральной Азии? Какие последствия несет оно для России? Отвечая на эти вопросы, не стоит забывать, что основными игроками центральноазиатского геополитического пространства являются не только США и Россия.
По мнению эксперта Института востоковедения РАН Андрея Грозина, к ним не в последнюю очередь относится Иран - потенциальный партнер России, способный влиять на решение массы вопросов, прямо затрагивающих интересы РФ. Это и комплекс взаимоотношений по линии "православие-ислам", и целый ряд военных, политических и экономических проблем Центральной Азии.
Примерно то же самое, считает политолог, относится и к Пекину. "Есть данные о том, что ряд китайских корпораций, неотделимых от военно-политического руководства страны, занимающихся энергетикой и нефтегазовыми проектами, имеют выходы на ряд российских структур. Идея контроля над нефтегазовыми провинциями постсоветской Азии в КНР весьма популярна", - отмечает А. Грозин. Следует ожидать, что в ближайшее время экономическое влияние Китая здесь будет нарастать. Кроме того, Пекин явно обеспокоен американским военным присутствием в ЦАР.
Скорее всего, "китайский фактор", пока проявляющийся не слишком заметно, в ближайшем будущем обозначит себя в регионе весьма и весьма реально. "Пока об обострении конфронтации между КНР и его соседями на западных окраинах Поднебесной речи нет, но, наверное, с расширением внерегионального военного присутствия в Центральной Азии реакция Пекина будет все более болезненной", - уверен Андрей Грозин.
Не следует забывать и о других азиатских державах - Индии, Пакистане, странах арабского мира, - к интересам которых российское руководство "демонстрирует совершеннейшее пренебрежение". А именно на них, полагает А. Грозин, следует обратить первоочередное внимание, имея в виду как некое идеологическое взаимодействие с государствами исламского мира, так и экономику - трубопроводы и нефтегазодобывающую отрасль в целом. Пока же ничего подобного Москва не делает и начинать, как будто, не собирается.
Неудивительно, что ряд экспертов считают главным в расширении военного присутствия США в Центральной Азии именно финансово-экономическую составляющую. Ситуация в этих государствах не просто бедственная - она трагическая: бедные и нищие составляют не менее половины жителей. "Эти страны хотят увидеть в США решение своих экономических проблем. Они пытаются "раскрутить" Вашингтон на серьезные экономические вливания в экономики своих стран", - полагает эксперт отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Виталий Хлюпин. Что же касается проблемы наркотраффика, то присутствие американцев в ЦАР на этом "бизнесе" никак не сказалось.
Не привело оно и к снижению внутрирегиональной напряженности; наоборот, пограничные проблемы между странами - прежде всего, Казахстаном и Узбекистаном, Киргизией и Узбекистаном - лишь обострились. Единственный более-менее положительный момент - в последние месяцы весьма оживился псевдодемократизм правящих режимов региона. Так, в Узбекистане прошел референдум о введении двухпалатного парламента и проведена регистрация ряда правозащитных организаций, чего раньше нельзя было представить. Правда, по мнению В. Хлюпина, "это просто пускание пыли в глаза, что узбекские лидеры очень хорошо умеют делать".
Настораживает, однако, иное: отношение центральноазиатских государств к России меняется на глазах. "То, что сейчас проводит Россия в Центральной Азии, гораздо хуже, чем при Ельцине. Даже при нем Россию воспринимали как крупнейший центр влияния на ЦАР. Теперь комментарии местной прессы по отношению к России не отрицательные - они пренебрежительные. Практически вся казахстанская и киргизская пресса, освещая последний "чимбулакский" вояж Путина, просто смеялась над главой РФ, его горнолыжными талантами. Отсутствие продуманной российской политики по отношению к Центральной Азии просто поражает", - комментирует Виталий Хлюпин.
При этом в руках Москвы по-прежнему остаются многие "козырные карты", которыми она, правда, не может воспользоваться из-за отсутствия у российского руководства четкого понимания национальных интересов страны. Опасаться же разного рода демонстративных вызовов, вроде заявлений Туркменбаши (Ниязова) и узбекского лидера И. Каримова о строительстве трубопровода через Афганистан в Пакистан, не следует, потому что этот проект, скорее всего, никогда не будет реализован по причине общей нестабильности в регионе.
"России надо понять, что у нас нет там союзников. Есть только конкуренты, которые выходят на внешний рынок с тем же самым продуктом, который есть у РФ", - уверен В. Хлюпин. "Еще генерал Скобелев говорил, что в Средней Азии очень легко добиться подписания любых договоров и совершенно невозможно добиться их исполнения. Та же самая ситуация и сейчас. Все режимы ЦАР не прочны. Они четко реагируют на жесткую и ясную политику. На неясную и нежесткую не реагируют никак".
Перестраивать политику России в регионе надо на основе экономических отношений, считает Виталий Хлюпин, "продалбливая" местные режимы на концессии трубопроводов, железных дорог и всего того, что там имеется ценного. В этих проектах с радостью приняли бы участие многие российские компании, нуждающиеся не в экономической, а в политической поддержке со стороны государства. "Сейчас не то время, когда все определялось количеством танков и ядерных боеголовок, - отметил эксперт, - надо воевать умом и информационными технологиями".
Но если в экономическом плане Москва сейчас вряд ли сможет тягаться с США, то в политическом - у нее еще кое-что осталось. "Россия должна разыграть свои "козыри" - традиционные связи с Центральной Азией и Кавказом, реальную помощь своей военной разведкой для предотвращения ударов ушедших в подполье исламских террористов, а также давнее взаимодействие с Китаем, Индией, Ираком и Ираном, прежде всего, в сфере ядерной энергетики и торговли оружием. Россия должна вновь развернуться в направлении традиционных внешнеполитических приоритетов и укреплять сотрудничество с Китаем - единственной мировой державой, которая не боится глобализации", - полагает вице-президент международного фонда "Реформа" Наби Зиядуллаев.
"Широкая экспансия США в Центральную Азию и на Кавказ - не трагедия. Трагедия в ином - в невозможности что-либо ценное, разумное этому противопоставить", - говорит Н. Зиядуллаев. "Россия, как и другие страны СНГ, ничем не привлекательна. Никто сюда не стремится. Поэтому нужны иные подходы к геополитике вообще и в данном регионе - в частности". По мнению многих экспертов, сегодня руководство РФ не может найти достойного ответа на вопросы, возникающие в связи с форсированным прорывом Соединенных Штатов в зоны исторического влияния России.
Избавившись от "Талибана" на южных границах, "Россия столкнулась с более важным геополитическим вызовом и создала прецедент вмешательства во внутренние дела СНГ", - считает директор Института стран СНГ Константин Затулин. "Можно сказать, что Советский Союз, как особая зона интересов и влияния Российской Федерации, умер еще раз. Те конструкции, которые мы пытались развивать в рамках Содружества, например, Договор о коллективной безопасности, сегодня находятся под угрозой".
После завершения активной фазы антитеррористической операции существование американских баз в Центральной Азии для России неприемлемо - таково общее мнение российских военных и специалистов по проблемам ЦАР. Но ведь хорошо известно, что американцы очень быстро приходят и очень неохотно уходят из стратегических важных для себя регионов. К тому же, высшее руководство России само дало согласие на военное присутствие США в странах бывшей советской Средней Азии.
Из каких соображений американцы пошли на значительные материальные и финансовые затраты ради закрепления в этих странах - совершенно ясно: это дает им контроль над ситуацией. "Ресурсы военных баз дают им возможность в любой момент дезинтегрировать местные режимы, тем самым погрузив регион в полный хаос. Выгоден ли США хаос в непосредственной близости от российских границ - это вопрос глобальной геополитики. Однако, это очень хороший вариант одновременного воздействия на Россию, Китай и Индию", - считает эксперт Виталий Хлюпин. Бряцание оружием отходит на второй план - экономическая миграция среднеазиатской нищеты в Россию может оказаться намного страшнее. В решении США превалируют не экономические или временные узкополитические интересы, а стремление закрепиться на новой для себя территории Земли в целях ее дальнейшего разнообразного использования.
Единственным способом защитить российские интересы на постсоветском пространстве является проведение активной и скоординированной внешней политики по всему периметру России. Здесь есть чему поучиться у США и НАТО, последовательно реализующих задачу расширения своего влияния в мире. Сумеет ли Москва выработать эту самую "единую линию" или продолжит политику "кто в лес, кто по дрова", покажет самое ближайшее будущее. Во втором случае появление натовских баз уже где-нибудь в Подмосковье тоже вполне может стать фактом новейшей истории России.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |