Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Народная газета, 9 октября 2004
Для любого государства, как и для всего общества, важнейшей задачей является обеспечение личной безопасности граждан. Если этого нет, то любые экономические и другие успехи уходят на второй план. Не случайно столь пристальное внимание этому вопросу уделяет руководство Белоруссии. О проблемах, связанных с обеспечением личной безопасности наших граждан и республики в целом, корреспондент «Народной газеты» беседует с известным белорусским политологом Николаем СЕРГЕЕВЫМ.
– Само понятие «безопасность» включает в себя несколько составляющих: собственно военная безопасность, общественная и другие виды безопасности. В последнее время особенно злободневными стали вопросы антитеррористической безопасности.
К сожалению, ни одно государство мира сегодня не застраховано от того, что какие-либо экстремистские силы могут применить против него террористические акции и путем шантажа попытаться вынудить правительство принимать необходимые террористам политические решения.
– Человек имеет свойство привыкать к хорошему, и когда государством успешно решаются проблемы безопасности, зачастую мы не задумываемся об этом. Безопасность понятие многостороннее, но, пожалуй, ее главная составляющая все-таки военная...
Давайте вначале конкретизируем ее значение на примерах из новейшей истории. Сразу после разрушения Советского Союза в Польше все громче стали заявлять о себе силы, которые предлагали пересмотреть итоги Второй мировой войны и, в частности, вернуться к границам 39-го года. В начале 90-х годов карта «пересмотра границ» усиленно разыгрывалась, в том числе и в Белоруссии, когда антинациональные силы пытались навязать белорусскому народу некий комплекс вины за освободительный поход Красной Армии в Западную Белоруссию 1939 года. В это же время происходила масштабная передислокация польских войск на восточную границу Польши. По данным военных источников на границу с Белоруссией были переброшены воздушно-десантные войска и ударные танковые части.
– Можно ли говорить, что со стороны Польши готовилось военное вторжение?
Нет, речь о прямой агрессии, конечно же, не шла. Хотя полностью исключать подобное развитие событий тоже было нельзя. Вопрос стоял о моделировании на территории Белоруссии конфликта наподобие того, который был спровоцирован западными спецслужбами в Югославии или Молдавии (раскол на Молдову и Приднестровье). В Белоруссии предполагалось разжечь конфликт на религиозной и культурно-языковой почве.
Политические предпосылки для этого в то время были благоприятными. В Верховном Совете ХII созыва господствовали Позняк и его команда с крайне националистической риторикой, исполнительная власть была слаба и коррумпирована, вооруженные силы небоеготовы и деморализованы. Опыт показывает, что для разжигания на пустом месте полномасштабного религиозного или этнического конфликта западным специалистам по конфликтам «низкой интенсивности» требуется 6–7 лет. Поэтому «полыхнуть» в Гродненской области (а именно этот регион в смысле возможной конфликтности рассматривался западными стратегами как наиболее перспективный) должно было в 1996--1997 годах.
И после этого по отработанной на Балканах схеме в Белоруссию вошли бы «миротворцы» из НАТО. И в итоге в Европейском союзе объявилась бы новая Речь Посполитая с заметно расширившимися территориями. Все это было очень серьезно, и перспективы для Белоруссии были неблагоприятны. Но в 1994 году, когда Президентом стал Александр Лукашенко, эти планы рухнули. Началось реальное строительство вооруженных сил Белоруссии (до 1994 года можно говорить, что они существовали только формально). Был сделан важнейший геополитический шаг – создан Союз Белоруссии и России, который является гарантом территориальной целостности Белоруссии. Белорусская армия, которая, по оценкам международных экспертов, находится в хорошей боеготовности, стала частью объединенной группировки войск и прикрывает западные рубежи Союзного государства Белоруссии и России.
Причем роль военной организации Союзного государства в последнее время резко возрастает, так как началась передислокация американских войск из Германии и других стран Центральной Европы на восток, к границам Белоруссии и России. Причем в первую очередь к границам Союзного государства переводятся ударная авиация и тактические ракеты, способные нести ядерное оружие. Поэтому, когда оппозиция выступает против Союза Белоруссии и России, она действует не в интересах белорусского народа и государства, а на руку как раз тем западным стратегам, которые намеревались толкнуть Белоруссию по «косовскому» пути.
–Что касается антитеррористической безопасности. Руководство республики в этом вопросе действует на упреждение, используя как отечественный опыт борьбы с политическим бандитизмом в 20-х и 40-х годах, так и наработки тех стран, которые постоянно подвергаются террористическим атакам.
Действительно, это так. Это касается в том числе и решения о создании территориальных войск. В тех странах, где они существуют, территориальные войска играют неоценимую роль в борьбе с терроризмом. Кстати, в Российской Федерации роль территориальных формирований призваны играть казачьи войска. Но, к сожалению, процесс их становления пока в самом начале. По замыслу западных разведок, первым шагом на пути к политическому терроризму является создание экстремистских организаций. В частности, в Белоруссии, как заявил 6 октября Государственный секретарь Совета безопасности РБ Геннадий Невыглас, некоторые лидеры оппозиции пытаются создать в республике сеть экстремистских организаций под общим названием «Белорусское братство». Причем возглавляет оргкомитет один их таких лидеров оппозиции как бывший генерал Валерий Фролов. Причем деятели из этого «братства» имеют тесные связи с экстремистами из УНА-УНСО на Украине. В настоящее время США уже потратили на создание организаций подобного толка в Белоруссии более 400 тысяч долларов. В ближайшее время они намерены потратить на эти мягко говоря сомнительные цели суммы, превышающие миллионы долларов США.
Еще одна грань антитеррористической безопасности - борьба с коррупцией, так как именно мздоимство чиновников зачастую делает возможным само совершение террористических актов. Например, недавнее проникновение террористок-смертниц на борт двух самолетов в Домодедово произошло по вине служащего авиакомпании.
В Белоруссии уделяется особое внимание борьбе с коррупцией. Собственно говоря, имевшие место громкие аресты и судебные процессы – это прямое следствие шагов по искоренению этого уродливого явления из среды государственных служащих. Это видят и понимают все, кому дороги мир и покой на белорусской земле.
(Беседу вела Элла Чазова)
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |