Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
15.10.2004 г., Белорусская деловая газета
Дмитрий Заяц
На этой неделе в белорусских СМИ был опубликован проект аналитического доклада московского Института стран СНГ "Выборы-2004 в политическом пространстве Белоруссии". Российские аналитики довольно точно воспроизводят политическую "картинку" в нашей стране и даже приводят информацию, имеющую у нас статус конфиденциальной. На вопросы корреспондента "БДГ" отвечает депутат Госдумы России, директор Института стран СНГ Константин ЗАТУЛИН.
- Как Институт стран СНГ в целом оценивает политическую ситуацию в Беларуси?
- Ситуация в вашей стране носит характер предопределенности. Результаты выборов в парламент и референдума в сегодняшних условиях заранее очевидны. Это тот случай, когда действующей власти нет необходимости подделывать бюллетени и рисовать их дополнительно, что иной раз случается на просторах СНГ. Система, которая все последнее время создавалась, дает всходы.
- Ранее вы не раз признавали имеющиеся у Александра Лукашенко положительные качества, в частности, то, что президент Беларуси достаточно серьезно воспринимает ответственность перед своей страной. Когда сегодня Лукашенко просит предоставить ему право выдвигаться на третий срок, ваше отношение к нему начинает меняться?
- Я анализирую ситуацию в Беларуси и оцениваю президента вашей страны, не исходя из каких-то личных симпатий или антипатий. Я оцениваю обстоятельства, которые для меня как для гражданина России и депутата Госдумы представляются весьма существенными.
Для меня имеет огромное значение, какую политику проводит Беларусь по отношению к России. Я вижу, в этой политике были разные периоды. В свое время ваша страна выступила - по своим внутренним причинам - инициатором сближения с Россией. Сближение, как тогда говорилось, возможно настолько далеко, насколько готова к этому Россия.
Я вижу, что долгое время Россия занимала конъюнктурную позицию в этом вопросе.
По крайней мере во времена Ельцина было очевидно, что реальные продвижения по пути интеграции заменялись бумажными. Вспомните все эти переименования сообщества в союз, союза в союзное государство. Жизнь жестоко отомстила всему этому проекту, когда стало ясно, что вряд ли возможны политические планы Лукашенко по руководству объединенным государством, и на смену Ельцину пришел не Черненко, а Путин.
Все это сослужило недобрую службу общему процессу интеграции. Он практически остановился.
Будучи реалистом, я понимаю, что результаты референдума ясны, что Лукашенко выставит свою кандидатуру на третий срок и будет избран. Насколько будет возможно, в результате внешнего давления он не пойдет на реальное объединение России и Беларуси. Он уже пошел на тот максимум в интеграции, на который готов был пойти. Это пышные названия, титулы, но никакой реальной уступки части суверенитета в пользу союзных органов. Я вижу, что это понимает и Путин.
Россия должна отдавать себе отчет в том, что сегодняшнее ее геополитическое положение требует мобилизации всех возможных союзников. Неизвестно еще, чем закончатся выборы в Украине. Если выборы там завершатся не так, как хотелось бы Кремлю, то очень даже может быть, что нам будет важен - в геополитическом плане - любой союзник в Беларуси, независимо от того, насколько у вас правильно соблюдается Конституция и демократичный режим.
- В проекте доклада говорится, что вся реальная власть в Беларуси сосредоточена в руках Администрации президента, а оппозиция, как вы уже дали понять, слаба. На ваш взгляд, возможно ли в ближайшее время изменение политического расклада в нашей стране?
- В ближайшей перспективе, я считаю, этого не произойдет. Должен заметить, что и у нас в стране сегодня примерно сходная ситуация, хотя степени, конечно, могут быть разными. Но реальная доля всей власти у нас также сосредоточена в руках президента и его администрации. Хотя лично я не очень рад тому, что имеет место такое выравнивание наших режимов. Однако, как показывает опыт сотрудничества между сильными личностями, которые стоят во главе государств с достаточно автократической формой управления, они не всегда, и именно по причине автократичности, находят между собой общий язык.
- Отдел Беларуси Института стран СНГ констатирует, что в Беларуси отсутствуют пророссийские политические организации. Есть ли смысл в их существовании в нашей стране?
- На разных этапах строительства союзного государства делались попытки на белорусской почве привить те политические ростки, которые существовали в России.
Были планы создать, например, белорусское "Отечество". Я знаю, что в связи с созданием российского "Единства" были попытки такую же организацию воспроизвести и у вас в стране. Все это время, однако, существовал и продолжает здравствовать пусть виртуальный, но коммунистический интернационал. Есть ведь КПРФ и есть две компартии в Беларуси, каждая из которых претендует на то, что является привилегированным партнером коммунистов в России. Все это существует, но поскольку в целом партийная среда деградировала, то наличие подобного рода организаций или их отсутствие существенно не влияет на общий курс государства в Беларуси. Ни компартия в России, ни компартии еще в большей степени в вашей стране не влияют на процесс принятия серьезных политических решений.
Плюс к этому в нашей стране, хотя и существует сегодня как бы крупная партия "Единая Россия", но она является парламентским выражением президентской администрации. И не более того. Возможности формулировать отличную от Кремля точку зрения она точно не имеет. И поскольку все эти структуры сегодня являются скорее декоративными в России, то как мы можем считать существенным наличие или отсутствие такого рода организаций в Беларуси?!
- В Беларуси численность чиновников относится к информации "для служебного пользования". В проекте же доклада ваш институт приводит цифры: 300 тысяч белорусских чиновников. Когда работники органов госуправления составляют 3 процента населения страны, это много?
- Это схоластический вопрос. В принципе я уверен, что в Беларуси чиновников больше, чем их должно быть, но это связано с особенностями вашего политического режима. Учитывая, что у вас в экономике действует в значительной степени административная модель, то количество чиновников при ней гораздо выше, чем при рыночной.
Вообще же, чиновников должно быть не много и не мало, а столько, сколько нужно.
Я всегда скептически относился к кампаниям по сокращению численности чиновников, которые всегда у нас проводились в советские годы и всегда приводили к увеличению числа чиновников.
- На минувшей неделе конгресс США принял "Акт о демократии в Беларуси". Как вы оцениваете решение американских законодателей?
- Я считаю, что это решение имеет значение прежде всего для экономики вашей страны. С другой стороны, я не вижу политических рычагов, с помощью которых Соединенные Штаты всерьез могут повлиять на происходящее в Беларуси. Если, разумеется, в данном случае исключить спецоперации вроде афганских или иракских.
Правда, я думаю, когда речь идет о Беларуси, никто в США таких планов не имеет. По крайней мере сегодня точно не имеет. Ваша страна непосредственно граничит с Россией, и любая попытка извне навязать Беларуси что-либо будет, это понимают все, негативно встречена Кремлем.
Был эпизод, когда на наших глазах удалось объединить всю Западную Европу против политического режима в Югославии. Но ведь, вспомните, там на протяжении десятка лет происходил открытый гражданский и межэтнический конфликт. Ничего подобного в Беларуси нет. На одной идее о том, что мы будем проводить интервенцию в Беларуси, потому что США не нравится режим Лукашенко , объединить европейские страны или призвать к этому Россию не удастся.
- На днях глава Администрации президента Беларуси Урал Латыпов нарисовал весьма радужную картину положения белорусов на фоне других стран СНГ. Насколько, на ваш взгляд, это соответствует действительности?
- Беларусь еще в советское время выглядела предпочтительнее на фоне многих других союзных республик. "Сборочный цех" предполагал более высокий уровень образования, сравнивая, скажем, со Средней Азией, большее количество научно-технической интеллигенции. Сегодня Беларусь не вовлечена ни в какой конфликт - ни в чеченский, ни в иракский. И то спокойствие, которое в этом смысле есть в стране, для многих является весьма важным и желанным. Вместе с тем Беларусь отстает в целом ряде отраслей и не имеет перспективы, обозначим ее так, бурного роста. Это напоминает эффект, который был свойственен временам позднего СССР. Беларусь в каком-то смысле повторяет опыт Советского Союза, накапливая негативные, застойные моменты в развитии экономики и не только.
- Возникнут ли, по-вашему, проблемы в Беларуси из-за санкций, которые может принять в отношении нашей страны Евросоюз после референдума?
- Определенные проблемы, не исключаю, могут возникнуть, но в этом случае многое будет зависеть от отношений между Беларусью и Россией. Если наша страна готова будет поддержать Беларусь, а здесь есть как "за", так и "против", то результат таких санкций будет минимальным.
Некоторое время тому назад все выглядело так, что Лукашенко со своими мнениями в ряде случаев остается один на один с Западом, а Россия как бы не очень стремится его во всех случаях поддерживать. Но в связи с сегодняшними реформами в России Путин также подвергается серьезной критике со стороны Запада. Иными словами, критики сегодня сближают российского и белорусского президентов. Вот вам и дополнительный шанс для благоприятных отношений Беларуси с Россией.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |