Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Звездные врата Байконура

05.10.2004. Красная Звезда

Беседовал Александр Тихонов

Байконур стал одним из главных мировых символов освоения космоса как в мирных, так и в военных целях. Ставни этого "окна во Вселенную" не захлопнулись даже шквальным ветром перемен в начале 90-х годов. Байконур оказался крепче, чем СССР, который его создавал…

Космодром в казахстанских степях до сих пор продуктивно работает. По договоренностям между двумя странами аренда этого уникального объекта продлится как минимум до середины XXI века. О сегодняшнем дне Байконура, о сотрудничестве России с Казахстаном и другими странами в области космонавтики "Красной звезде" рассказывает один из известных российских специалистов по вопросам развития космической отрасли Александр КУЗНЕЦОВ.

- Обычно двухсторонние договоры за подписью глав государств либо разрешают серьезные противоречия, либо придают новый импульс развитию сотрудничества в той или иной сфере. Как в этом плане следует оценивать подписание президентами России и Казахстана во время визита Владимира Путина в Республику Казахстан в январе с.г. ряда документов о сотрудничестве России и Казахстана в космической области?

- Ситуация была несколько необычная: еще не закончился срок действия ранее подписанного договора аренды Байконура до 2014 г., как было подписано новое соглашение, которое установило срок аренды космодрома до 2050 г. Для этого есть целый ряд причин, которые были приняты во внимание главами государств, когда такое решение принималось.

Байконур - это комплекс, который не может эксплуатироваться на основе каких-то краткосрочных программ. Дело в том, что, например, жизненный цикл изделий ракетно-космического комплекса – порядка 30 лет (то есть вновь созданная или основательно модернизированная ракета-носитель эксплуатируется, как правило, не менее трех десятилетий). Так как это очень сложная продукция, первые годы ракета обычно бывает не совсем надежной, она достаточно долго доводится. Лишь через 5 - 7 лет начинается нормальная устойчивая эксплуатация. Поскольку наше космическое агентство участвует в коммерческих проектах, необходимо учитывать, что все это страхуется, а ставки страхования, которые непосредственно влияют на стоимость покупаемых заказчиками услуг, зависят от набора статистических данных. Грубо говоря, чем старше ракета, тем она более привлекательна экономически. Если у ракеты нормальная статистика, то она востребована на рынке.

В общем, для привлечения инвесторов в космическую отрасль они должны видеть перспективу ее развития минимум на три десятилетия. Исходя из этого были проведены переговоры с нашими казахстанскими коллегами, и в результате подписано соглашение, которое закрепило нынешний статус комплекса Байконур, в который входят космодром и город Байконур, до 2050 года. Теперь перед инвесторами можно совершенно нормально представлять наши проекты. Уже сейчас, например, началась работа по новому проекту "Наземный старт", в котором впервые в качестве инвестора выступает российская, а именно Уральская горно-металлургическая компания. Она предоставляет достаточно крупные инвестиции – десятки миллионов долларов.

Кроме этого, были серьезные предпосылки для продления действия договора аренды и с казахстанской стороны. В Казахстане традиционно большое внимание уделяется защите окружающей среды. Как вы знаете, был закрыт Семипалатинский полигон в связи с массовыми выступлениями местного населения по поводу того, что полигон негативно влияет на окружающую среду и здоровье людей. Возникает очень много вопросов, связанных с использованием токсичных компонентов ракетного топлива амилгептил, используемого при запуске ракет-носителей "Протон". В 2002 году были слушания по экологии космической деятельности в казахстанском парламенте, в ходе которых прозвучала очень жесткая критика в адрес правительства Казахстана. И в начале 2003 года возникла идея в перспективе решить проблему размещения на Байконуре космического ракетного комплекса тяжелого класса, который мог бы через некоторое время заменить "Протон". Такой комплекс, как известно, разрабатывается в России – это семейство РН "Ангара". Наши специалисты год изучали возможность реализации такого проекта на Байконуре. Удалось найти подходы, которые оказались взаимоприемлемыми для российской и казахстанской сторон. Затем были выпущены проектные материалы, несколько раз этот вопрос обсуждался на заседаниях межправительственной комиссии по сотрудничеству между Россией и Казахстаном. В результате в соглашении "О развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса Байконур" появилась новая статья.

Казахстан сегодня очень привлекателен как потенциальный инвестор наших космических проектов. Профинансирован контракт по ценам, близким к мировым, по созданию казахстанского спутника связи и телевещания, который должен запустить российский Центр им. Хруничева. Кроме того, Казахстан сегодня принял основные решения по финансированию комплекса "Байтерек", создаваемого на базе ракетно-космического комплекса "Ангара".

- Какие пункты соглашения между нашими странами "О развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса Байконур будет труднее всего выполнить и почему?

- Сейчас на основе подписанного президентами России и Казахстана соглашения готовится вариант договора аренды, где детально расписываются все механизмы взаимодействия. Думаю, что эти механизмы будет сложнее всего согласовывать, но после согласования работать будет проще.

Например, вопрос о гарантиях обеспечения конституционных прав граждан Республики Казахстан на комплексе Байконур, который был поставлен казахстанскими коллегами, очень горячо обсуждали вплоть до самого последнего момента перед подписанием соглашения, хотя представители Федерального космического агентства вроде и не должны быть специалистами в этой области. С казахстанской стороны в его обсуждении участвовали и генеральная прокуратура, и МВД, по этому поводу было решение казахстанского Конституционного совета (в Казахстане он выполняет ту же функцию, какую в России Конституционный суд). Все это связано с существовавшим в последнее время порядком, согласно которому если гражданин Республики Казахстан осуществляет на Байконуре противоправные действия в отношении граждан или имущества РФ, то он подлежит осуждению российским судом. Раньше если преступление на Байконуре совершала группа из граждан России и Казахстана, то до подписания договора аренды судило их два суда: российский гарнизонный военный суд, где гражданин Казахстана проходил как свидетель, после чего дело передавалось соответственно в суд казахстанский, где уже российский гражданин проходил в качестве свидетеля. Такой порядок приводил к затягиванию решений на годы. Поэтому были введены нормы, в соответствии с которыми все эти дела были переданы в российский суд. Но тут тоже возникла коллизия. Если гражданин Казахстана осужден российским судом, то далее он должен отбывать наказание в местах лишения свободы на территории РФ. И возникает парадоксальная ситуация: гражданин Республики Казахстан, совершив противоправное действие на территории Казахстана, должен быть этапирован в Россию. В качестве жеста доброй воли (о чем совместно с МВД Российское космическое агентство проинформировало казахстанскую сторону) реально ни один гражданин Казахстана не был этапирован на территорию РФ, и все осужденные нашим гарнизонным военным судом казахстанские граждане – их несколько человек - отбывают наказание на территории космодрома. Препятствий для их передачи казахстанской стороне нет.

Вопросы казахстанской стороны в связи со всем этим объяснимы. В то же время можно понять и руководство российских предприятий космодрома. Если на российском предприятии комплекса Байконур работник что-то сломал или украл, очевидно, что он должен нести ответственность за свои действия. Если же от ответственности позволит уйти наличие казахстанского гражданства, тогда возникает вопрос: как принимать на работу гражданина Республики Казахстан? Эту ситуацию надо урегулировать, и, конечно, нужно на равных условиях трудоустраивать граждан РФ и Казахстана. Для этого необходима такая правовая база, которая, с одной стороны, гарантировала бы права граждан Республики Казахстан, а с другой – ограждала бы работодателя от каких-то противоправных действий.

Требуют уточнения правила регистрации юридических лиц на территории комплекса Байконур (где должны регистрироваться и платить налоги предприниматели и т.д.), есть вопросы по таможенным делам. Сейчас действует отдельное межправительственное соглашение по правоохранительным органам, которое применяется временно, потому что в нем кое-что не устраивает казахстанскую сторону. Правительство Казахстана подписало это соглашение, но оно не прошло ратификацию в парламенте - депутаты проголосовали против. Одним словом, много вопросов предстоит еще дорабатывать.

- Александр Николаевич, а каков в целом, так сказать, "дебет-кредит" Байконура? Каковы расходы на его содержание и доходы от его использования?

- Большинство запусков в космос в настоящее время Россией производится с Байконура, поэтому если прекратить его эксплуатацию, наша космическая деятельность в значительной степени будет свернута. Так, для контроля ракетоопасных районов используется два типа спутников: один выводится на высокоэллиптическую орбиту с Плесецка, а второй – на геостационарную с Байконура. То есть без спутников на геостационарной орбите решить эту задачу в полном объеме невозможно. А телевещание и связь обеспечиваются исключительно спутниками на геостационарных орбитах. Наши спутники на геостационар выводятся ракетами-носителями "Протон" только с Байконура. Все пилотируемые программы осуществляются тоже лишь с Байконура, что обусловлено величиной наклонения орбиты Международной космической станции (от наклонения орбиты, как известно, зависит, над какими районами Земли пролетает корабль). С Плесецка туда долететь очень тяжело, это энергетически невыгодно. То есть теоретически это возможно, практически же на сегодня нереально. Поэтому разумной альтернативы Байконуру в настоящее время нет.

Министерство обороны РФ заинтересовано в запуске с территории России, поэтому и нужен космодром в Плесецке. Что же касается Байконура, у Федерального агентства есть согласованная с Министерством обороны РФ программа, по которой военные задачи постепенно концентрируются в Плесецке, а гражданские - на Байконуре.

Арендная плата за космодром составляет 115 млн. долларов в год.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ