Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Мы сможем судиться со школами

20.10.2004 г.,  ЧАС

Элина Чуянова

Вчера два доктора педагогики Яков Плинер (депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ) и Валерий Бухвалов созвали пресс-конференцию, чтобы сообщить пренеприятное известие. Детально изучив результаты выпускных экзаменов за основную и среднюю школу нацменьшинств последних трех лет, которые были опубликованы в официальных статистических сборниках министерства образования, они сделали печальный вывод: качество ученических знаний неумолимо падает.

- 72,2 процента учащихся основной школы и 51,4 - средней сдают выпускные экзамены на 1- 6 баллов, что равноценно трем с плюсом по пятибалльной оценочной системе, - озвучил шокирующие цифры Яков Плинер. - В последние годы нет ни одного предмета, по которому хотя бы половина выпускников имела 7 баллов и выше. Мы очень надеялись увидеть успехи в освоении латышского языка, однако и здесь декларируемые чиновниками усилия ни к чему не привели: 56,8 процента учеников основной школы и 44,5 процента средней школы демонстрируют знания госязыка на 1- 6 баллов. Это значит, что как минимум 44,5 процента детей не смогут усвоить науки, преподаваемые им на латышском языке.

Катастрофически низки результаты по родному, русскому языку. В среднем 75,1 процента выпускников основной школы получили на экзаменах 1- 6 баллов. На уровень А родной язык сдали лишь один процент учеников - в то время, как этот показатель по Европе составляет 7- 10 процентов. Ухудшается и качество освоения естественных наук: так, в среднем 71,3 процента девятиклассников сдают химию, физику и биологию на 1- 6 баллов. Стабильно низкие результаты показывают выпускники как основной, так и средней школы по истории: более половины знают предмет лишь на 1- 6 баллов. Между тем никто в стране не исследует феномен столь низких школьных знаний.

По мнению Валерия Бухвалова, в Латвии нет системного подхода к образованию. Стандарты и программы разрабатываются не в стенах НИИ, как прежде, а в кабинетах политически ангажированных чиновников. Учебники пишут не вузовские преподаватели и тем более не группа ученых, а обычные школьные учителя. Подход к написанию пособий далек от научного. Отсюда и результат: учебники методически не выверены, хаотичны, изобилуют массой неточностей. В школах доминирует зубрежка, которая заменяет собой мышление. Образованием уже на протяжении многих лет руководят или недоучки, или непрофессионалы. Одним словом, отрасль находится в глубоком кризисе. А тут еще реформа...

- В некоторых школах учителя и администрация заявляют родителям: «Почему вы не помогаете своим детям учить предметы на латышском? Они сами не справляются», - сообщил Валерий Бухвалов. - Простите, говорят папы-мамы, а разве мы заказывали вам эту реформу? Это ведь вы рапортовали, что школа к реформе готова. Во-вторых, родители жалуются, что их детям на перевод одного задания по физике требуется полчаса. На выполнение задания требуется еще столько же времени. Уже сегодня ясно, что в большинстве школ введен негласный мораторий на реформу: преподавание на латышском заменяется билингвальным преподаванием. Там же, где директор бежит впереди паровоза, дети не усваивают предметы. Уроки сводятся к примитивному переписыванию текстов из учебников и их повторению вслух. Это нельзя назвать образованием. Сейчас мы собираем информацию по школам. Как только она будет систематизирована, мы предадим ее гласности. И тогда не исключено юридическое решение вопроса. Ведь если врач плохо лечит, больной вправе подать на него в суд.

И если школа не способна научить - значит, с ней тоже можно и нужно судиться.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ