Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
29 сентября 2004 г., «Молдова Ази»
Оазу Нантой
"Замороженное" состояние приднестровского конфликта следует, в целом, относить насчет того, что он обслуживает набор интересов (геополитических, экономических, криминальных и т.д.) в условиях хронической некомпетентности и коррумпированности (соучастия) кишиневской политической элиты и отсутствия значимого интереса к нему со стороны ЕС, НАТО и США. Последние годы привели к существенным изменениям на политической карте Европы. Балтийские страны, наши бывшие коллеги по сплоченной семье республик-сестер СССР, окончательно оторвались от коммунистического прошлого, став полноправными членами как НАТО, так и ЕС. Наша соседка Румыния также стала 2 апреля 2004 членом НАТО и надеется, что в 2007 будет принята в ЕС. В связи с этим ЕС также стал осознавать, что Республика Молдова, которая еще несколько лет назад была так далеко, становится соседом ЕС вместе со всеми своими проблемами - неразрешенным конфликтом, незаконным присутствием иностранных войск, огромными запасами оружия и боеприпасов, и, как следствие - незаконным оборотом оружия, вовлечением "пмр" в международную сеть организованной преступности для крупных экономический преступлений и т.д. Это означает, что мы, какие есть, бессильные и наивные, стали реально угрожать безопасности ЕС. Расширение ЕС повлекло за собой смену его отношения к приднестровскому конфликту - от уклонения от любого вмешательства до принятия конкретных мер - так, 27 февраля 2002 г. ЕС и США лишили права на получение въездных виз семнадцать представителей сепаратистского режима.
У Республики Молдова есть еще один сосед - Украина. Уместно вспомнить, что так называемая "пмр" являет собой узкую полосу земли между Украиной и остальной частью Молдовы, а в том случае, если Республика Молдова приостанавливает поток товаров из и в "пмр", ее экономическая жизнеспособность всецело зависит от проницаемости границ с Украиной,
Вспомним, как развивались события с того момента, как Владимир Воронин решил ввести новые таможенные печати 1 сентября 2001 г. Для начала Молдова убедилась в том, что есть вопиющее разногласие между устными обещаниями президента Украины разрешить установление совместных молдо-украинских постов вдоль участка границы, контролируемого тираспольским режимом, и реальной позицией киевских властей. Пришлось прибегнуть к прямому вмешательству ЕС, которому удалось "убедить" Киев подписать Протокол о сотрудничестве между Таможенным департаментом РМ и Государственной Таможенной Службой Украины, вступивший в силу 25 мая 2004 г. По крайней мере официально, на бумаге, Украина согласилась с тем, что передвижение товаров между таможенными территориями Республики Молдова и Украины будет производиться на основании сопроводительных, торговых и таможенных документов, принятых в международной практике. На деле это означало, что могут легально действовать только те экономические агенты "пмр", которые зарегистрированы в качестве экономических агентов Республики Молдова.
Иными словами, Кишинев задумал ряд ограничительных действий по отношению к тираспольскому режиму (новая таможенная печать, обязательная регистрация экономических агентов "пмр" в Государственной регистрационной палате, оформление документов Таможенным департаментом Республики Молдова и др.), и, подняв скандал в связи с "нелояльным" поведением Украины, добился желаемой цели и политических дивидендов… усилиями ЕС.
Приблизительно тот же сценарий, сознательно или невольно, намечается теперь Владимиром Ворониным и в связи с последним витком напряженности. Когда Кишинев поставил условие обязательной регистрации экономических агентов "пмр" в Кишиневе, то было совершенно ясно, что за сим последует введение для тех же экономических агентов обязательных налоговых отчислений в бюджет Республики Молдова. Оставался неясным лишь вопрос: когда именно?
Отказ Владимира Воронина (под нажимом Запада) от подписания 26 ноября 2003 г. "Меморандума Козака" дал старт политике "наказания" Республики Молдова всеми возможными путями со стороны тираспольских марионеток и их кремлевских хозяев. Начались новые издевательства над крестьянами левобережных сел, находящихся в подчинении Кишинева, которых лишили возможности убирать и продавать уже выращенный ими урожай; развязана новая жесткая атака на школы, подведомственные Кишиневу. Без всякого смущения Тирасполь прибег к силе, взяв под контроль железную дорогу. Информационная же война достигла истерических высот с обеих сторон. И снова молдавское государство продемонстрировало свою неспособность защитить собственных граждан, беспомощно апеллируя к всевозможным международным структурам, к странам-гарантам, к "московскому царю" и т.д. Вновь Кишинев идет по проторенной дорожке, объявляя ряд мер, выполнение которых на сто процентов зависит от позиции Украины.
И снова, как и в случае введения таможенных печатей нового образца, выясняется, что Украина прямо поддерживает тираспольский режим, а никак не Республику Молдова. И опять Кишинев допускает появления в официальной прессе негативных оценок поведения Украины, а параллельно максимально заостряет внимание ЕС. По-видимому, Кишинев начинает понимать, что настал момент, когда для удушения "пмр" он может использовать все более явный конфликт между заинтересованностью ЕС в обеспечении собственной безопасности и набором "старых", геополитических и экономико-криминальных интересов, реализуемых через "пмр". Ведь Киев может себе позволить вызывающее поведение по отношению к Республике Молдова, но никак не по отношению к ЕС.
Очевидно, что режим Игоря Смирнова сумел создать себе хорошо оплачиваемое "лобби" в рядах политической элиты Украины. Однако 31 октября в этой стране состоится первый тур президентских выборов, результат которых крайне важен для Республики Молдова: в случае, если Украина станет четко ориентироваться на ЕС и НАТО, тираспольский режим обречен. Строгий международный контроль приднестровского участка в сочетании с направлением налогов экономических агентов "пмр" в бюджет Республики Молдова приведет к краху этого режима.
Несомненно, данный сценарий сопряжен со многими рисками, ведь криминальный режим и спецслужбы в состоянии прибегнуть к "адекватным" мерам в свою защиту. Печально то, что молдавские правители не осознают важность диалога с населением левобережья Днестра для минимизации этих рисков, а рассчитывает только на вмешательство ЕС. Но не будет требовать от коммунистов слишком многого. На наше счастье, существует ЕС.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |