Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Второй тур хуже первого?

05.10.2004. Немецкая волна

Выборы в Казахстане

В ходе второго тура выборов в нижнюю палату парламента Казахстана, состоявшегося в прошедшее воскресенье, были допущены многочисленные нарушения выборного законодательства. Такого мнения придерживаются члены умеренно-оппозиционной партии «Ак Жол». Причем, как говорит ее сопредседатель Болат Абилов, второй тур превзошел по масштабам подтасовок, фальсификаций, подкупа избирателей все мыслимые пределы». «В нашем распоряжении имеются километры видеоматериалов, тысячи документов и фотоснимков, которые со всей очевидностью доказывают, что использование административного ресурса, сговор и круговая порука органов исполнительной власти, правоохранительных органов и избирательных комиссий стали обычной практикой», - говорится в заявлении «ак жоловцев», с которым они выступили в понедельник на пресс-конференции. Члены оппозиционной партии еще раз подчеркнули, что намерены добиваться признания выборов недействительными в судебном порядке.

Признать недействительными результаты нынешних парламентских выборов призывают и представители казахстанской ассоциации «Республиканская сеть независимых наблюдателей». Подробности – в сообщении наших корреспондентов:

Казахстанская республиканская сеть независимых наблюдателей (РСНН) на прошедшей в Алма-Ате пресс-конференции распространила заявление. В нем указывается, что все стадии выборного процесса в нижнюю палату парламента прошли с грубейшими нарушениями. Как отметил глава сети наблюдателей Дос Кушим, выборы 2004 года не явились шагом вперед, а продемонстрировали значительный регресс. По словам Доса Кушима, никогда ранее не наблюдалось такого огромного количества нарушений, как в этот раз. Так, помимо уже «традиционных» нарушений, к которым, например, относятся голосование одним членом семьи за всех родственников или заполнение выборного бюллетеня вне кабинки для голосования, республиканская сеть независимых наблюдателей заметила и ряд новых нарушений выборного законодательства. Это многочисленные случаи голосования одних и тех же людей на разных избирательных участках, подкуп избирателей (в основном – членов малообеспеченных семей и студентов), а также появление во время выборов «лже-наблюдателей», которые, якобы, представляли общественные организации. Представители Республиканской сети предполагают, что в действительности эти люди связаны с акиматами, которые хотели помешать работе настоящих наблюдателей. Вообще, заметил глава Республиканской сети независимых наблюдателей Дос Кушим, все вышеперечисленные нарушения были характерны для обоих туров голосования. Учитывая все факты грубейших нарушений, зафиксированных наблюдателями на избирательных участках Алма-Аты, Чимкента, Тараза и Кзыл-Орды, Республиканская сеть обратилась с настоятельной просьбой к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву и пока ещё действующему парламенту признать итоги выборов в нижнюю палату не действительными и назначить повторное голосование по всей республике.

Между тем, пропрезидентские партии Казахстана празднуют победу. По предварительным данным Центризбиркома республики, оппозиция смогла провести в новый состав парламента лишь двух своих представителей. Это члены партии «Ак жол». В связи с чем представители партии Нурсултана Назарбаева «Отан» и пропрезидентского аграрно-индустриального блока «АИСТ», получившие подавляющее большинство депутатских мандатов, в своих многочисленных интервью не устают заявлять: поражение оппозиции доказывает, что казахстанский народ, поддержав нынешние власти, выбрал стабильное развитие государства.

Однако лидеры казахстанских оппозиционных партий, в частности, сопредседатель «Ак жола» Булат Абилов, с такой трактовкой итогов выборов в корне не согласны. Сотни тысяч голосов, отданных избирателями оппозиционным партиям, наглядно демонстрируют, что народ обеспокоен тем, чтобы стабильность не привела к застою и еще большему процветанию коррупции. Вместе с тем, оппозиционеры не исключают, что под видом борьбы с коррупцией и наведения порядка в стране, власти могут начать аресты и преследования инакомыслящих.

Надо отметить, что косвенно опасения оппозиции уже начали подтверждаться. В понедельник в межрайонном административном суде города Алма-Аты было вынесено решение сразу по трем административным делам. Генеральная прокуратура Казахстана обвинила бывших кандидатов в депутаты от оппозиционного блока «Коммунистов и Демократического Выбора Казахстана» - Асылбека Кожахметова, Маржан Аспандиярову и Бахыт Туменову - в проведении несанкционированного митинга в период выборного процесса. К примеру, помощник прокурора Медеуского района Байдаулет Артынбеков заявил следующее:

- Органами внутренних дел возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Туменовой и других лиц, по факту организации проведения митинга 12 сентября 2004 года около 12 часов на площади Республики. Необходимо за нарушение законодательства «О порядке проведения мирных собраний, шествий, пикетов и демонстраций» назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 месячных расчетных показателей.

Между тем, оппозиционеры в разговоре с корреспондентами «Немецкой волны» заявили, что дело не в штрафе, размером чуть более 100 Евро, а в принципиальности позиции властей. Почему провластным партиям разрешено проводить всевозможные акции в центре города, а оппозиционерам для встречи с избирателями предлагают исключительно окраины? Так, выступая в свою защиту на суде Бахыт Туменова отметила следующее:

- Это была встреча избирателей. Никакого митинга не было. Даже если бы это хотели бы трактовать как митинг, то в Конституции РК в статье 32, прямо предусмотрено, что граждане РК вправе мирно проводить митинги, проводить пикеты. Поэтому я сегодня считаю, что все обвинения, которые сегодня против меня выстраиваются, как организатора митинга, они совершенно беспочвенны. И это заранее сфальсифицированные дела, которые заранее пытаются выставить как политический заказ.

Быхыт Туменову поддержала ее соратник по партии, сенатор Зауреш Батталова. По ее утверждению, на проведение встреч с избирателями кандидаты в депутаты не обязаны просить разрешение и согласовывать свои действия с органами местного государственного правления.

- Я это заявляю однозначно, потому что я сама проходила предвыборную кампанию, сама являюсь одним из соавторов ныне действующего закона «О выборах». Именно в такой трактовке нами давалась эта норма, где четко сказано, что свое право на встречу с избирателями они (кандидаты в депутаты) реализуют самостоятельно.

Надо отметить, что адвокаты оппозиционеров во время судебного процесса неоднократно пытались выяснить, по какой причине судьи и прокуроры трактуют встречу с избирателями как несанкционированный митинг, но так и не добились ответа. Кстати, по этой же причине еще один член президиума партии «Демократический Выбор Казахстана» Гульжан Ергалиева ранее отказалась выполнять вынесенное судом решение по аналогичному обвинению, объявив о своей акции неповиновения властям Казахстана.

Судя по всему, казахстанская оппозиция не намерена сидеть, сложа руки, и будет продолжать добиваться удовлетворения своих интересов. Так, 2-го октября не состоялся, но был перенесен на конец текущей недели всенародный митинг, в котором могут принять участие все, кто не доволен тем, как прошли выборы. Его проведение инициировано так называемой радикальной оппозицией.

Международные наблюдатели тоже продолжают обращать внимание мировой общественности на нарушения выборного законодательства в Казахстане, зафиксированные ими. В Страсбурге в понедельник открылась очередная сессия Парламентской Ассамблеи Совета Европы. И один из документов, который будет на ней рассмотрен - это отчет специального комитета ассамблеи, следившего за ходом выборов в Казахстане. В нескольких пунктах доклада подчеркивается, что выборы не соответствовали демократическим стандартам Совета Европы, а также ОБСЕ и других международных организаций. Кроме того, в отчете содержатся рекомендации казахстанскому руководству. Например, предложения о том, какие изменения стоило бы внести в выборное законодательство до 2006 года. Ведь на этот год в республике запланировано проведение президентских выборов.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ