Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Журнал «Этнический мир» №21
Татыбаев Азиз, Национальный университет Узбекистана
Одной из определяющих тенденций современного мирового развития является рост этнического и национального самосознания, выразившийся, в частности, в колоссальном росте числа новых независимых государств.
Строго говоря, в мире нет в чистом виде мононациональных или моноэтнических государств. Есть лишь нации-государства (nation-state), характерезующиеся доминирующей ролью или преобладанием одной нации. Они лишь на первый взгляд выглядят мононациональными, так как современное национальное однообразие в них является продуктом длительного исторического развития, стершёго во многом существовавшую ранее полиэтничность. Вместе с тем, все эти сложнейшие процессы происходят на фоне глобальной экономической, политической, информационной и культурной интеграции, а также роста и изменения характера миграций населения во второй половине ушедшего и начале этого столетий.
Наряду с экономическими факторами, всегда игравшими важную роль в развитии миграционных процессов, все большее значение в определении направления миграций приобретают политические факторы, такие как: образование новых государств, изменение границ, национально-освободительная борьба, политико-экономические преобразования в различных странах, национальные и религиозные мотивы. Таким образом, межэтнические и межнациональные отношения в многонациональных государствах являются одним из ключевых факторов национальной безопасности и внутриполитической стабильности.
В современных условиях, вряд ли можно однозначно утверждать, что члены одной нации в своей культурной практике осуществляют действия и реализуют взгляды, элементы которых имеют исключительно моноэтническое или мононациональное происхождение. В культуре и, в частности, в языке наций все более и более возникают элементы заимствований у других наций.
Реальность такова, что одним из факторов (возможно даже, системообразующим) выживания и идентичности нации является ее открытость, неизолированность от других обществ и культур, обусловленность ее существования и развития эффективностью и степенью взаимодействия с мировым сообществом. В этой связи, мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что строительство государства, основанное лишь на принципе «этнической основы» - путь тупиковый, исторически бесперспективный. Государственное строительство тем более будет эффективно, чем более будет избегать в своей политике одностороннего выпячивания этнического и национального элементов.
Для всего Центрально-Азиатского региона в целом и для Узбекистана, в частности, многонациональность и полиэтничность на протяжении всей его многовековой истории всегда являлась фундаментальной харак-терной особенностью, базовым источником формирования и развития населявших его территорию народов.
Даже краткий исторический анализ сложения современной многонациональной структуры Узбекистана (в силу объективных и субъективных причин) свидетельствует о сложности процесса формирования и развития своеобразного типа этносоциальной общности, характерной страны.
Исторически сложившейся особенностью и основополагающей чертой Узбекистана, которую нельзя не учитывать в этнополитике, является то обстоятельство, что значительная часть этнических узбеков проживает за пределами собственного государства, как в регионе Центральной Азии, так и в других государствах мира.
Этническая политика в Узбекистане формируется и осуществляется исходя из того, что уровень цивилизованности и демократичности общества, движущегося к построению правового государства, определяется тем, какие условия и возможности предоставляются всем национальным и этническим группам для их саморазвития и самоутверждения, сохранения культурной и языковой самобытности, полной реализации духовного и интеллектуального потенциала.
Национальное возрождение узбекского народа есть ничто иное как способ, с одной стороны, самоутвердиться в качестве независимого и суверенного национального государства, а с другой - не допустить во внутригосударственной политике господства местного провинциализма, региональной замкнутости, местничества, клановости и крайних проявлений политизированного национализма с тем, чтобы не нарушить хрупкую грань между законным чувством национальной гордости и самобытности, и чувством национальной ограниченности.
В условиях, когда нация осознает себя, обретает уверенность в себе и своих силах, когда она возвращается к своим истокам, составляющим истинную суть бытия, элемент стихийности, присутствие которого на начальном этапе подъема национального самосознания неизбежен и объективен, в дальнейшем может стать фактором, тормозящим движение нации к прогрессу. При определенных обстоятельствах стихийность может трансформировать национальное самосознание таким образом, что оно приобретет гипертрофированные формы национализма. В условиях многонационального государства, может сложиться диспропорция и произойти ущемление интересов и торможение роста национального самосознания представителей, так называемых, нетитульных этносов и этнических групп. Поэтому для молодых многонациональных независимых государств необходима хорошо разработанная и продуманная этнополитика, способная обеспечить в обществе гражданский мир и межэтническое согласие.
Главным направлением политики Узбекистана в области межэтнических отношений является стремление сохранить и развивать этническую самобытность без ущерба общественным интеграционным процессам, вместе с тем, не допустить превращения мощных процессов национального становления в националистические по своему характеру и содержанию.
В Узбекистане экономические, производственные, трудовые, семейные отношения во многом зависят от состояния и характера межэтнических отношений и связей во внутрирегиональном аспекте. Объективная необходимость сохранения сложившейся в республике национальной структуры диктуется и фактором многоэтничности народонаселения.
Вместе с тем, в современных, достаточно противоречивых условиях переходного периода построения демократического, гражданского общества на базе рыночной экономики в сфере межнациональных отношений необходимо учитывать следующие реалии:
1) Наличие определенных неантагонистических противоречий в сфере межэтнических отношений, поскольку данное обстоятельство является характерным для периода становления новых независимых государств;
2) Нельзя допустить, чтобы имеющиеся противоречия переросли в острые межэтнические и внутри национальные конфликты, подрывающие социально-политическую стабильность в стране и регионе;
3) Необходимо учитывать сложившуюся социально-политическую ситуацию: неизбежность и необходимость сосуществования совместно проживающих представителей различных этносов, что должно определенным образом выражаться через проводимую государством этническую политику.
В области межэтнических и межнациональных отношений и в Узбекистане, и в Центральной Азии, в целом, существуют потенциальные факторы риска и угроз, способные дестабилизировать социально-политическую ситуацию с непредсказуемыми (может быть, трагическими) для всех народов последствиями. Объективную почву для возникновения таких конфликтных ситуаций в регионе создают последствия национально-колониальной политики, которую проводили Российская империя и далее - ее приемник Советский Союз. Национальная политика КПСС на протяжении длительного исторического периода была направлена на достижение социальной однородности в целях формирования в многонациональном государстве единой утопической общности – «советского народа».
Се6рьезным фактором риска являются неоднозначные последствия во многом произвольно осуществленной (в типично имперских традициях) политики по созданию территориально-административных границ республик Центральной Азии.
Фактором угрозы является и этнодемографическая ситуация в регионе. В разное время на развитие этнодемографических процессов оказывали большое влияние колонизация, индустриализация, активизация процессов урбанизации и другие. Характерной чертой государств ЦА являются высокие темпы прироста населения при остром дефиците непосредственно жизнеобеспечивающих ресурсов. Все это создает избыток трудовых квалифицированных ресурсов, образуемых, прежде всего, титульными нациями.
Самый жгучий вопрос для всех постсоветских государств ЦА - это обеспечение доступа их (по большой части неурбанизированного населения) непосредственно к жизнеобеспечивающим ресурсам, прежде всего - к воде и земле. Все эти факторы способны стать серьезными вызовами стабильности межнациональных и межэтнических отношений как на региональном, так и внутригосударственном уровнях.
Очевидно, что в сложившейся ситуации могут возникать самые разнообразные причины, порождающие и провоцирующие конфликты. Ими могут оказаться:
§ Непродуманность, двусмысленность государственно-правовых и нормативных актов (законов, указов, программ, концепций), по своему характеру, содержанию и позициям, противоречащих общепринятым международным нормам прав и свобод человека, конституционным положениям о равноправии наций.
§ Произвольная трактовка и комментирование государственных решений на уровне местных и региональных органов управления, искажение социальной, кадровой, языковой политики государства, в силу чего могут возникнуть серьезные деформации в сфере межэтнических отношений.
§ Усиление тенденций и процессов религиозной нетерпимости, противопоставление и противостояние различных религиозных конфессий.
§ Деятельность националистических и шовинистических организаций и движений, строящих ее на принципах нетерпимости, отдельного национального и этнического превосходства, а также отдельных политиков, деятелей культуры и искусства, выступающих приверженцами моноэтнического населения.
§ Существующие несовпадения в оценках и взглядах представителями различных этносов в отношении тех или иных политических, экономических, социальных процессов и тенденций, решений государственных органов, а также - духовно-культурные, моральные ценности, особенности историко-национальной самобытности и своеобразия.
§ Атмосфера нестабильности и напряженности в межнациональных и межэтнических отношениях, нагнетаемая средствами массовой информации – печатными изданиями, радио, телевидением.
§ Закулисное деструктивное вмешательство различных внешних сил, заинтересованных в дестабилизации социально-политической ситуации на межнациональной и межэтнической основе.
§ Нездоровая обстановка на потребительском рынке, обострение социально-экономических проблем, резкое снижение жизненного уровня населения.
Практика показывает, что конфликтные ситуации возникают не сами по себе, и их инициаторами выступают не национальные или этнические группы. Они лишь вовлекаются в эти процессы и, как правило, используются в качестве средства для реализации амбициозных, имперских, волюнтаристских и других устремлений определенных кругов.
В тонкой и деликатной сфере межэтнических отношений весьма трудно и сложно определить границы и рамки пространства, в пределах которых сохраняется состояние гармонии и стабильности. Поэтому проблемы таких взаимоотношений имеют важнейшее стратегическое значение и требуют особого внимания при развитии межгосударственных отношений в регионе и при реализации этнической политики в отдельных государствах.
Учитывая все это, а также тот фактор, что этнические узбеки компактно проживают во всех государствах Центральной Азии, Узбекистан выступает за многостороннюю кооперацию в регионе и является решительным противником единоличной региональной гегемонии. В своей политике он придерживается следующих принципиальных моментов:
1) Признание сложившихся государственных границ, неприкосновенность которых должна стать конституционным принципом внешней политики каждого государства, основным условием политической и экономической независимости.
2) Развитие национального самосознания народов региона приняло в настоящее время характер необратимого прогрессивного процесса. Многие из них окончательно сформировались как нации, что является существенным в процессе межнациональных отношений.
3) Географическая, этнокультурная и социально-религиозная близость народов, населяющих регион ЦА, выступает как позитивный момент межнационального диалога, межгосударственного, внешнеполитического и торгово-экономического взаимодействия.
4) Этническая политика, проводимая, в частности, в Узбекистане в рамках движения «Туркестан - наш общий дом» является по своей направленности и содержанию гуманистическим, конструктивным процессом, т.к. преследует цель достижения межнационального согласия в регионе.
5) Интеграционные процессы в регионе также должны развиваться, основываясь на определенном сочетании государственных, национальных и этнических интересов представителей всех этносов, являющихся гражданами республики и представляющими ее народ.
В своей внутренней этнополитике Узбекистан исходит из признания за каждой национальной и этнической общностью права национально-культурного самоопределения в рамках единого, независимого и суверенного государства. Ее основными принципами, призванными не допустить конфликтных ситуаций, угрожающих национальной и региональной безопасности в процессе регулирования межэтнических отношений, являются следующие:
§ Этническая политика государства должна строиться на приоритетности защиты прав личности (человека). Она должна избегать и не допускать ущемления прав и свобод граждан, не принадлежащих к государствообразующему (титульному) этносу.
§ Стратегическая линия в этнополитике государства должна строиться на методах, разрешающих межнациональные и межэтнические противоречия конструктивным образом.
§ Экономический прогресс нашего общества, базирующийся на рыночных отношениях, при обеспечении сильного механизма социальной защищенности людей, отвечает интересам всего полиэтнического населения, проживающего на территории республики, создает прочную основу для реализации способностей и талантов каждого человека, для развития и повышения благополучия каждой семьи.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |