Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
01.10.2004. Новое поколение (Казахстан)
Амина Джалилова
В международных СМИ появилась информация о том, что компания British Gas не хочет продавать свою долю в Кашаганском проекте. Если эта информация подтвердится, грандиозные планы правительства Казахстана по поводу большой нефти с шельфа потерпят фиаско
Переговоры между правительством Казахстана и британской компанией BG по поводу продажи доли в проекте разработки месторождения Кашаган приближаются к кульминации. Об этом можно судить по появлению диаметрально противоположных новостей о перспективах сделки. С одной стороны, американское агентство Bloomberg сообщает о том, что BG может отказаться от продажи своих акций. Но растущие цены на нефть на мировом рынке могут увеличить стоимость предлагаемого пакета, что способно стимулировать намерение BG продать свою долю в консорциуме "Аджип ККО". С другой стороны, Малькольм Бриндид, глава подразделения британо-нидерландской Shell exploration and production (Shell входит в состав консорциума "Аджип ККО"), заявил: "У нас нет каких-либо возражений против участия правительства Казахстана в Кашагане, однако это должно быть сделано на приемлемой коммерческой основе".
Между тем переговоры продолжаются. По словам министра энергетики и минеральных ресурсов РК Владимира Школьника, очередная встреча по вопросу приобретения доли в Кашагане состоится в октябре этого года в Лондоне. Министр опроверг информацию о нежелании BG продавать акции.
Пока Минэнерго борется с конкурентами в стремлении попасть в один из самых перспективных нефтяных проектов, Министерство экономики и бюджетного планирования ждет завершения сделки и получения своих дивидендов. Вице-министр экономики Бахыт Султанов сообщил, что в 2005 году BG выплатит в бюджет республики 100 миллионов долларов и эта сумма уже запланирована в доходной части проекта республиканского бюджета на 2005 год. Дело в том, что согласно заключенным контрактам, в случае, если происходит переуступка прав требования одного из участников консорциума, продавец обязан внести определенную сумму в бюджет. Бахыт Султанов отметил, что компенсация будет произведена независимо от того, кому будет продана доля BG в Кашаганском проекте.
Британская BG - один из пяти участников консорциума "Аджип ККО" - заявила о намерении продать свои 17% в прошлом году. Тут же о своем желании приобрести акции заявили две китайские компании. Однако остальные члены консорциума были категорически против присоединения восточной державы, они хотели поделить долю BG между собой. В этом году о притязаниях на британские акции заявило правительство Казахстана. Министр энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник в июне сообщил о том, что до конца года Казахстан намеревается приобрести долю в проекте. На что итальянская нефтегазовая группа ENI, возглавляющая проект, уклончиво ответила, что готова работать в этом направлении. С тех пор стороны ведут активные переговоры. В августе Владимир Школьник более четко обозначил позицию Казахстана в этом вопросе. Республика готова заплатить реальную рыночную стоимость - около 1,23 миллиарда долларов. Кроме того, министр сообщил, что правительство не станет перепродавать акции Китаю, который до сих пор претендует на долю в Кашаганском проекте.
Стремление Казахстана войти в консорциум, разрабатывающий одно из крупнейших месторождений мира, свидетельствует об увеличении экономической мощи государства. В свое время республика не только входила в состав консорциума, но и являлась его оператором через государственную компанию "Казахстанкаспийшельф". Такое положение вещей сохранялось с 1993 по 1998 год. Однако, не справившись со столь важной ролью, казахстанская сторона в 1998 году продала свою долю в проекте японской Impex и американской Phillips Petroleum. А "Казахстанкаспийшельф", потеряв свой статус, перепрофилировался в сервисную компанию и стал дочерним предприятием национальной компании "Казахойл" (нынешний "КазМунайГаз"). Сегодня же Казахстан созрел для того, чтобы вернуть себе долю в многомиллионном проекте. Да и западные партнеры, по всей видимости, склоняются в сторону Казахстана.
Однако, по мнению аналитиков, внутри самого консорциума существуют серьезные разногласия по поводу маршрутов транспортировки кашаганской нефти. Американские партнеры лоббируют проект Баку - Тбилиси - Джейхан, европейцы же предпочитают более дешевый иранский маршрут. Попав в консорциум, Китай, несомненно, стал бы продвигать использование трубопровода Атасу - Алашанькоу, что внесло бы еще большие разногласия. С другой стороны, Казахстан тоже заинтересован в китайском направлении, так как республике необходимо развивать все имеющиеся маршруты.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |